Способ сварки трением

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 В 23 К 20/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕтЕЛЬСтВМ тельно их попер верхностью.

2 7 5 0

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 I ) 3814815/25-27 (22) 20.11.84 (46) 23.05.86. Бюл. II 19 (71) Челябинский филиал Научно-производственного объединения технологии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (72) В.И.Дыскин, В.В.Остряков, Ю.В.Бекетов, С.И.Матвеев н С,В.Федо- ров (53) 621.791.14(088.8) (56) Сборка трением в автомобилестроении. Руководящий технический материал, РТМ 37.002.0365-82. Челябинск, 1982, с. 62, рис. 42 а,б,в. (54)(57) 1. СПОСОБ СВАРКИ ТРЕНИЕМ трех деталей одновременно, при котором вращают среднюю деталь, прикладывают давление в сварочных стыках и по истечении времени их нагрева вращение прекращают и создают проковочное давление, о т л и ч а ю щ н йс я тем, что, с целью повышения производительности путем уменьшения вре« менн на загрузку и выгрузку деталей при создании сварочного давления пластическим деформированием средней детали, среднюю деталь вращают и де,формируют с помощью валков, оси которых параллельны оси детали.

2. Способ по п. I о т л и ч. а ю— шийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, валки выполняют профилированными и деформируют деталь в процессе нагрева до получения заданной формы ее наружной поверхности.

3, Способ по пп.I и 2, о т л и — e

Я ч а ю шийся тем, что, с целью создания неодинакового давления в сварочных стыках в случае приварки деталей различного сечения или выполненных из разного материала, валки Я выполняют с несимметричной относи1 12

Изобретение относится к области сварки трением и может быть использовано прн сварке деталей типа карданv ных валов, реактивных штанг и т.п.

11елью изобретения является повышение производительности путем уменьшения времени на загрузку и выгрузку деталей при создании сварочного давления пластическим деформированием средней детали.

На фиг,1 показана схема сварки трением с помощью валков, оси которых параллельны оси детали; на фиг.2схема получения ступенчатого вала коробки передач; на фиг.3 — схема получения вала с шестерней (накатка mecтерни и приварка крайних деталей осуществляются одновременно); на фиг.4— схема приварки крайних деталей, имею-. щих неодинаковое сечение.

Левая деталь имеет трубчатое сечение, а правая — сплошное сечение.

Различное давление в сварочных стыках создается за счет несимметричного обжатия средней детали относительно ее середины с помощью валков, имеющих несимметричную относительно поперечной оси рабочую поверхность.

С помощью калиброванных валков осуществляют формоизменение средней детали до получения ступенчатого валика с одновременной приваркой к нему выходных концов, диаметр которых значительно меньше. Перед началом процесса концы средней детали предварительно нагревают с помощью индуктора ТВЧ до температуры 900-1000 С.

Обжатие средней детали (фиг.1 и 4) осуществляется валками, имеющими бочкообразную форму, с тем, чтобы уменьшить усилие обжатия на валках и облегчить течение металла во время пластического деформирования.

Для создания проковочного давления во всех схемах использованы пакеты предварительно сжатых тарельчатых пружин, аккумулирующих определенную, заранее заданную (зазор между корпусом зажимного устройства и станиной) величину энергии в процессе нагрева сварочных стыков.

Это сделано для того, чтобы повысить стабильность сварочного цикла за счет четкой величины проковочного давления. Возможно создание проковочного давления при жестко закрепленных зажнмных устройствах крайних деталей путем увеличения радиального

32437 1 обжатия со стороны валков. Однако после сварки средняя деталь получает незначительную трехгранность (при использовании трех валков). Там, где

S. форма средней детали не имеет значения, а определяющим является получение конечного размера детали с жесткими допусками на осевые размеры, целесообразно зажимные устройства

16 крайних деталей фиксировать неподвижно относительно станины.

Способ осуществляется следующим образом.

Среднюю деталь ) устанавливают в валках 2. Крайние детали 3 закрепляют в зажимных устройствах 4, смонтированных на станине 5 с возможностью осевого упругого смещения. В качестве упругого элемента используют пакеты предварительно сжатых тарельчатых пружин б.

С помощью валков 2 деталь 1 предварительно сжимают до усилия несколько меньше того, при котором происходит пластическая деформация (Расчет усилий производят по известным формулам из теории обработки металлов давлением).

Включаются приводы вращения вал-! ков и деталь разгоняется до заданных оборотов. После этого подается сигнал на увеличение давления сжатия валков. Давление увеличивают до тех пор, пока эажимное устройство не сместится до упора в станину 5, сжав при этом пакеты тарельчатых пружин б. После этого давление в стыке поддерживается постояннъм с помощью тензодатчика давления (ие показан).

При уменьшении давления подается сигнал иа приводы перемещения валков и .обжатие детали увеличивается, при увеличении давления сверх допустимого подается сигнал на уменьшение обжатия средней детали.

