Электропневматическая тормозная система транспортного средства

 

ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 998178, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости движения при торможении путем автоматического регулирования величины положительной асинхронности срабатывания тормозных приводов звеньев транспортного средства в зависимости от их загрузки , она снабжена электрической связью датчика загрузки прицепного звена с входом второго компаратора, служащим для задания второго порогового уровня. со СХ) ;о оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 Т 13 68

ВСЕСОЮЗНАЯ

И .,,",".,„. И

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 998178 (21) 3739909/27-11 (22) 16.05.84 (46) 15.12.85. Бюл. № 46 (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) Э. В. Саркисян, Н. В. Богдан и А. М. Расолько (53) 629.113 — 59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 998178, кл. В 60 Т 13/68, 1983.

„„SU„„1197893 A (54) (57) ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 998178, отличаюшаяся тем, что, с целью повышения устойчивости движения при торможении путем автоматического регулирования величины положительной асинхронности срабатывания тормозных приводов звеньев транспортного средства в зависимости от их загрузки, она снабжена электрической связью датчика загрузки прицепного звена с входом второго компаратора, служашим для задания второго порогового уровня.

1197893

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к электропневматическим тормозным системам колесных транспортных средств, и является усовершенствованием тормозной системы по авт. св. № 998178.

Цель изобретения — повышение устойчивости движения при торможении путем автоматического регулирования величины асинхронности срабатывания тормозных приводов звеньев транспортного средства в зависимости от их загрузки.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемой электропневматической тормозной системы транспортного средства; на фиг. 2— динамические характеристики электропневматической тормозной системы транспортного средства.

Электропневматическая тормозная система транспортного средства содержит установленные на тягаче источник 1 давления, тормозной кран 2, управляемый педалью 3 и соединенный с тормозными камерами 4 тягача через электромагнитный клапан 5 с воздухораспределителем 6 прицепа.

Воздухораспределитель 6 соединен с ресивером 7 прицепа и с его тормозными камерами 8, а посредством электромагнитного клапана 9 связан с электронным блоком управления, который содержит широтноимпульсный модулятор !О, связанный своим входом с датчиком 11 перемещения педали, а выходом через усилитель 12 мощности — — с электромагнитным клапаном зо

9 прицепа. 1(роме того, электронный блок содержит устройство сравнения, включающее ь себя компаратор 13 с одним пороговым ".Hà÷ñíèåì Л, сумматор 14, соединенный с датчиками 15 и 16 давления тягача н прицепа, установленными соответственно на выходах электромагнитного клапана 5 тягача и воздухораспределителя 6 прицепа, компаратор 17 с вторым пороговым уровнем

Б, логический элемент 18 ИЛИ и усилитель

19 мощности. При этом выход сумматора 4О

l4 соединен с входом компаратора 17 и с входом компаратора 13. Выходы компараторов 13 и 17 соединены с входами логическо-о элемента 18 ИЛИ, входы которого соединень| с одним из входов логического элемента 20 И. При этом другой вход логи- 4> ческого элемента 20 И связан с выходом компаратора 21 с третьим пороговым уровнем В. Выход компаратора 21, в свою очередь, соединен с датчиком 16 давления прицепа, установленным на выходе воздухораспределителя 6 прицепа, Выход логического элемента 20 И через усилитель

19 мощности соединен с электромагнитным клапаном 5 тягача. Тормозная педаль 3 связана с контактами выключателя стоп-сигнала (не показаны). 55

Датчик 22 загрузки прицепа связан с вхоKoivirtapaTopa 17, задающим пороговый уровень Б, и выполнен в виде диафрагмы

23, являющейся частью стенки резервуара

24. Диафрагма 23 соединена с движком потенциометра 25, который электропроводом 26 соединен с входом компаратора 17.

Электрон невматическая тормозная система работает следующим образом.

При нажатии на тормозную педаль 3 тормозной кран 2 сообщает источник 1 давления с тормозными камерами 4 тягача и магистраль управления воздухораспределителем 6 прицепа с атмосферой. Одновременно контактами выключателя стоп-сигнала осуществляется включение электронного блока. Датчик 11 вырабатывает аналоговый электрический сигнал, пропорциональный перемещению педали 3, который, преобразованный широтно-импульсным модулятором 10 в серию импульсов с переменной длительностью, через усилитель 12 мощности поступает на электромагнитный клапан 9, установленный на крышке воздухораспределителя 6. Длительность импульсов пропорциональна перемещению педали 3 т.е. интенсивности торможения тягача. Элект . ромагнитный клапан 9 имеет два положения: когда на его входе импульса нет, он соединяется с атмосферой, когда на его вход приходит очередной импульс, электромагнитный клапан 9 соединяется с ресивером 7, и порция сжатого воздуха поступает через крышку в воздухораспределитель 6, воздействуя на его поршень. В результате на выходе воздухораспределителя 6 обеспечивается широтно-импульсная модуляция в тормозных камерах 8 прицепа. Таким образом, при нажатии на тормозную педаль 3 сжатый воздух из ресивера 7 через электромагнитный клапан 9 и воздухораспределитель 6 поступает в тормозные камеры 8 прицепа. Величины давлений Р> в тормозных камерах тягача и Р„на выходе воздухораспределителя 6 прицепа, преобразованные датчиками 15 и 16 в аналоговые электрические сигналы, сравниваются в устройстве сравнения электронного блока. Давление Р на выходе электромагнитного клапана 5 тягача регулируется в зависимости от заданного давления Р„ по указанному алгоритму. При этом устройство сравнения работает следующим образом. Электрические сигналы с датчиков 15 и 16, пропорциональные давлениям Р и Р„, поступают на вход сумматора 14, на выходе которого получают напряжение U<, пропорциональное разности

„— Р„. Это напряжение подается на вход компаратора 13 с одним пороговым значением А= — О) и на вход компаратора 17 с вторым пороговым значением Б. Если указанное напряжение U 60, на выходе компаратора 13 формируется уровень потенциала, соответствующий логической «1», если ! 4)0, то логическому «О». В компараторе 17 это напряжение Uq сравнивается с вторым пороговым значением Б. Если U<(E, то на

1197593 известным устройством сравнения, в результате которого тормозные камеры 4 тягача периодически соединяются то с атмосферой, то с источником 1 давления. Если 25

P„) В, выполнение логики сравнения, заданной известным логическим устройством, прекращается, и на выходе логического элемента 20 И формируется логический «О». Значит, при P,) В электрический импульс на входе электромагнитного З0 клапана 5 отсутствует. В таком положении электромагнитный клапан 5 соединяет тормозные камеры 4 тягача через тормозной кран с источником 1 давления. При этом нарастание давления в тормозных камерах

4 тягача происходит как обычно, без коле- З5 баний и до своего максимального установившегося уровня. Если пороговую величину

В выбрать минимальной, равной, например, 0,1 МПа, то происходит только сдвиг во времени динамической характеристики тормоз- 40 ного привода тягача на величину положительной асинхронности t, соответствующей второму пороговому значению Б при полном отсутствии колебаний в тормозных камерах

4 тягача (фиг, 2). При этом величина порогового уровня Б устанавливается автомати- 45 чески с помощью датчика 22 загрузки прицепа. Диафрагма 23 прогибается в зависимости от степени наполнения резервуара

24 и, передвигая движок потенциометра выходе компаратора 17 формируется логическая «1», если U4)Á, на выходе последнего формируется логический «О». Сигналы с выходов компараторов 13 и 17 поступают на входы логического элемента 18 ИЛИ и с его выхода — на один из входов логического элемента 20 И. На другой вход последнего поступает сигнал с выхода компаратора 21 с третьим пороговым уровнем В.

При этом электрический сигнал с выхода логического элемента 20 И в виде серии импульсов поступает через усилитель 19 мощности на электромагнитный клапан 5 тягача. Если на вход последнего приходит импульс, что соответствует в данном случае логической «1», электромагнитный клапан 5 соединяет магистраль управления тормозными камерами 4 тягача с атмосферой. Если импульса нет, указанная магистраль через нижнюю секцию тормозного крана 2 и электромагнитный клапан 5 соединяется с источником 1 давления.

При P„(B выполняется логика, заданная

25, меняет входной электрический сигнал компаратора 17, соответствующий пороговому уровню Б, Система работает аналогично и при других датчиках загрузки, например, связанных с подвеской.

В результате положительная асинхронность срабатывания тормозных приводов тягача и прицепа, соответствующая пороговому уровню Б, регулируется пропорционально загрузке прицепа. Если прицеп порожний, то сигнал датчика 22 загрузки равен нулю (или минимальному значению, зависящему от веса прицела), следвательно, пороговый уровень Б также равен нулю (или вышеуказанному минимальному значению), и происходит одновременное нарастание давления в тормозных камерах 4 и 8 (или минимальное опережение нарастания давления в тормозных камерах 8). Если загрузка прицепа увеличилась, то электрический сигнал от датчика 22 загрузки также увеличивается, что ведет к пропорциональному увеличению значения порогового уровня Б, а следовательно, и величины положительной асинхронности, т.е. происходит опережающее срабатывание тормозного привода прицепа. Оттормаживание происходит аналогичным образом. При опускании тормозной педали 3 тормозной кран 2 сообщает тормозные камеры 4 тягача с атмосферой, а магистраль управления воздухораспределителем 6 — с источником 1 давления, чем обеспечивается зарядка ресивера

7 прицепа сжатым воздухом. Воздухораспределитель 6 соединяет тормозные камеры 8 прицепа с атмосферой. Одновременно при отпускании педали 3 происходит уменьшение величины электрического сигнала от датчика 11 перемещения педали, а следовательно, пропорциональное уменьшение длительности импульсов на входе широтно-импульсного модулятора !0, поэтому давление на выходе воздухораспределителя 6 и в тормозных камерах 8 прицепа также уменьшается. При этом оттормаживание происходит в обратной последователь. ности, которая задается указанным устройством сравнения. Это происходит вследствие того, что сигнал рассогласования, вырабатываемый устройством сравнения, воздействует на электромагнитный клапан 5 тягача, соединяя тормозные камеры 4 с атмосферой. При этом асинхронность оттормаживания звеньев также регулируется пропорционально загрузке прицепа.

1197893 иг.

Редактор С. Лисина

Заказ 7666/! 7

Составитель О. Алексеев

Техред И. Верес Корректор И. Муска

Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и озкрытий

113035, Москва, М(— 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электропневматическая тормозная система транспортного средства Электропневматическая тормозная система транспортного средства Электропневматическая тормозная система транспортного средства Электропневматическая тормозная система транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильной технике и предназначено для использования при управлении тяговым приводом

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам последовательного избирательного управления тормозами самолета

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электропневматическим клапанам для тормозных систем

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозному оборудованию локомотивов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным системам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к электропневматическим клапанным органам для использования в тормозных системах железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам комплексов тормозного оборудования грузовых локомотивов
Наверх