Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (sg4G06M 308

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ с е

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3867465/24-24 (22) 05.03.85 (46) 07.10.86. Бюл. И 37 (71) Воронежский ордена Ленина государственный университет им. Ленинского комсомола (72) В, А. Кущенко, А. И, Азарных и С. Т. Ильченко (53) 621.374„32 (56} Авторское свидетельство СССР

Р 504214, кл. С 06 М 3/OR, 1975.

Авторское свидетельство СССР

У 1083212, кл. G 06 М 3/08, 1984. (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ (57) Изобретение относится к технике обследования пассажиропотоков и контроля за оплатой проезда в сети городского пассажирского транспорта.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства г

ÄÄSUÄÄ 1262546 А 1 путем обеспечения подсчета пассажиров по разным категориям и повышение точно сти. Устройство содержит блок подсчета пассажиров, блок 24 контроля оплаты, блоки 32; контроля компостеров, блоки 38, контроля касс, блоки 45„ контроля проездных документов, блок 53 обработки информации. В блок памяти блока подсчета пассажиров записывается информация о числе вошедших и вышедших пассажиров, о числе пассажиров, оплативших проезд, с помощью счетчиков 58 — 61, таймера 65. На индикаторе блока обработки информации отражается информация о количестве пассажиров, не оплативших свой проезд и находящихся внутри тренспортного средства, что позволяет водителю осуществлять контроль за правильностью и своевременностью оплаты проезда пассажиров.

2 з.п, ф-лы, 2 ил.

1262546

Изобретение относится к технике обследования пассажиропотоков и контроля эа оплатой проезда в сети городского пассажирского транспорта.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения подсчета пассажиров по разным категориям и повышение точности.

На фиг. 1 приведена структурная схема блока подсчета пассажиров устройства с элементом ИЛИ, триггером и элементом индикации, на фиг„ 2— структурные схемы блока контроля оплаты в каналах компостеров и касс, блока обработки информации, блоков контроля компостеров, блоков контроля касс и блоков контроля проездных документов устройства.

Устройство содержит элемент ИЛИ 1, триггер 2, элемент 3 индикации, в блоке 4 подсчета пассажиров генера тор 5 переменного напряжения, делитель 6, распределитель 7 импульсов, блок Я ключей, излучатели 9 — 9„ приемники 10, — 104щ, лолосовой фильтр 11,,детектор 12, схемы 13 ! 3, анализа направления движения пассажиров, элементы ИЛИ 14 и 15,. счетчики 16 и 17, блок 18 памяти, ключ 19, элементы 20 и 21 задержки, дешифратор 22, клавишный коммутатор

23, в блоке 24 контроля оплаты элемент 25 задержки, распределитель 26 импульсов, блок 27 ключей, излучате; ли 28 — 28< приемники 29, — 29„, полосовой фильтр 30, детектор 31, в каждом блоке 32; контроля компостеров кнопку 33, управления, формирователь 34, импульсов, ключи 35, и 36, триггер 37,, в каждом блоке 38j контроля касс, кнопку 391 управления, формирователь 401, ключи 41 — 43j, триггер 44, в каждом блоке 451, контроля проездных документов замыкающий ключ 46, формирователь 47„ импульсов, источник 48 „ питания, ключи 49 и 50 q триггер 51 „,,элемент 52 задержки, в блоке 53 обработки информации элементы ИЛИ 54 — 57, счетчики

58 — 60, реверсивный счетчик 61, ин.дикатор 62, элемент 63 задержки, блок 64 ключей, таймер 65.

Устройство работает следующим образом, При входе пассажира через проход сигнал с соответствующего блока 13 анализа направления движения через

55 элемент ИЛИ 14 поступает на счетчик

16. При выходе пассажира сигнал от соответствующего блока анализа направления движения поступает на вход элемента ИПИ 15 и далее на вход счетчика 17. Информация о входящих и выходящих пассажирах записывается с помощью ключа 19. Сигнал от генератора 5 поступает на входы блока ключей 8 и делителя 6, импульсы с которого поступают на вход распределителя 7 импульсов, который подает сигналы опроса на соответствующие ключи блока S ключей и на входы соответствующих блоков 13 анализа направления движения. При наличии сигналов от рас ределителя 7 импульсов, элемента 21 задержки и дешифратора 22 сигнал от генератора 5 проходит через выбранный ключ блока 8 ключей на один из излучателей 10 — 104, модулированный сигнал с которых принимается приемниками 9, — 9 . Опрос излучателей 10 — 104,„ и блоков 13 —

13„, анализа направлений движения дает аозможность определения направления движения, Сигналы с выхода делителя 6 поступает на элемент 25 задержки, где происходит задержка импульсов на полпериода следования импульсов с выхода делителя 6, что устраняет возможность прихода сигналов одновременно на разные входы реверсивного счетчика 61. Сигнал с выхода элемента 25 задержки поступает на вход рапределителя 26 импульсов, который со своих выходов посылает сигнал разрешения на работу излучателя 28 —

28„ соответствующего компостера, кассы, а также посылает сигнал разрешения на соответствующие излучателю блок 32; контроля компостеров, блок 38> контроля касс, а также блок 45„ контроля проездных документов. Сигнал с выхода генератора 5 поступает на управляющий вход блока 27 ключей и через соответствующий открытый ключ поступает на вход излучателя 28, который начинает излучать модулированный генератором 5 сигнал (инфракрасное излучение).

При этом сигнал с выхода соответствующего приемника 29 поступает на вход полосового фильтра 30, где выделяется модулирующая составляющая сигнала. Далее сигнал поступает на вход детектора 31. Если в канале

1262с46

20 приема абонемента свободно, то сигнал излучателя 28 проходит на прием— ник 29 и на инверсном выходе детекгора 31 появляется .сигнал "Лог, 1", открывающий ключ 36, блоков контроля компостеров и ключ 43„, блоков контроля касс.. При нажатйи на компостер или компостировании абонементов сигнал с выхода ключа 33, поступает на вход формирователя 34, им—

10 пульсов, где вырабатывается импульс длительностью больший, чем период опроса распределителя импульсов 26.

Этот сигнал поступает на вход ключа 35,.

Поскольку при компостировании пассажир вставил в приемную щель . компостера абонемент, он закрыл соответствующий излучатель 28 и на прямом выходе (при подаче сигнала от распределителя 26 импульсов соответствующий излучатель детектора 31) появляется сигнал "Лог. 1", который поступает на вход ключа 35,. Импульс с соответствующего выхода

25 распределителя 26 импульсов через ключ 35, переводит триггер 37., в состояние "Лог. 1 . Сигнал, с выхода которого, проходя через элемент

ИЛИ 54, увеличивает значение кода З0 счетчика 58 (счетчик закомпостированных абонементов), проходя через элемент ИЛИ 57, увеличит значение кода реверсивного счетчика 61. При этом при входе каждого пассажира на 35 выходе элемента ИЛИ 14 появляется импульс, который уменьшает значение кода реверсивного счетчика ÜI. Таким образом, в реверсивном счетчике 61 находившая разность между числом во- 40 шедших пассажиров и числом оплативших свой проезд. Это число (разность) отображается на индикаторе 62, При дальнейших (многократных) нажатиях компостера, сигнал с выхода формиро- 45 вателя 34 „ импульсов через ключ 35 не изменит состояние триггера 37, так как он уже находится в состоянии

"JIor. 1". После того как пассажир вытащит абонемент из приемной щели компостера, на инверсном выходе детектора 31 при поступлении очередного сигнала разрешения е распределителя 26 импульсов на соответствующий зе вход ключа 361 появится сигнал Лог. 55

1", который откроет ключ 36„ и первый же импульс соответствующего данному компостеру с выхода распределителя импульсов перевелет триггер 37, в "Лог. 0 . Блок 32„ контроля компостеров готов к рабо,е, Пассажиды должны компостировать абонементы, BcTBR ляя B приемную щель компостера не более одного абонемента. Для этого рядом с компостером должна быть пре-. дупреждающая надпись. Частота опроса с распределителя 26 импульсов выбрана такой, что создается эффект парал-, лельной работы всех блоков предлагаемого устройства (например, 32 Гц для каждого блока). При получении билета пассажиром срабатывает кнопка 39> управлени блока контроля касс. Сигнал с ее выхода поступает на формирователь 40 импульсов и далее на ключ

41 . Если билеты в канале есть, то соответствующий излучатель схемы кассы закрыт и на инверсном выходе детектора 31 присутствует сигнал

"Лог, I" который разрешает работу ключа 42j . Первый же импульс с соответствующего выхода распределите ля 26 импульсов переведет триггер 41 в "Лог. 1". тем самым ключ 411 открыт. Если же в канале кассы нет билетов, то сигнал с прямого выхода детектора 31 открывает ключ 43 и тогда пер1 вый же импульс с соо тв е т ствующе го выхода распределителя 26 импульсов сбросит триггер 44 1 в "Лог, 0", запрещая работу ключа 41 . Если ключ 41 открыт, то сигнал с выхода формирователя 401 импульсов поступает на вход элемента ИЛИ 55 и с выхода е.о на вход счетчика 59 и через элемент

ИЛИ 57 на вход счетчика 61, В счетчике 59 происходит увеличение кода сче. та пассажиров, взявших билет, а в реверсивном счетчике 61 кода числа оплативших свой проезд, Пассажир, имеющий проездной билет, входит через переднюю дверь (или дверь, где может находится контролер), показывает водителю или контролеру свой проездной документ, после чего сам за1ыкает ключ 50„, Сигнал с его выхода поступает через формирователь

47 импульсов на вход триггера 51<, после поступления импульса с соответствующего выхода распределителя импульсов 26 и ключ 49к он откроется и сигнал с выхода ключа 49к поступит на вход элемента ИЛИ 56, увеличивая код счетчика 60 (число пассажиров, имеющих проездные документы) и уменьшая коды реверсивного

1262546 счетчика 61 (число неоплативших проезд в салоне).

Через время, необходимое для срабатывания распределителя 26 импульсов, сигнал с выхода элемента за- 5 держки 52к перебрасывает триггер 51х в "Лог. О". Замыкающий ключ 46к, если схема проездных документов должна работать, замыкается.

Таким образом, водитель видит на индикаторе 62 число пассажиров, неоплативших проезд. После окончания высадки-посадки на остановочном пункте водитель закрывает двери салона транспортного средства. 3а время движения до следующей остановки пассажиры должны закомпостировать абонементы и взять билеты. Если перед открыванием дверей на следующем остановочном пункте число на индикаторе 62 будет положительным (есть пассажиры, неоплатившие проезд), то водитель должен об этом объявить, Если пассажиры не заплатили за проезд, водитель должен проверить у всех билеты, абонементы и проездные документы.

Система экономического стимулирования водителя может быть построена таким образом, что ему невыгодно 30 провозить безбилетников (и выгодно провозить как можно большее число оплативших проезд пассажиров). Поэтому водитель не будет замыкать на ключ 19 до тех пор, пока не добьется оплаты проезда всех пассажиров.

При нажатии клавиши коммутатора 23 с выхода дешифратора 22 сигналы поступают на элемент ИЛИ 1, с выхода которого на вход триггера 2, с 40 выхода последнего на элемент 3 индикации. Элемент 3 индикации сообщает водителю, что устройство включено, При замыкании ключа 19 сигнал с его выхода разрешает запись информации 45 со счетчиков 16 и 17 в блок IS памяти реверсивного счетчика 60, счетчиков 58 — 6О и таймера 65, блок 64 ключей, блок 18 памяти (фиг. 1}. Через время, необходимое для выполне«. 50 ния этой процедуры, с выхода элемента 20 задержки появляется сигнал, обнуляющий счетчики 16 и 17, а с выхода элемента 63 задержки сигнал, обнуляющий реверсивный счетчик 61 (фиг.2) 55

Таким образом, в блоке 18 памяти (фиг. 1) записана информация о числе вошедших и вьппедших пассажиров, время записи информации, число закомпостировавших абонементы, взявших билеты и показавших проездные документы, а также число неоплативших проезд.

Водитель (и с ним операторы в цент— ральной диспетчерской станции) обладают информацией о неоплативших проезд и может KQHTpOJIHpoBBTb эту процедуруу °

Предлагаемое устройство позволяет снизить число неоплатившнх свой проезд пассажиров, что повышает эффективность функционирования системы городского и пассажирского транспорта. Оператор в центральной диспетчерской станции ежедневно получает информацию об эффективности работы сети городского пассажирского транспорта в терминах перевезенных пассажиров и выручки за проезд.

Эта информация может дальше обрабатываться для принятия решений по управлению сетью городского пассажирского транспорта.

Устройство выполняется о интегральной технологии и имеет малые размеры и малое потребление энергии.

Кроме этого, введение таймера, наряду с информацией времени записи собранных данных позволяет контролировать движение транспортного средства по каждому остановочному пункту, что повьппает регулярность его движения по графику, таблица которого имеется у водителя.

Формула и э обретения

1. Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве, содержащее блок подсчета пассажиров, триггер, элемент индикации, первый вход триггера соединен с первым выходом блока подсчета пассажиров, вы-. ход — с входом элемента индикациии, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства путем обеспечения подсчета пассажиров по разным категориям и повьппения точности, в него введены элемент ИЛИ, блок контроля оплаты, блоки контроля компостеров по числу компостеров, блоки контроля касс по числу касс, блоки контроля проездных документов по числу мест контроля проездных документов, блок обработки информации, каждый блок контроля компостеров вы126254б полнея на формирователе импульсов, первом и втором ключах, триггере и кнопке управления, выход которой через формирователь импульсов соединен с первым входом первого ключа, . второй вход которого объединен с первым входом второго ключа и соединен с соответствующи . выходом гервой группы выходов блока контроля оплаты, выходы первого и второго ключей каждого блока контроля компостеров соединены соответственно с первым и вторым входами триггера, выход которого .соединен с соответствующим входом первой группы входов блока обработки информации, каждый блок контроля касс выполнен на формирователе импульсов, первом, втором и третьем ключах, кнопке управления, выход которой через формирователь импульсов подключен к первому входу первого ключа, первые входы второго и третьего ключей объединены и соединены с соответствующим выходом второй группы выходов блока контроля оплаты, в каждом блоке контроля касс выходы второго и третьего клю-. чей соединены соответственно с первым и вторым входами триггера, выход которого соединен с вторым входом первого ключа, выход которого соединен с соответствующим входом второй группы входов блока обработки информации, третьи входы первых ключей блоков контроля компостеров и вторье входы вторых ключей блоков контроля касс объединены и подключены к прямому выходу блока контроля оплаты, вторые входы вторых ключей блоков контроля компостеров и вторые входы третьих ключей блоков контроля касс объединены и подключены к инверсному выходу блока контроля оплаты, каждый блок контроля проездных документов невыполнен на формирователе импульсов, триггере, элементе задержки, первом и втором ключах, источнике напряжения с уровнем логической единицы и замыкающем ключе, подвижный контакт которого соединен с выходом источника напряжения с уровнем логической единицы, неподвижный контакт — с первым входом первого ключа, второй вход которого объединен с входом элемента задержки и соединен с соответствукщим выходом третьей группы выходов блока контроля оплаты, в каждом блоке кант55

50 роля проездных документов выход н гoрого ключа через формирователь кмпульсов подключен к первому входу триггера, второй вход которого соедиНеН с выходом элемента задержки, выход — с третьим входом первого ключа, выход которого соединен с соответствующим входом третьей группы входов блока обработки информации, первый и второй управляющие входы блока контроля оплаты подключены соответственно к второму и третьему выходам блока подсчета пассажиров, четвертый выход блока годсчета пассажиров соединен с первым управляющим входом блока обработки информации, вьгход которого соединен с первь.м входом блока подсчета пассажиров, первьгй выход блока подс ета пассажиров соединен с вторым управляющим входом блока обработки информации, пятый выход блока подсчета пассажиров через элемент ИЛИ соединен с вторым входом триггера.