После разогрева сварочных стыков время разогрева задается реле времени (не показано), подается сигнал на торможение валков. После остановки валков давление обжатия понижается до величины, при которой пластическая деформация прекращается и проковка осуществляется пакетом предварительно сжатых тарельчатых пружин б. После сварки нижние валки развоИ дят и сваренная деталь падает в тару .(не показана).

На фиг.2 и 3 процесс нагрева ведут до тех пор, пока не закончат фор1232437

3 мообразование наружной поверхности средней детали. При накатке шестерни среднюю деталь предварительно нагревают до температуры 1100 С.

Пример. Материал средней детали Сталь 30, диаметр 36 мм, длина

530 мм.

Диаметр валков 200 мм. Материал валков Сталь ХВГ. Угловая скорость вращения валков 1000 об/мин. Угловая 10 скорость средней детали 5500 об/мин.

Угловая скорость средней детали получается при умножении угловой скорости вращения валков на отношение диаметра валка к диаметру средней де- 15 тали.

Усилие сжатия валков во время разгона детали 3000 кгс.

Усилие сжатия валков при нагреве

-20000 кгс.,20

Для уменьшения усилия сжатия валков целесообразно предварительно среднюю деталь нагревать в печи или с помощью ТВЧ до температуры 9001000 С. . 25

В процессе нагрева сварочного стыка пакет тарельчатых пружин дополнительно сжимается на 3 мм. Усилие пружин при этом равняется 5000 кгс. При проковке пружины разжимаются примерно на I 5-2 мм и окончательное усилие проковки составляет примерно

4500 кгс. Цикл сварки длится 8 с, из них время нагрева составляет 6 с.

Общее удлинение средней детали во время сварки составляет 15 мм.

Зазор между торцами свариваемых деталей перед сваркой равняется примерно 0,5 мм. Осадка при сварке составляет f2 мм (общая).

При этом максимальное уменьшение диаметра средней детали за счет обжатия составляет 0,25 мм. Уклон на бочкообразном валке равен 0,001.

Предлагаемое техническое решение позволяет создавать принципиально новый тип сварочного оборудования, обладающего более широкими технологическими воэможностями, позволяющего помимо сварки трением осуществлять

50 формоизменение наружной поверхности свариваемой детали с одновременным упрочнением наружного слоя.

Способ может быть также использован при сварке одновременно двух пар деталей, одна из которых имеет форму тела вращения. При этом в валках устанавливается сразу же пара деталей до касания торцов друг в друга, Кроме того, предлагаемое техническое решение позволяет уменьшить время на загрузку и выгрузку сваренной детали, так как деталь во время этих о операций не нужно перемещать через шпиндель, т.е. повысить производительность.

По предлагаемому способу могут быть сварены детали, размеры крайних частей которых значительно больше средней части. Извлечение сваренной детали осуществляется путем поднятия верхнего валка или перемещения в разные стороны нижних валков.

Одновременно со сваркой может быть осуществлено формоизменение наружной поверхности средней детали — накатка шестерни, получение ступенчатого вала, вала с буртиками и т.п.

Это позволяет расширить технологические возможности оборудования для сварки трением.

При конструировании устройств для сварки трением отпадает необходимость в приводе осевого сварочного давления, так как давление в сварочных стыках создается эа счет,пластической деформации средней детали с помощью приводов радиального перемещения валков. При этом возможно создание неодинакового давления в сварочных стыках за счет деформирования средней детали валками, имеющими не,симметричную форму относительно центра валка.

Предлагаемый способ сварки трением позволяет достаточно просто, эа счет увеличения диаметра валков, создавать угловые скорости вращения средней детали порядка 10000—

20000 об/мин, что позволяет осуществлять сварку как по обычному, так и по инерционному циклу, причем в последнем случае валки выполняют функцию маховиков.

1232437

1 2 4 A 3

А-Д

Юиг. 3

213065

М-А а иг. Ю

Составитель И.Фелицина

Редактор Л.Гратилло Техред H.11îïîâè÷ Корректор N.Иароши

Заказ 2729/15 Тираж 1001 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ сварки трением Способ сварки трением Способ сварки трением Способ сварки трением 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например, при производстве режущего инструмента

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении элементов конструкции электрических установок, например роторов турбокомпрессоров

Изобретение относится к способу сварки трением соединяемых (металлических) элементов или деталей и, в частности, к так называемой сварке трением с перемешиванием, основанной на взаимном полирующем движении или перемещении между щупом из более твердого материала и соединяемыми деталями

Изобретение относится к области сварки трением и может использоваться в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области технологии неразъемного соединения деталей /сварки/ "в стык" и может быть использовано в авиастроении, судостроении и в других отраслях машиностроения и строительства для соединения преимущественно листовых конструкций-панелей, обечаек, корпусов и т.п

Изобретение относится к способу сварки трением с применением нескольких головок для одновременной сварки стыкуемых поверхностей открытых или закрытых профильных рам
Наверх