Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания

 

УСТРОЙСТВр ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее турбокомпрессор с регулируемой радиальной центростремительной турбиной и регулятор наддува с механизмом перемещения, которьй установлен с внешней стороны торцовой стенки корпуса турбины и связан при помощи штоков с подвижной вдоль оси ротора стенкой соплового аппарата, от л ичающееся тем, что, с целью повьшения надежности, между подвижной стенкой соплового аппарата и торцовой стенкой корпуса концентрично с осью ротора установлены два сильфона разного диаметра и штоки механизма перемещения размещены в кольцевом зазоре между сильфонами.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

ОЗ,И ЛЮМ

РЕСПУБЛИК

4(51) F 02 В 37 12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fIO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OVHPbfAO

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автаесномм саищтвъстви (21) 3602802/25-06 (22) 09.06.83 (46) 30.01.85. Бюл. У 4 (72) И.В. Севрук и Ю.П. Волошин (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В.И. Ленина (53) 621.43.052(088.8) (56) 1. Современные устройства для регулирования наддува двигателей внутреннего сгорания тракторов и сельскохозяйственных машин. Обзорная информация ЦНИИТЗИ тракторсельхозмаш, Сер. "Тракторы, самоходные шасси и двигатели, агрегаты и узлы", вип.17, М., 1979, с. 17. (54)(57) УСТРОЙСТВР ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее турбокомпрессор с регулируемой радиальной центростремительной турбиной и регулятор наддува с механизмом перемещения, который установлен с внешней стороны торцовой стенки корпуса турбины и связан при помощи штоков с подвижной вдоль оси ротора стенкой соплового аппарата, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, между подвижной стенкой соплового аппарата и торцовой стенкой корпуса концентрично с осью ротора установлены два сильфона разного диаметра и штоки механизма перемещения размещены в кольцевом зазоре между сильфонами.

1137225

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к комбинированным двигателям внутреннего сгорания с регулируемым наддувом. 5

Известно устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащее турбокомпрессор с регулиру« емой радиальной центросмесительной турбиной и регулятор наддува с меха- 10 низмом перемещения, который установ- лен с внешней стороны торцовой стенки корпуса турбины и связан при помощи штоков с подвижной вдоль оси ротора стенкой соплового аппарата Ц . 15

В известном устройстве решена проблема повышения мощности двигателя на неноминальных режимах работы путем повьппения давления наддува. На неноми. нальных режимах механизм перемещения 20 смещает подвижную стенку соплового аппарата в сторону уменьшения его сечения, чем достигается согласование давления наддува с режимом работы.

Однако штоки механизма перемещения в известном устройстве соприкасаются с рабочими турбинами и поэтому их нужно предохранять от коррозии, а также нужно уплотнять отверстие, через которое они выступают наружу кор30 нуса для сопряжения с механизмом перемещения. Уплотнение отверстий создает опасность заклинивания штоков.

Таким образом, из:естное устройство нуждается В nOBbIUIeHHH HBpKKHOCTH °

Цель изобретения — повьппение надежности.

Цель достигается тем, что в устрой стве для наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащем турбокомпрес-40 сор с регулируемой радиальной турбиной и регулятор наддува с механизмом перемещения, который установлен с внешней стороны торцовой стенки корпуса турбины и связан при помощи штоков с подвижной вдоль оси ротора стенкой соплового аппарата, между подвижной стенкой соплового аппарата и торцовой стенкой корпуса концентрично с осью ротора установлены два сильфона разного диаметра и штоки механизма перемещения размещены в кольцевом зазоре между сильфонами.

На фиг. 1 показан двигатель общий вид, на фиг. 2 — узел размещения 55 лопаток соплового аппарата на подвижном торцовом диске и в вырезах корпуса, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг.2, на фиг. 4 — вариант с безлопаточным сопловым аппаратом, на фиг. 5 — сильфоны.

Двигатель 1 внутреннего сгорания снабжен турбокомпрессором 2 с регулируемой радиальной центросмесительной турбиной 3. Турбина размещена в неподвижном корпусе 4 и снабжена общим с компрессором ротором 5. Механизм перемещения 6 регулятора наддува (не показан) при помощи штоков 7 связан с сопловым аппаратом 8 турбины. Последний снабжен подвижной стенкой 9, может быть снабжен лопатками

10 и выполнен с покрывающим кольцом

11. Штоки 7 обеспечивают перемещение стенки 9 вдоль оси ротора. Турбина снабжеча входной улиткой 12 для подключения к выхлопному коллектору двигателя. Для охлаждения наддувочного воздуха предусмотрен воздухоохладитель 13. В случае выполнения подвижной стенки 9 с лопатками 10 в покрывающем кольце 11 выполняют прорези 14, обеспечивающие зазор g по контуру лопаток. Два кольцевых сильфона 15 и

16 разного диаметра установлены между торцевой стенкой корпуса турбины и подвижной стенкой 9 соплового. anna— рата, а для их центровки предусмот-. рен диск 17.

В процессе работы двигателя его отработавшие газы через улитку 12 поступают в сопловой аппарат 8 и из него на рабочее колесо турбины 3.

Мощность турбины через ротор 5 нередается компрессору, в котором сжимается воздух для наддува двигателя.

Сжатый воздух поступает в двигатель через воздухоохладитель 13. Давление сжатого воздуха зависит от давления газов перед турбиной и будет тем выше, чем вьппе давление газов, а давление последних в значительной мере зависит .от сечения соплового аппарата турбины.

На неноминальнсм режиме механизм перемещения б двигает стенку 9 вдоль оси ротора 5 в направлении покрывающего кольца 1 1. При этом лопатки 10 входят в прорези 14, а ширина соплового аппарата уменьшается и соот ветственно уменьшается площадь его проходного сечения, что приводит к повышению давления наддува.

В варианте конструкции.по фиг. 4 газы проходят по безлопаточнсму сопловому аппарату, размер Ъ которого изме

3 1 няется путем перемещения стенки 9 вдоль оси ротора 5, что приводит к остижению того же эффекта.

При перемещении стенки 9 сильфоны также изменяют свою высоту. Однако штоки 7 все время остаются в замкнуj 37225 4 том пространстве, образующемся в кольцевом зазоре между сильфонами.

Доступ газов к ним исключен, и отпада« ет необходимость уплотнения отверстий, через которые штоки выступают наружу корпуса. Благодаря этому повышается надежность всего устройства в целом.

1137225!

137225

Фиг.У

Составитель М. Файн

Техред С.Легеэа Корректор.M. Демчик

Редактор И. Дылын

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 10491/24. Тираж 538 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергомашиностроению и машиностроению, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания (ДВС) преимущественно с наддувом и воспламенением заряда от постороннего источника

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для использования в системах байпасного регулирования турбины турбокомпрессора и рециркуляции отработавших газов в дизеле

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах наддува двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам настройки и регулирования параметров наддува двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с турбонаддувом

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности дизелям с газотурбинным наддувом

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностике судовых дизелей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах турбонаддува тепловозных двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
Наверх