?, Устройства ло и. 1, о т л и— ч а и щ е е с я тем, что блок контроля оплаты выполнен на элементе за— держки, распределителе импульсов, блоке ключей, приемниках и передатчиках ло числу зон контроля, паласовом фильтре и детекторе, вход элемента задержки является первым управляющим входом блока контроля оплаты, служебный вход блока ключей является вторым управляющим входом блока контроля onлаты, выход элемента задержки соединен с входом распределителя импульсов, выходы которого объединены в первую, вторую и третью группы выходов и каждый из которых соединен с соответствующим вьгходом блока ключей и является соответствующим выходом первой, второй и третьей групп выходов блока контроля оплаты, выходы блока ключей соединены с входами соответствующих передатчиков, выходы приемников через паласовой фильтр соединены с входом детектора, прямой и инверсный выходы которого являются соответственно прямым и инверсным выходами блока контроля оплаты, 3. Устройство по п, 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок обработки информации выполнен на первом, втором, третьем и четвертом элементах ИЛИ, первом, втором и третьем счетчиках, реверсивном счетчике, блоке ключей, таймере, элементе задерж1262546

Составитель В. Бутик

Редактор Н, Марголина Техред А.Кравчук Корректор Г. Решетник

Заказ 5431/49 Тираж 671 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4 ки и индикаторе, входы первого, второго и третьего элементов ИЛИ явля— ются соответственно входами первой, второй и третьей групп входов блока обработки информации, выходы соединены с входами соответствующих первого, второго и третьего счетчиков и соответствующими входами четвертого элемента ИЛИ, выход которого соединен с вычитающим входом реверсивного счетчика, суммирующий вход которого является первым управляющим входом блока обработки информации, разрешающие входы таймера, блока ключей, первого, второго и третьего счетчиков, реверсивного счетчика и вход элемента задержки объединены и являются управляющим входом блока обработки информации, выход элемента задержки соединен с входом установки нуля реверсивного счетчика, выход которого соединен с входом индикатора и первым входом блока ключей, второй вход которого соединен с выходом таймера, а третьи входы — с выходами соответствующих первого, второго и третьего счетчиков, выход блока ключей является выходом блока обработки информации.

Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве Устройство контроля оплаты проезда в транспортном средстве 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к технике обследования пассажиров на транспорте

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля, в частности к электрическим счетно-регистрирующим устройствам, и может быть использовано с преимуществом в водных и полупроводящих средах для контроля движущихся объектов живой ri неживой природы

Изобретение относится к технике обследования пассажиропотоков на городском транспорте и позволяет повысить точность подсчета пассажиров на остановочных пунктах и повысить оперативность управления городским пассажирским транспортом

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к оборудованию для сферы автосервиса, и может быть использовано для автоматизации учета количества обработанных колес на шиномонтажных (разбортовочных) станках с использованием элементов информационных технологий

Изобретение относится к взрывному делу и предназначено для использования в метростроении

Изобретение относится к рыбной промышленности и предназначено для использования на рыболовных траулерах при определении длины ваеров в процессе эксплуатации трала

Изобретение относится к измерит€иьной технике, в частности к технике обследования пассажиропотоков на транспорте

Изобретение относится к области автоматизации транспортных перевозок и может быть использовано для учета перевозки пассажиров в общественном транспорте

Изобретение относится к вычислительной технике и электронным устройствам подсчета импульсов, поступающих одновременно от датчиков, расположенных по нескольким каналам

Изобретение относится к области вычислительной и информационной техники и предназначено для суммарной регистрации изделий по нескольким каналам контроля

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля, основанным на использовании свойств физических полей, в частности к электрическим счетно-регистрирующим устройствам , и может быть использовано в водных и полупроводящих средах для учета движущихся объектов как живой, так и неживой природы

Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к устройствам для подсчета животных, преимущественно овец, и может быть использовано в откормочных комплексах, приемных пунктах, пастбищах

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля, основанным на использовании свойств физических полей, в частности к электрическим счетно-регистрирующим устройствам , и может быть использовано с преимуществом в водных и полупроводящих средах дпя учета движущихся объектов живой и неживой природы
Наверх