Волновая передача

 

1. ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая быстроходный вал с кан лом, смонтированный на нем генера тор волн, выполненный в виде поло го корпуса и двух кулачков, образ щих с корпусом замкнутую заполнен Macao от насоса 6 ную рабочей средой полость, связанную с системой высокого давления каналом, и тихоходный вал, отличающая ся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, передача снабжена установленным на тихоходном валу датчиком крутящего момента, управляющим системой высокого давления рабочей среды, и обратным клапаном, а в каждом кулачке выполнена дополнительная полость , соединенная с основной об- , ратным клапаном. 2. Передача по п.. Г, о т л ичающая ся тем, что, с целью повьнпения управляемости, кулачки связаны между собой упругим элементом . Af Ю 3 гд

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3651827/25-28 (22) 14. 10. 83 (46) 15.12 85. Вюл. N - 46 (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н.Е. Жуковского (72) А.И. Полетучий (53) 621.833.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 973972, кл. F 16 Н 1/00, 1980.

Авторское свидетельство СССР

В 657207, кл. Р 16 Н 57/00, 1977. (54)(57) 1. ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая быстроходный вал с каналом, смонтированный на нем генератор волн, выполненный в виде полого корпуса и двух кулачков, образующих с корпусом замкнутую заполнен„„SU„„1198286 (д) 4 Р 16 Н 1/00 57/00 ную рабочей средой полость, связанную с системой высокого давления каналом, и тихоходный вал, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, передача снабжена установленным на тихоходном валу датчиком крутящего момента, управляющим системой высокого давления рабочей среды, и обратным клапаном, а в каждом кулачке выполнена дополнительная полость, соединенная с основной обратным клапаном.

2. Передача по п. 1; о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения управляемости, кулачки связаны между собой упругим элементом.

1198286

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для тяжелонагруженных мощных и быстроходных приводов с большим передаточным отношением, например в 5 авиации, ракетно-космической и подводной технике, на транспорте и в станкостроении.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи.

На фиг. 1 изображена волновая передача, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (без жесткого колеса и корпуса). I5

Волновая передача содержит корпус 1> гибкое колесо 2, жесткое .колесо 3, быстроходный вал 4, смонтированный на нем генератор волн и тихоходный вал 5, установленный 20 в корпусе 1 на подшипниках 6. Генератор волн выполнен в виде двух кулачков 7 и 8, имеющих внутренние полости 9 и 10. Цилиндрические высту-. пы 11 и 12 быстроходного вала 4 являются полым корпусом, образующим с двумя кулачками 7 и 8 замкнутые заполненные рабочей средой полости

9, 10 и 13. Полости 9 и 10 кулачков 7 и 8 связаны с полостью 13 через обратные клапаны 14 и 15, расположенные в выступах 11 и 12..

Полость 13 каналом, выполненным в быстроходном валу 4, а также каналами 16 и 17, выполненными в корпу- 35 се 1 и в тихоходном валу 5, связана с системой высокого давления (не показана).

Наружные поверхности кулачков

7 и 8 представляют. собой подшипники 40 скольжения неполноГо обхвата. Для уменьшения трения скольжения эти подшипники выполнены в виде гидростатических, в связи с чем на наружных поверхностях кулачков 7 и 8 . 45 выполнены камеры 18 и 19, сообщающиеся через дроссели 20 и 21 с каналом быстроходного вала 4.

Кулачки 7 и 8 связаны между собой упругими элементами в виде 50 колец 22 и 23 из пружинной стали.

От поворота кулачки 7 и 8 предохраняются штифтом 24.

На тихоходном валу 5 установлен датчик 25 крутящего момента, свя- 55 занный с микропроцессором 26, который связан с маслосистемой высокого давления (не показана).

Волновая передача работает следующим образом.

При вращении быстроходного вала 4 получают вращение установленные на цилиндрических выступах 11 и 12 вала 4 кулачки 7 и 8. Действие на кулачки 7 и 8 центробежной силы; стремящейся их раздвинуть от центра, уравновешивается жесткостью упругих колец 22 и 23. В этот момент кулачки 7 и 8, вращаясь с быстроходным валом 4, не контактируют с гибким колесом 2, т.е. волновая передача в работу не включена. Для включения волновой передачи в работу масло под давлением подается через каналы !6, 17 и канал быстроходного вала 4 в полость 13, откуда оно через обратные клапаны 14 и 15 поступает в полости 9 и 10 кулачков 7 и 8 и по системе отверстий и дроссели 20 и 21 — в камеры 18 и 19.

Под действием давления масла кулачки 7 и 8 расходятся от центра, преодолевая жесткость упругих колец 22 и 23, вступая в контакт с гиб ким колесом 2, деформируют его.

При этом между наружными поверхностями кулачков 7 и 8, в данном случае превратившихся в гидростатические подшипники неполного обхвата, обеспечивается жидкостное трение. Вследствие деформирования гибкого колеса

2 и его зацепления с жестким колесом

3 гибкое колесо 2 получает вращение и сообщает его тихоходному валу 5.

Таким образом в передаче генератор волн выполняет роль сцепной муфты.

Изменение крутящего момента на тихоходном валу 5 контролируется датчиком крутящего момента, который выдает информацию микропроцессору 26.

Последний управляет маслосистемой.. Если крутящии момент на валу 5 увеличился, то возрастает усилие в зацеплении гибкого 2 и жесткого 3 колес, при этом возрастают также радиальные усилия, действующие на кулачки 7 и 8. В этом случае давление масла в маслосистеме, питающей полости 9 и 10, увеличивается и .радиальные распорные усилия, уравновешивающие усилия зацепления, также увеличиваются до необходимого уровня, строго соответствующего величине передаваемого волновой передачей крутящего момента. При

1198286 4 новую передачу, например, если она входит в привод транспортной машины, изменению давления в полостях 9 и 10 поотивопействуют обратные клапаны 14 и 15, что значительно уменьшает влияние инерционности маслосистемы.

Например, при резком увеличении крутящего момента давление в полос10 тях 9 и 10 не успело увеличиться и кулачки 7 и 8 начинают проседать, но обратные клапаны 14 и 15, закрыв полости 9 и 1.0, стабилизируют давление в этих полостях и тем самым—

15 положение кулачков 7 и 8, что в конечном счете помогает держать работу волновой передачи на расчетном режиме. этом обеспечивается расчетная величина деформации гибкого колеса 2, Если крутящий момент на тихоходном валу уменьшился, то, получив информацию от датчика 25, микропроцессор 26 дает команду на уменьшение давления в маслосистеме, что

-приводит к снижению усилия воздей4 ствия кулачков 7 и 8 на гибкое колесо 2. При этом система входит в равновесие, .а величина деформирования гибкого колеса становится соответствующей расчетному значению.

Однако маслосистема высокого давления, управляемая микропроцессором 26, имеет некоторую инерционность, т.е. запаздывание..При резких колебаниях нагрузки на вол1в 47 г

Составитель А.Ступаков

Техред С.Мигунова

Корректор H.Ýðäåéè

Редактор Н.Горват

Заказ 7705/36

Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Волновая передача Волновая передача Волновая передача 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 1191666

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх