Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (qy) 4 В 60 К 17/20

1„

Ц .. L w j(М ф ° Г (:

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ б

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3883468/27-11 (22) 10.04.85 . (46) 30.09.86. Бюл. У 36 (72) О.Т.Снегарь и С.В.Ракша (53) 629.113-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 846330, кл. В 60 К 17/20, 1979. (54)(57) 1.САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус, размещенные в нем полуосевые шестерни, водило с установленными на нем сателлитами, находящимися в зацеплении с полуосевыми шестернями, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при сохранении минимальных габаритов, водило установ„„ЯО (и 1260269 А 1 лено своими концами с возможностью вращения в отверстиях двух диаметрально расположенных дополнительных водил, установленных с возможностью вращения в двух соосных отверстиях корпуса, причем продольная ось отверстия каждого дополнительного водила выполнена смещенгой относительно продольной оси соосных отверстий корпуса и совмещена с осью вращения сателлита, а продольная ось двух соосных отверстий корпуса выполнена смещенной относительно; диаметральной поперечной оси корпуса в плоскости, перпендикулярной оси вращения корпуса- расположенной симметрично полуосевым шестерням.

2. Дифференциал по п.1, о т л ич а ю m .и и с я тем, что между корI пусом и дополнительным водилам установлена муфта предельного момента, первая из полумуфт которой связана с корпусом, а вторая " с дополнительным водилам, причем первая полумуфта муфты предельного момента

,выполнена в виде шарика, установленного в отверстии корпуса, про260269

1 дальная ась которого перпендикулярна продольной оси дополнительного водила, и подпружиненного относительно корпуса упругим элементом в виде спиральной винтовой пружины, вторая полумуфта выполнена на боковой поверхности дополнительного во-. дила в виде углубления, находящегося в контакте с шариком первой полумуфты.

Изобретение относится к транс-. портным средствам, в частности к . конструкции межколесных самоблокирующихся дифференциалов.

Целью изобретения является повышение надежности при сохранейии минимальных габаритов.

На фиг.1 изображен самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, поперечное сечение; на фиг.2 — вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 — изображен корпус дифферен циала, поперечное сечение; на фиг.4 — дополнительное водило; на фиг.5 — вариант выполнения самоблокирующегося дифференциала транспортного средства, поперечное сечение; на фиг.б — то же, вид по стрелке Б на фиг.5, Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства содержит корпус 1, размещенные в нем полуосевые шестерни 2, водило 3 с установленными на нем саттелитами 4, нахо-. дящимися в зацеплении с полуосевыми шестернями 2. Сателлиты 4 1не менее двух ) расположены на противоположных концах водила 3, выполненного цилиндрическим.

Води@о 3 установлено и закреплено своими концами с возможностью .. вращения в отверстиях 5 двух диаметрально расположенных дополнительных водил 6. Дополнительные водила 6 установлены с возможностью вра" щения в двух соосных отверстиях 7 корпуса I (фиг.1 и 2).

Отверстие 5 выполнено на торце каждого дополнительного водила 6 так, что их продольная ось 8 смеще.", на на величину 8 относительно продольной оси 9 двух соосных отверстий 7 корпуса 1 и совмещена с осью вращения сателлитов 4 (фиг.! и .4 ).

Два соосных отв рстия 7 корпуса

1 выполнены так, чта их продольная ось 9 выполнена относительно диаметральной поперечной аси 10 корпуса I в плоскости, перпендикулярной

10 оси вращения корпуса, расположенной симметрично полуосевым шестерням 2, как показано на фиг.1 и 3, на величину

Причем величина смещения продольной оси отверстия 5 дополнительного водила 6 и продольной аси

9 отверстий 7 корпуса 1 выполнена одинаковой. Диаметральная ась 10 корпуса 1 пересекается с осью враще20 ния полуосевых шестерен 2 в центре

0 дифференциала а продольная ось

8 отверстия 5 дополнительного водила б совмещена с осью вращения са" теллита 4.

25 На фиг.5 и 6 изображен другой вариант выполнения самоблокирующегося дифференциала транспортного средства.

В этом дифференциале между кар30 пусом 1 и дополнительным водилам 6 установлена муфта 11 предельного момента, первая палумуфта которой связана с корпусом 1, а вторая полумуфта связана с дополнительным води35 .лом 6.

Одна палумуфта муфты II выполнена в виде шарика 12, установленного в отверстии 13, выполненном в корпусе 1, причем ось отверстия 13 перпендикулярна продольной оси да3 полнительного водила 6. Шарик 12 подпружинен относительно корпуса 1 упругим элементом в виде спиральной винтовой пружины-14. От выпадания из отверстия 13 пружина 14 закреплена винтом 15. Винт 15 одновременно служит для регулирования усилия сжатия пружины 14. Могут быть и другие варианты крепления пружины 14.

Вторая полумуфта 11 выполнена на боковой поверхности дополнительного водила 6 в виде углубления 16, которое расположено соосно отверстию 13 корпуса 1. Углубление 16 выполнено в виде лунки, или лыски, или коническим.

Дифференциал работает следующим образом.

При движении транспортного средства, крутящий момент от ведомой шестерни передается через корпус 1, дополнительное водило 6,, водило 3, сателлиты 4, полуосевые шестерни 2 и далее через полуоси на ведущие колеса транспортного средства. При движении по прямой дороге, когда коэфффициент сцепления колес с дорогой приблизительно одинаковый, тяговые усилия распределяются равномерно на оба колеса. Действующие на сателлиты 4 силы и моменты находятся в равновесии. Продольные оси водила 3 и дополнительного водила 6 расположены в плоскости, перпендикулярной оси вращения полуосевых шестерен 2. При этом сателлит 4 вращается относительно продольной оси водила 3 при разных оборотах полуосевых шестерен 2, когда колеса транспортного средства проходят различные пути, например при поворотах.

При разных коэффициентах сцепления ведущих колес транспортного средства, например, одно колесо движется по грунту, второе по льду, т.е. нарушается равновесие сил, действующих на сателлит 4, водило

3 и дополнительное водило 6.

Под действием осевых сил сателлит 4 с водилом 3 начинают перемещаться в сторону одной из полуосевых шестерен 2, вращая при этом дополнительное водило 6 в отверстии

7 корпуса 1. Происходит блокировка дифференциала.При этом транспортное средство продолжает прямолинейное

260269 4 движение, колеса вращаются с одинаковой скоростью.

При выравнивании коэффициентов сцепления колес с дорогой, а, следовательно, и сил, действующих на сателлит 4, водило 3 и дополнительное водило 6, последние возвращаются в положение, когда все они размещены в плоскости, перпендикулярной оси

10 вращения полуосевых шестерен 2.

При изменении условий движения все процессы повторяются.

В самоблокирующем дифференциале (фиг.5) при незначительном различии !

5 коэффициентов сцепления ведущих колес транспортного средства перемещение сателлита 4 в блокирующее состояние с полуосевой шестерней 2 не происходит. Возникающий в сателлите

20 4 крутящий момент от действия разности осевых сил меньше усилия, создаваемого муфтой Il предельного момента. В этом случае шарик 12, подпружиненный пружиной 14, находится в, 25 углублении 16 дополнительного водила 6, препятствуя его повороту.

При этом сателлит 4 вращается относительно оси водила 3 при разных оборотах полуосевых шестерен 2, 30 когда колеса транспортного средства проходят различные пути. Когда различие коэффициентов сцепления колес с грунтом увеличивается на некоторуго величину, возрастает разность осевых сил, действующих на сателлит 4. Это приводит к возрастанию крутящего момента на сателлите 4 и дополнительном водиле 6.

Когда величина крутящего момен40 та на дополнительном водиле 6 превысит величину предельного момента муфты Il, шарик 12 под действием силы давления дополнительного водила 6, сжимая пружину 14; переместит45 ся в радиальном направлении в отверстие 13 корпуса 1.

Освобожденное от блокировки муфтой 11 дополнительное водило 6 начинает вращаться, сателлит 4 переходит

gg в блокирующее положение с одной из полуосевых шестерен 2. Происходит блокировка дифференциала, при этом транспортное средство продолжает прямолинейное движение, колеса вращау ются с одинаковой скоростью.

При выравнивании коэффициентов сцепления колес с дорогой, а следовательно, и сил действующих на са1760269

lPue, Ф

Составитель С.Панкратов

Редактор 10. Середа Техред Л.Сердкжова Корректор А.Тяско

Заказ 5179/16 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул. Проектная, 4

S теллит 4, водило 3 и дополнительное водило 6 все они возвращаются в положение, когда размещается в плоскости, перпендикулярной оси вращения полуосевых шестерен 2.

Ь

При зтом шарик 12 под действием усилия пружины 14 перемещается в углубление 16 дополнительного водила 6, блокируя его в положении от перемещения.

При изменении условий движения все процессы повторяются.

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх