Волновая передача

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК д511 4 F 16 Н 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3809073/25-28 (22) 05.11.84 (46) 15.09.86. Бюл. ¹ 34 (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (72) А. И. Полетучий (53) 621.853.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 989203, кл. F 16 Н 1/00, 1981. (54) (57) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, быстроходный и тихоходный валы, жесткое колесо, гибкое колесостакан и генератор волн с подшипником скольжения, образующие наружной поверхности которого в каждом продольном сече„„Я0„„1257323 А1 нии параллельны образующим гибкого колеса, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности передачи, быстроходный вал выполнен с наружной усеченной сферической поверхностью, а генератор волн — в виде набора подогнанных друг и другу боковыми радиальными плоскостями и совместно обработанных по наружной и внутренней усеченной сферической поверхностям сегментов, установленных внутренними усеченными сферическими поверхностями на наружную усеченную сферическую иовеpxHocTb быстроходного вала неподвижно в окружном направлении и с возможностью поворота в продольном направлении.

1257323 дольном направлении.

Каждый сегмент 7 связан с валом 2 посредством шпильки 9, проходящей через паз 1О, гайки 11 и сферической шайбы 12.

При помощи гайки 11 между сегментом 7 и валом 2 устанавливается минимально необходимый зазор из условия их относительного скольжения.

В корпусе 1 выполнен канал 3 для подвода смазки, сообщающийся посредством системы каналов 14 в 18 с рабочей поверхностью генератора по его малой оси, т.е. смазка подводится в ненагруженную зону генератора, как это принято в обычных гидродинамических подшипниках.

После того, как генератор волн вставлен вовнутрь гибкого колеса, сегменты 7, расположенные вблизи большо" оси эллипса генератора, повернутся на угол Д-> (см. фиг. 4) в соответствии с наклоном образующей гибкого колеса 5, а сегменты 7, распо35

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности передачи за счег улуч5 шения эксплуатационных условий работы элементов передачи.

На фиг, 1 изображена волновая передача, продольный разрез; на фи.-. 2 -- разрез

A-А на фиг. 1; на фиг. 3 -- подвод смазки на наружную поверхность генератора по малой оси эллипса; на фиг. 4 — перекос гибкого колеса и положение сегмента генератора по большой оси эллипса генератора; на фиг. 5 — то же, по мало оси :э-ллипса генератора.

Волновая передача содержит. корпус 1, быстроходный вал 2 с наружной усеченной сферической поверхностью 3, жесткое колесо 4, гибкое колесо — стакан 5, связанное с тихоходным валом 6, генератор волн с подшипником скольжения, выполненный в «иде 20 набора сегментов 7, подогнанных друг к другу своими боковыми радиальными плоскостями 8 и совместно обработанных по наружной и внутренней усеченной сферической поверхностям.

Образующие наружной поверхности генератора в каждом продольном сечении параллельны образующим гибкого колеса 5.

Сегменты 7 выполнены из антифрикционного материала и установлены на поверхность 3 вала 2 неподвижно в окружном на- з0 правлении и с возможностью поворота в проложенные вблизи малой оси эллипса, повернутся на угол (-, (см. фиг. 5) также в соответствии с наклоном образующих гибкого колеса 5. Поворот сегментов 7 произойдет под действием усилий, вызванных жесткостью гибкого колеса 5. Таким образом наружная поверхность генератора волн приобретает простра нствен ную форму, обеспеч ивающую примерно равные зазоры и давления в паре генератор волн — гибкое колесо, :то и требуется для нормальной работы подшипника скольжения.

Волновая передача работает следуюгцим образом.

При вращении быстроходного вала 2 получают вращение связанные с ним сегменты 7, вращающиеся как одно целое, т.е. как генератор с пространственной рабочей поверхностью, образующей гидродинам ический подшипник. Между тругцейся поверхностью

T3KoI.о подшипника и гибким колесом устанавливаются примерно равные зазоры, устраняющие опасность появления увеличенных

«целей или металлического кон такта с повышенным давлением.

При подаче смазки по системе отверстий

13 — 18 в ненагруженную зону подшипника скольжения и при еio вращении возникает

< идродинамический эффект, как и в обычных эллиптических подшипниках скольжения.

Предложенную конструкцию генератора можно применять в широком диапазоне крутягцих моментов и для гибких колес различной длины. При этом сегменты генератора будут автоматически поворачиваться на yrIb1, соответствующие изменившимся углам перекоса гибкой оболочки. Известные тяжелонагруженные и быстроходные волновые передачи с генератора м и скол ьжени я требуют применения колоколообразных гибких колес. Последние вследствие своих конструктивных особенностей не имеют перекоса образующих гибкой трубы от изгиба генератором, что обеспечивает благоприятную работу подшипника скольже.,ия в отношении зазоров. Однако гибкое колесо -- колокол имеет сложную и дорогую технологию производства, ограничивающую его применение.

Предложенная конструкция позволяет применять гибкие колеса цилиндрической или любой другой формы, что значительно удешевляет волновую передачу без заметного снижения ее качественных характе ристик.!

257323

Л-4

Составитель A. Разин

Редактор М. Дылын Техред И. Верес Корректор A. Зимокосов

Заказ 4899/32 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Волновая передача Волновая передача Волновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх