Устройство для поворота вала турбины

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (511 4 Р О1 9 25/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕ ГЕЛЬСТВУ 2 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3772191/24-06 (22) 27.07.84 (46) 07.05.86. Бюл. К- 17 (7?) В.В. Пысин (53) 621 ° 165(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф.407065, кл. F 01 D 25/34, 1971. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА

ВАЛА ТУРБИНЫ, содержащее установленное на ее валу зубчатое колесо и кинематически связанный с ним через размещенный в корпусе передаточный механизм привод вращательного дейст..80„„ l229 85 А1 вия, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и упрощения эксплуатационного обслуживания, передаточный механизм выполнен в виде входящего в зацепление с зубчатым колесом ведущего рычага, соединенного с ним шарнирным звеном шатуна, связанного с последним коромысла и двухкривошипного вала, шейки которого сопряжены соответственно с шатуном и ведущим рычагом, причем коромысло шарнирно прикреплено к корпусу, а привод соединен с двухкривошипным валом.

1229385

Устройство работает следующим образом.

При вращении двухкривошипного вала 3 по часовой стрелке ведущий

Составитель И.Лапина

Редактор А.Сабо Техред M.Õoäàíè÷ Корректор В.Синицкая

Заказ 2429/30

Тираж 500 Подписное

BIIHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, Изобретение относится к турбостроению и предназначено для поворота вала турбины нри проведении пусконаладочных и ремонтных работ.

Цель изобретения — уменьшение габаритов устройства и упрощение его эксплуатационного обслуживания.

На чертеже изображено устройство для поворота вала турбины, поперечный разрез.

Устройство содержит зубчатое колесо 1, установленное на валу 2 турбины, в качестве которого может быть использовано зубчатое колесо штатного валоповорота турбины, работающего при пусках. Колесо 1 связано с приводом вращательного действия (не показан) при помощи передаточного механизма. Последний содержит двухкривошипный вал 3, ведущий рычаг 4, входящий в зацепление с зубчатым колесом 1, шатун 5, шарнирное звено 6 и коромысло 7. Кривошипы вала 3 развернуты один относительно другого под углом о, а их шейки

8 и 9 сопряжены соответственно с ведущим рычагом 4,и шатуном 5. Звено

6 шарнирно прикреплено к рычагу 4 и к шатуну 5, а коромысло 7 — к шатуну 5 и корпусу 10. В последнем— установлен на цапфах 11 двухкриво+ шипный вал 3, связанный с приводом. рычаг 4 вследствие кинематических связей, наложенных на него валом 3, шатуном 4, звеном 6 и коромыслом 7, совершает сложное плоское движение.

5 При этом зуб ведущего рычага 4 нвпрерывно перемещается по замкнутой криволинейной траектории. Перемещение зуба складывается из ускоренного выдвижения зуба вперед, медленного почти прямолинейного движения вверх отвода назад и огибающего перемещения вниз в исходное положение. В процессе перемещения рычага 4 его зуб входит в зацепление с эубья15 ми колеса 1, в результате чего последнее, а с ним и вал 2 турбины, поворачивается на угол, кратный окружному шагу зубчатого колеса 1.

Затем рычаг 4 выходит из зацепления с колесом 1, зуб рычага 4 перемещается вниз, огибает зубья колеса 1 и перемещается вниз. При включенном приводе описанный цикл перемещения повторяется и таким образом обеспед чивают поворот вала 2 турбины на любой заданный угол. Консольное расположение зуба ведущего рычага 4 па отношению к остальным зубьям передаточного механизма и привода позволяет разместить их сбоку от поворачиваемого ротора, при котором устройство для поворота вала не препятствует- удалению последнего из корпуса турбины.

Предлагаемое устройство за счет

35 упрощения передаточного механизма обладает низкими габаритами и весом.

