Колесное транспортное средство

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно колесных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции. Колесное транспортное средство содержит задний ведущий мост 1 с дифференциалом 2, имеющим блокировку. С шестернями дифференциала связаны внутренние 6 и наружные 7 валы, через фрикционную муфту 10 или I1 соединенные с ведущими колесами 4 и 5. Ведупще колеса установлены подвижно на полуосях и соединены с валами 6 посредством фрикционных муфт, которые в процессе поворота под действием боковых сил замыкаются или размыкаются, изменяя тем самым жесткость полуосей, что приводит к улучшению параметров транспортного средства на повороте. 1 ил. W хк

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„12 445 А1 (я) 4 В 60 К 17/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3893039/31-)1 (22) 12.05.85 (46) 07.11.86. Бюл. N 41 (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (72) Е.А.Романчик, Ю.E.Àòàìàíoâ, В.С.Чешуи и А.Б.Бруек (53) 629.113-587(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1216033, кл. В 60 К 17/20, 1984. (54) КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно колесных машин. Цель изобретения — упрощение конструкции.

Колесное транспортное средство содержит задний ведущий мост 1 с дифференциалом 2, имеющим блокировку. С шестернями дифференциала связаны внутренние 6 и наружные 7 валы, через фрикционную муфту 10 или ll соединенные с ведущими колесами 4 и 5. Ведущие колеса установлены подвижно на полуосях и соединены с валами 6 посредством фрикционных муфт, которые в процессе поворота под действием боковых сил замыкаются или размыкаются, изменяя тем самым жесткость полуосей, что приводит к улучшению параметров транспортного средства на повороте.

1 ил.

1 12684 изобретение относится K транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно колесных машин.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

На чертеже изображено предлагаемое транспортное средство, кинематическая схема.

Колесное транспортное средство со- 10 держит задний ведущий мост 1, включающий дифференциал 2 с муфтой 3 его блокировки, ведущие колеса. 4 и. 5, которые посредством концентрически расположенных валов, внутреннего 6 и наружного 7, и бортовых передач 8 соединены с солнечными шестернями 9 дифференциала 2. Наружный вал 7 соединяется с ведущими колесами 5 и 4 через непостоянно замкнутые фрикцион- 20 ные муфты 10 и 11. Между ступицами

12 и 13 ведущих колес 4 и 5 соответственно и наружным валом 7 расположены цилиндрические пружины 14 и 15 сжатия. Перемещение ведущих колес 4 и 5 по внутреннему валу 6 ограничено упорами 16.

Включение фрикционных муфт 10 и

11 осуществляется под действием боковых сил, действующих íà ведущие колеса 4 и 5 при повороте, а выключение — под действием пружин 14 и 15

Колесное транспортное средство работает следующим образом.

При прямолинейном движении транс- 35 портного средства непостоянно замкнутые муфты 10 и 11 выключены (разомкнуты) под действием цилиндрических пружин 14 и 15. Они прижимают ступицы 12 и 13 ведущих колес 4 и 5 40 к упорам 16, закрепленным на внутренних валах 6. Жесткость внутренних валов 6 оцинакова, поэтому к ведущим колесам 4 и 5 подводятся одинаковые по величине крутящие моменты. При 45 этом дифференциал 2 заблокирован муфтой 3 блокировки.

При повороте транспортного средства при заблокированном,цифференциале 2, например влево, под действием боковых сил, действующих на ведущие колеса 4 и 5 и направленных к центру поворота, пружина 15 сжимается, ведущее колесо 5, закрепленное на ступице 13, перемещается вместе с ней по внутреннему валу 6 влево.

Непостоянно замкнутая фрикционная муфта 11 включается. Момент трения

< в фрикционной муфте 11 увеличивается пропорционально углу поворота транспортного средства, так как величина боковой силы зависит от угла поворота управляем<пх колес. На ведущее колесо 4 также действует боковая сила, направленная к центру поворота. В этом случае ступица 12 ведущего колеса 4 прижимается дополнительно этой силой к упору 16. Непостоянно замкнутая фрикционная муфта 10 выключена.

Крутящий момент от солнечных шестерен 9 дифференциала 2 посредством бортовой передачи 8 передается на левое колесо 4 через внутренний вал 6, а на правое колесо 5 — через внутренний вал 6 и частично через наружный вал 7. При этом жесткость левой полу— оси меньше, чем жесткость правой полуоси. Вследствие этого во время поворота транспортнсго средства при угле поворота упрп.вляемых колес меньше угла разблокирсвания дифференциала к внутреннему колесу (левому) будет подводиться крутящий момент меньший, чем к наружному (правому). Таким образом при повороте транспортного средства при заблокированном диф— ференциале 2 за с .ет разности крутящих моментов на ведущих колесах создается момент, способствующий повороту.

Аналогично работает транспортное средство и при разблокированном дифференциале,.

При прямолинейном движении транс-, портного средства поперек склона fa ведущие колеса 4 и 5 действуют боковые силы, направленные вверх по склону. Поэтому под действием боковой силы, действующей на ведущее колесо 4, если оно расположено ниже по склону, чем колесо 5, сжимается пружина 14.

Включается фрикционная муфта 10, причем момент трения в ней будет пропорционален боковой силе действующей на колесо. Колесо 5 расположенное вьппе по склону, будет дополнительно прижиматься к упору 16.

Крутящий момент от солнечных шестерен 9 дифференциала 2 посредством бортовых передач 8 передается на левое колесо 4 через внутреннии вал 6 и частично через наружный вал 7, а на правое колесо 5 — через внутренний вал 6. При этом жесткость правой полуоси меньше, ч<эм жесткость левой

Составитель С.Белоусько

Техред В.Кадар Корректор А.Зимокосов

Редактор И.Горная

Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5980/17

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 12 полуоси. Вследствие этого an время движения транспортного средства поперек склона к колесу, расположенному ниже по склону, подводится крутящий момент больший, чем к колесу, расположенному выше по склону. Таким образом, при прямолинейном движении колесного транспортного средства поперек склона за счет разностй крутящих моментов на ведущих колесах моста создается момент, способствующий стабилизации движения поперек склона.

Формула изобретения

Колесное транспортное средство, содержащее задний ведущий мост, вклю68445 4 чающий дифференциал с муфтой его блокировки, солнечные IIIeстерни*которого связаны посредством бортовых передач с полуосями, ведущие колеса, установленные на полуосях, выполненных из концентрически расположенных валов, причем наружный вал связан с ведущим колесом посредством фрикционной муфты, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 1О что, с целью упрощения конструкции, ведущие колеса установлены на полуосях с возможностью осевого перемещения, а между ступицей ведущего колеса и наружным валом установлена пру15 жина сжатия.

Колесное транспортное средство Колесное транспортное средство Колесное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тракторостроения , в частности к устройствам уменьшения буксования сельскохозяйственного равнинного колесного трактора, работающего поперек склона

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх