Источник питания

 

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ, содержащий генератор переменного тока с выпрямителем, регулято|з напряжения и аккумуляторную батарею, р. т р и ч а ю щ и и. с я тем, что, с целью упрощения защиты аккумуляторной батареи от разряда на цепь обмотки возбуждения при неработающем двигателе при условии обеспечения самовозбуждения генератора на низких оборотах, во входную часть регулятора напряжения введено защитное устройстйо,цепь управления которого подключена к нулевой точке обмотки статора генератора , а обмотка возбуждения генератора и выходная часть регулятора напряжения подсоединены к положительному выходному зажиму источника питания. (Л КнасрузЖ СП О)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (!9) (II) ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИ (21) 3546664/24-07 (22) 02.02.83 (46) 23.05.85. Вюл. У 19 (72) А. А. Пчелинцев и А. Ф. Землянскнй (71) Куйбышевский ордена Ленина завод автотракторного электрооборудования им. А. М. Тарасова (53) 621.355.1(088.8) .(56) 1. Патент ФРГ N 1128006, кл. Н 02 J 7/14, 1966.

2. Патент Англии 1(ь 949140, кл. Н 02 J7/14,,1961.

3. Авторское свидетельство СССР Р 312361, кл, Н. 02 P 9/30, 1970.

4. Патент ФРГ N 181.1965, кл. H 02 J 7/14, 1973.

5. Патент Англии Р 989492, кл. Н 02 J7/14,,1961.

4(5() Н 02 J 7/14; Н 02 P 9/30 (54) (57) ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ, содержащий генератор переменного тока с выпрямителем, регулятор напряжения и аккумуляторную батарею, о т и и ч а ю Ig и й. с я тем, что, с целью упрощения защиты аккумуляторной батареи от разряда на цепь обмотки возбуждения при неработающем двигателе при условии обеспечения самовозбуждения генератора на низких оборотах, во входную часть регулятора напряжения введено защитное устройство, цепь управления которого подключена к нулевой точке обмотки статора генератора, а обмотка возбуждения генератора и выходная часть регулятора напряжения подсоединены к положительному выходному зажиму источника питания. О

1157614

Изобретение относится к автотракторной промьицленности и может быть использовано, например, в источниках питания для автомобилей и тракторов.

Известны источники питания с различными схемами защиты аккумуляторной батареи и разряда на цепь обмотки возбуждения при неработающем двигателе.

Большинство первых практических схем предусматривали использование замка эажига- 1р ния для защиты батареи от разряда (1).

Ввиду недостатков указанных схем в последнее время для защиты используют полупроводниковые элементы. Но это ограничивает возможность начального возбуждения генерато- lg ра и, связано с необходимостью подачи от батареи начального тока на обмотку возбуждения генератора в момент запуска, так как са —. мовозбуждение генераторов переменного тока затруднено. Начальный ток обычно подается через сопротивление или лампочку.

Известен источник питания, в котором зашита аккумуляторной батареи от разряда осуществляется применением четырех элементов — диода, сопротивления, лампочки и выключателя. В мо- мент запуска при замыкании выключателя ток подается от аккумуляторной батареи в обмотку возбуждения через сопротивление, лампу и далее через регулятор напряжения. Сопротивление подбирается ограничивающим начальный ток до необходимой величины (21.

Однако при включенном выключателе и нера ботаюшем двигателе батарея разряжается начальным током.

Известна схема защиты аккумуляторной батареи от разряда путем подключения цепи возбуждения между нулевым выводом обмотки статора и минусовой шиной группы силовых вентилей (3).

Данная схема требует дополнительных устройств для обеспечения начального возбуждения, кроме того, обмотка возбуждения должна рассчитываться на половинное напряжение бортовой сети.

Известен источник питания с двумя выход>4 ными обмотками на два выходных напряжения, одна обмотка которого служит для питания регулятора напряжения и обмотки возбуждения а вторая — для питания потребителей. В момент запуска генератора ток в SO обмотку возбуждения от аккумуляторной батареи подается через сопротивление и лампочку (4) .

К недостаткам данного источника относится сложность исполнения из-за наличия двух 55 трехфаэных выпрямителей и двух обмоток, кроме того, при отсутствии батареи самовоэбуждение генератора невозможно.

Описанные схемы защиты батареи от разряда на цепь обмотки возбуждения генератора при неработающем двигателе требуют для надежного возбуждения генератора применения дополнительных громоздких устройств, и при отсутствии аккумуляторной батареи на автомобиле самовозбуждение генератора практически не происходит.

Наиболее близким к изобретению является источник питания, содержащий генератор переменного тока с выпрямителем, регулятор напряжения, аккумуляторную батарею. Зашита аккумуляторной батареи от разряда осуществляется с помощью трех дополнительных диодов, образующих дополнительный выпрямитель, электрически не связанный с акуумуляторной батареей, от которого питается обмотка возбуждения генератора. Начальное возбуждение генератора в схеме осуществляется путем включения лампочки накаливания и сопротивления между плюсом основного и плюсом дополнительного выпрямителей, через которые в момент пуска генератора подается начальный ток в обмотку возбуждения (5).

Однако для защиты батареи от разряда требуется применение дополнительных устройств, а регулирование напряжения ведется по напряжению на дополнительном выпрямителе, которое отличается от основного.

Цель изобретения — упрощение защиты аккумуляторной батареи источника питания от разряда на цепь обмотки возбуждения генератора при неработающем двигателе при условии обеспечения самовозбуждеиия генератора на низких оборотах.

Поставленная цель достигается тем, что в источнике питания, содержащем генератор переменного тока с выпрямителем, регулятор напряжения и аккумуляторную батарею, во входную часть регулятора напряжения введено защитное устройство, цепь управления которого подключена к нулевой точке обмотки статора генератора, а обмотка возбуждения генератора и выходная часть регулятора напряжения подсоединены к положительному выходному зажиму источника литания, На фиг. l представлена электрическая схема источника питания; на фиг. 2 — 4— ее варианты.

Источник питания содержит генератор l переменного тока с выпрямительным блоком, регулятор 2 напряжения с раздельными входом (клемма Б) и выходом (клеммы Б и

ill) выключатель 3 зажигания, аккумуляторную батарею 4, устройство 5, цепь управления которого подключена к нулевой точке обмот. ки статора 6. В качестве устройства 5 могут з 11 быть использованы: геркон (фиг. 1), тиристор (фиг. 23, оптрон (фиг. 3) и транзистор (фиг. 4).

При неработающем двигателе и включенном зажигании аккумуляторная батарея 4 не разряжмтся на обмотку возбуждения генератора (()ВГ),. так как цепь управления устройства 5 (например, геркона) обесточена и его контакты разомкнуты.

При запуске двигателя и вращении ротора генератора за счет остаточного магнетизма происходит нарастание ЭДС генератора. 1 епь управления герконом получает питание, его контакты замыкаются, и обмотка возбуждения генератора подключается к аккумуляторной батарее. В результате происходит надежное возбуждение генератора.

Применение источника питания согласи". изобретению на автомобилях (например. ВАЗ вЂ” 2105) позволит осуществить надежную

15 защиту аккумуляторной батареи от разряда при неработающем двигателе.

57614 4

Таким образом, 8 предлагаемом псl

Применяя такой источник питания. можно обойтись без выключателя зажигания, под1О ключив провод непосредственно к плюсу ге. нератора.

1 f57614

3386/53, сное ренан ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Источник питания Источник питания Источник питания Источник питания 

 

Похожие патенты:
Наверх