Устройство для поворота вала турбины Устройство для поворота вала турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе перемещения для осмотра турбины, в частности турбины, соединенной с центробежным компрессором

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции паровых и газовых турбин, а более конкретно к валоповоротному устройству, предназначенному для исключения искривления ротора при остановке турбины

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано на газовых турбинах для обеспечения равномерного охлаждения ротора после остановки и для преодоления трения покоя во вкладышах подшипников при пуске

Изобретение относится к устрвам для технологического обслуживания турбомашин и позволяет повысить плавность поворота ротора турбомашины

Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано для обеспечения вращения роторов паровых турбин перед пуском и после останова и позволяет повысить надежность

Приводное устройство для вращения турбинного валопровода турбогенераторной установки. Приводное устройство содержит главный валоповоротный редуктор с электрическим приводом и вспомогательный валоповоротный механизм (5) с гидравлическим приводом. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) выполнен с возможностью управления штоком гидроцилиндра (6) двойного действия. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) содержит колесо, выполненное за одно целое с валопроводом (1), и толкатель (8), соединенный со штоком цилиндра (6). Толкатель (8) выполнен с возможностью зацепления со средствами (11) сцепления, расположенными на периферии колеса, и перемещения между втянутым положением, в котором он отсоединен от колеса, и положением зацепления с одним из средств (11) сцепления, в котором выдвижение штока цилиндра (6) поворачивает колесо. Толкатель (8) соединен со штоком цилиндра (6) посредством шарнирного соединения, опирающегося на ползун, который составляет одно целое со штоком цилиндра (6) так, что толкатель (8) может качаться между упомянутым втянутым положением и упомянутым положением зацепления. При перемещении штока цилиндра (6) ползун направляется в поступательном движении посредством направляющих средств, поддерживаемых пластиной (14), которая выполнена за одно целое с цилиндром (6). Достигается более точное линейное перемещение толкателя и вращение вала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 9 ил.

При валоповороте ротора турбомашины прекращают работу турбомашины, соединяют валоповоротное средство с ротором, чтобы вращать ротор вокруг оси турбомашины, позволяют ротору охладиться и затем вращают ротор посредством валоповоротного средства во время охлаждения ротора. При этом определяют силу или крутящий момент, приложенные к ротору посредством валоповоротного средства для вращения ротора, и/или скорость вращения поверхности ротора во время валоповорота. Уменьшают прогибание или нарушение баланса ротора, возникающие из-за неравномерного распределения температуры на роторе во время охлаждения, путем управления вращением ротора посредством валоповоротного средства в зависимости от определенных силы или крутящего момента и/или скорости вращения поверхности. Другое изобретение группы относится к валоповоротному устройству для осуществления указанного способа, включающему блок управления, выполненный с возможностью приема сигналов от датчика скорости и/или привода валоповоротного средства. Еще одно изобретение группы относится к газовой турбине, содержащей указанное выше валоповоротное устройство. Группа изобретений позволяет снизить прогиб ротора турбомашины, возникающего из-за неравномерного распределения тепла во время охлаждения. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 5 ил.

Валоповоротное и пусковое устройство газотурбинной установки содержит приводной двигатель, редуктор и обгонную муфту ротора компрессора. Редуктор содержит трехвальную соосную коробку передач с парами взаимозацепленных шестерен и простой трехзвенный планетарный механизм. На входном валу коробки передач свободно установлены две шестерни, между ними закреплен первый зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, и трубчатый выходной вал со свободно расположенной на нем шестерней. На переднем торце трубчатого выходного вала закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, а на втором зубчатом венце этого вала установлена сдвоенная двухпозиционная муфта с внутренним свободно установленным зубчатым венцом. Рядом с вторым зубчатым венцом трубчатого вала расположены второй зубчатый венец входного вала, зубчатые венцы вала привода солнечной шестерни и трубчатого вала привода водила планетарного механизма. Сателлиты, расположенные на осях водила, зацеплены с солнечной шестерней, а также с эпициклическим колесом, которое закреплено на выходном трубчатом валу с зубчатым венцом, рядом с ним расположен зубчатый венец выходного вала водила. Двухпозиционная муфта установлена на зубчатом венце стенки корпуса редуктора рядом с зубчатым венцом трубчатого вала эпициклического колеса. Соосно выходному валу водила расположен выходной вал редуктора с зубчатым венцом и двухпозиционной двухвенцовой муфтой переключения. На входном валу рядом с первым зубчатым венцом трубчатого выходного вала свободно установлена шестерня. Два блока шестерен расположены на оси, установленной параллельно входному валу. На шестернях между блоками расположена двухпозиционная муфта переключения с противоположно развернутыми полумуфтами, взаимосвязанными общей вилкой переключения. Изобретение позволяет увеличить число передач и диапазон передаточных чисел валоповоротного и пускового устройства. 2 ил.
Наверх