Приработочное масло

 

ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО, содержащее минеральное маслои мелкодисперсные аморфные оксиды алюминия и кремния, отличающееся тем, что, с целью сокращения времени приработки, масло дополнительно содержит октадециламин при следующем соотношении компонентов, мае. %: Октадециламин 0,0045-0,0090 Мелкодисперсные аморфные оксиды алюминия и кремния 0,25-0,30 Минеральное масло Остальное 9 (Л г

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

PECllYEiflHH (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОЬЮ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Остальное

ГОСУДАРСТОЕННЫИ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3761603/23-04 (22) 26.06.84 (46) 30. 10.85. Бюл. Р 40 .(71) Институт общей и неорганической химии АН БССР (72) В.С.Комаров, А.Т.Розин, В.В.Кравченко и А.И.Ратько (53) 621.892(088.8) (56) Авторское .свидетельство СССР

Р 857243, кл. С 10 М 1/38, 1981.

Авторское свидетельство СССР

1) 433804, кл. С 10 М 1/IO, 1972.. (51)4 С 10 М- 133/06 // (С 10 М 133/06, 125:10) С 10 N 40:20 (54) (57) ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО, содержащее минеральное масло и мелкодисперсные аморфные оксиды алюминия и кремния, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью сокращения времени приработки, масло дополнительно содержит октадециламин при следующем соотношении компонентов, мас. Х:

Октадециламин 0,0045-0,0090

Мелкодисперсные аморфные оксиды алюминия и кремния 0,25-0,30

Минеральное масло

1188196

Эффективность приработочного масла проверяют на стационарных заводсИзобретение относится к составам масел, способствующим ускорению процесса приработки двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано на машиностроительных и ремонтных предприятиях для обкатки автомобильных, тракторных и других типов двигателей, а также для приработки различных трущихся сопряжений. !О

Цель изобретения — сокращение времени приработки за счет дополнительного введения октадвциламина в состав масла.

Приработочное масло получают пу- 1э тем смешения октадециламина (ОДА) и мелкодисперсных аморфных оксидов алюминия и кремния (МОАК) с любым моторным маслом на минеральной основе независимо от содержащихся в 2п нем присадок, поскольку они не влияют на приработочнае действие ингредиентов.

Октадециламин (ГОСТ 23717-79) техническое название — флотамин, представляет собой воскообразную массу белого или светло-серого цвета, с массовой долей первичных аминов не менее 947.

Октадециламин, прочно адсорбируясь на поверхности частиц оксидов алюминия и кремния, способствует их диспергации и более равномерному распределению в масле. Иодифицированные адсорбционным ОДА частицы оксидов алюминия и кремния в процессе приработки ведут себя подобно мельчайшим шарикам, что обеспечивает при трении пластическую деформацию микровыступов поверхности прирабатываемых деталей.

Дополнительным положительным.дей- 40 ствием ОДА является придание смазочным маслам антиокислительных свойств.

Иелкодисперсные аморфные оксиды алюминия и кремния получают прокаливанием каолина (ТУ 21286-75) при 600- 45

650 С в течение 1 ч. Исходный каолин о представляет собой мелкодисперсный порошок белого цвета. После прокаливао ния при 600-650 С каолин превращается в смесь мелкодисперсных аморфных ок- 50 сидов алюминия и кремния. ких стендах при обкатке капитально отремонтированных двигателей ЧИЗ-23f

За показатель эффективности действия приработочного масла принимают время, необходимое для достижения приработки вкладышей коренных и шатунных подшипников, деталей шатуннопоршневой группы. Степень приработки сопряженных поверхностей определяют после разборки обкатанных двигателей по методике оценки степени прилегаемости. Общее время приработки до степени приработки 95Х составляет

60 мин.

Примеры составов приработочного масла и результаты их испытаний в сравнении с известным (состав 8) приведены в таблице, Как следует из представленных в таблице данных (примеры 1, 2 и 4), при использовании приработочного масла, содержащего 0,0045-0,00907.

ОДА и 0,25-0,30Х ИОАК за 60-70 мин достигается высокая степень прира.ботки сопряженных деталей двигателя (85-95X). При увеличении в предлагаемом приработочном масле концентрации ОДА до 0,0105Х (пример 5) или

МОАК до 0,35Х (пример 7) эффективность приработки не повышается и сохраняется на таком же уровне, как и при использовании масла, содержащего 0,00907 ОДА и О,ЗОХ МОАК (пример 1). При снижении концентрации

ОДА в масле до 0,0030Х, несмотря на увеличение содержания в aòîì масле

ИОАК до 0,35Х (пример 6) также как и снижение концентрации МОАК до

0,207 (пример 3), удовлетворительная степень приработки (75-807) достигается за 115 мин. Аналогичный ре-. зультат наблюдается при использовании в качестве приработочного компонейта одного ИОАК (пример 8).

Технико-экономическими преимуществами предлагаемого приработочного масла, на основе минерального масла, содержащего оптимальное количество добавок ОДА (0,0045-0,0090X) и МОАК (0,25-0,307), является снижение времени приработки двигателей внутреннего сгорания со 115 мин до 60-70 мин, при сохранении высокой степени приработки (85-95X).

F188196

Компоненты приработочного масла, мас. 7

СосПоэтапное время приработки мин тав масОктадециламин

Оксиды алюминия и

Горячая

Холодная ла, Ф

Под нагрузкой

Без нагрузки кремния

95

0,0090

0,30

10

36

70

10

115

75

0,0045 0,30

24

70

0,0105

0,0030

0,30

32

12

0,35

55

115

0,0090 0 35

30

12

О, 40

115

20

М)

/ во всех составах основа - минеральное масло взято до 100 мас.X

Составитель Г.Цуканова

Техред Л.Микеш Корректор М.Иаксимишинец

Ф

Редактор Н. Киштулинед 9

Заказ 6703/24

Тираж 545 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

0,0060 0 25

0,0060 0,20

Общее время приработки, мин

Степень приработки сопря- . женных поверхностей, Х

Приработочное масло Приработочное масло Приработочное масло 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к органическомуго синтезу, конкретно к способу получения антиржавейной присадки на основе смеси ангидридов алкенилянтарной кислоты формулы где n 12 15, применяемой в качестве добавки к турбинным и индустриальным маслам, работающим в условиях повышенной влажности окружающей среды или в контакте с водой для устранения коррозии металлических поверхностей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к составам (смазкам), предназначенным для защиты от "схватывания" сопряженных поверхностей как в условиях атмосферной коррозии, так и тепловых воздействий преимущественно в конструкциях автомобилей
Наверх