Рулевой механизм транспортного средства

 

1. РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий зубчатую передачу с ведущей шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой , отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости транспортного средства путем обеспечения оптимального закона изменения передаточного числа зубчатой передачи, шестерня выполнена конической , а зубья разнесены по ширине рейки так, что обеспечено их зацепление с зубьями щестерни на разных радиусах ее делительных окружностей. 2. Механизм по п. 1, отличающийся т&, что коническая шестерня выполнена прямозубой . 3. Механизм по п. I, отличающийся тем, что коническая шестерня выполнена пирамидальной , состоящей не менее,чем из двух соосных цилиндрических шестерен различного радиуса. сл 4 to 00 4 ОО

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (19

4(„ д) В 62 D 3/12; F 16 Н 3/42

ВСРМЪЯР" 7

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3550722/27-1 1 (22) 10.02.83 (46) 28.02.85. Бюл. № 8 (72) P. Ф. Абдеев (71) Читинский политехнический институт (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Патент Японии № 52-29049, кл. В 62 D 3/12, 1977. (54) (57) 1. РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий зубчатую передачу с ведущей шестерней, находяшейся в зацеплении с зубчатой рейкой, отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости транспортного средства путем обеспечения оптимального закона изменения передаточного числа зубчатой передачи, шестерня выполнена конической, а зубья разнесены по ширине рейки так, что обеспечено их зацепление с зубьями шестерни на разных радиусах ее делительных окружностей.

2..Механизм по и. 1, отличающийся тем, что коническая шестерня выполнена прямозубой.

3. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что коническая шестерня выполнена пирамидальной, состоящей не менее,чем из двух соосных цилиндрических шестерен различного радиуса.

1142348

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств, и может найти применение в тех областях техники, где требуются механизмы с заданными законами перемещения их отдельных звеньев, например в станкостроении и приборостроении, транспортных и грузоподъемных машинах.

Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий зубчатую передачу с ведущей шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой. Указанная конструкция содержит цилиндрическую шестерню, с которой зацепляется зубчатая рейка. Зубья рейки расположены под разными углами наклона относительно ее осевой линии и имеют различный модуль, вследствие чего изменяется диаметр делительной окружности зацепления шестерни с рейкой от серединной ее части к концам, что позволяет получить переменное передаточное отношение.

Недостатком такой конструкции является изменение передаточного отношения лишь в малых пределах, ограниченных высотой зуба шестерни, а также затрудненность обеспечения различных законов изменения передаточного отношения рулевого механизма.

Цель изобретения — улучшение управляемости транспортного средства путем обеспечения оптимального закона изменения передаточного числа зубчатой передачи.

Указанная цель достигается тем, что в рулевом механизме, содержащем зубчатую передачу с ведущей шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой, шестерня выполнена конической, а зубья разнесены по ширине рейки так, что обеспечено их зацепление с зубьями шестерни на разных радиусах ее делительных окружностей.

Коническая шестерня может быть выполнена прямозубой или пирамидальной, состоящей не менее, чем из двух соосных цилиндрических шестерен различного радиуса.

На фиг. 1 показан схематически реечный рулевой механизм с конической шестерней, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — механизм с пирамидальной ведущей шестерней, общий вид; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 3.

Механизм содержит коническую ведущую шестерню 1, выполненную на ведущем валу 2 и установленную на подшипниках

3 и 4 в картере 5 механизма. Внутри последнего расположена рейка 6 с зубьями 7.

Зо

На фиг. 2 показаны прижимающие рейку

6 к шестерне 1 пружина 8 и сухари 9. 3ацепление зубьев 7 рейки с шестерней 1 регулируется с помощью прокладок 10 и гайки 11.

Механизм работает следующим образом.

Водитель автомобиля, вращая рулевое колесо, поворачивает связанный с последним вал 2 рулевого механизма и установленную на нем ведущую коническую шестерню 1, которая, зацепляясь с зубьями 7, перемещает рейку 6 механизма.

При перемещении рейки 6, например, вправо во взаимодействие с ведущей конической шестерней 1 поочередно вступают зубья 7 рейки, расположенные на различном расстоянии по ширине рейки, и зацепляются с шестерней 1 на все возрастающих радиусах ее делительной окружности. Поэтому при повороте рулевого колеса, а следовательно, и ведущей конической шестерни 1 механизма зоны контактов зубьев шестерни с зубьями рейки перемещаются по длине ведущей конической шестерни, что сопровождается изменением радиуса делительной окружности зацепления ведущей шестерни с рейкой.

В результате описанного взаимодействия изменяется передаточное отношение механизма, определяемое тем радиусом делительной окружности ведущей конической шестерни, на котором в данный момент зацепляются с ней зубья рейки.

Исходя из того, что диапазон изменения передаточного отношения реечного рулевого механизма с конической ведущей шестерней определяется соотношением наибольшего и наименьшего радиусов зацепления конической шестерни, а закон изменения передаточного отношения механизма устанавливается расположением зубьев рейки по ее ширине, эти два основйых параметра рулевого механизма достаточно просто изменяются и контролируются изготовителем и подбираются оптимальными по условиям управляемости и устойчивости автомобиля в зависимости от его класса, типа и назначения.

По сравнению с известными рулевыми механизмами легковых автомобилей предлагаемая конструкция позволяет расширить предел изменения передаточного отношения и получить различный закон этого изменения, что повышает безопасность движения, комфортабельность автомобиля и надежность его эксплуатации.

1142348

Фиг.2

Фиг. Ф

Редактор М. Петрова

Заказ 636/17

Составитель В. Ионова

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 601 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Рулевой механизм транспортного средства Рулевой механизм транспортного средства Рулевой механизм транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 953300

Редуктор // 937832

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к рулевому управлению транспортных средств
Наверх