Фрикционная муфта

 

Изобретение относится к тр.анспортному машиностроению и может быть использовано в качестве муфты (М) сцепления на автомобилях, тракторах и других транспортных средствах. Целью изобретения является повышение надежности М за счет уменьшения контактных напряжений в сопряжении рычаг-шарик-палец и распределения напряжений в данном сопряжении в зависимости от передаваемой нагрузки. М содержит маховик и подпружиненные ;к нему нажимными пружинами промежупоЗернутв W ю 00 00 СП Риг.2

СО)ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (5)) 4 F 16 D 13 75

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ.И ОТКРЫТИЙ (21) 3882923/25-27 (22) 08.04.85 (46) 07 .02.87 . Бюл . У 5 (71) Уральская научно-исследовательская испытательная станция Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (72) А.И. Пеленков (53) 621.825.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 489887, кл. F 16 1) 13/42, 1974.

Авторское свидетельство СССР

В 1083005, кл. F 16 0 13/75, 1984. (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве муфты (М) сцепления на автомобилях, тракторах и других транспортных средствах. Целью изобретения является повышение надежности М за счет уменьшения контактных напряжений в сопряжении рычаг-шарик-палец и распределения напряжений в данном сопряжении в зависимости от передаваемой нагрузки.

М содержит маховик и подпружиненные ,к нему нажимными пружинами промежу1288395 точный диск, ведомые фрикционные дис- ние шариков 13 и перемещение ОП 11 ки, нажимной диск 3. Управление M с нажимным диском 3. И выключается. осуществляется с помощью отжимных ры- При износе фрикционнык дисков происчагов 9, установленных на оси 10 и ходит перемещение ОП 11 без изменешарнирно соединенных с отжимными ния положения рычага 9. Заклиниваюпальцами (ОП) 11. Последние подпружи- щие шарики 13 установлены с возможнены относительно корпуса 4 и соеди- ностью регулируемого перемещения, а иены с нажимным диском 3. При пово- наиболее нагруженный шарик 13 выполроте рычага 9 происходит заклинива- нен с большим диаметром. 3 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть .использовано в муфтах сцепления автомобилей, тракторов и других транспортных средств. 5

Цель изобретения — повышение надежности фрикционной муфты за счет уменьшения контактных напряжений в сопряжении рычаг-шарик-палец и распределения напряжений в данном со- 10 пряжении в зависимости от передаваемой нагрузки путем увеличения площади контакта двуплечего рычага с заклинивающим шариком и рационального расположения шариков, а также повышение долговечности муфты обеспечением возможности регулиройания зазоров в сопряжении рычаг-шарик-палец по мере износа его.

l 20

На фиг. l изображена муфта сцепления, общий вид; на фиг. 2 — узел Х на фиг. 1 (соединение отжимного пальца с двуплечим рычагом); на фиг. 3— разрез А-А на фиг. 2. 25

Фрикционная муфта содержит маховик 1, промежуточный диск 2 и нажимной диск 3 с размещенным на маховике 1 корпусом 4, ведомые фрикцпонные диски 5, установленные на ведомом ва- 3g лу б. Нажимной диск 3, промежуточный 2 и фрикционные диски 5 подпружинены к маховику 1 с помощью пружин 7 и установлены с возможностью осевого перемещения. Нажимной диск 3 размещен с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником 8 посредством двуплечих рычагов 9, закрепленных на осях 10, установленных в корпусе 4.

В двуплечих рычагах 9 установлены 40 .отжимные пальцы 11, на которых вы2 полнены продольные плоские площадки 12 по количеству размещенных на них заклинивающих шариков 13. Длина площадок 12 обеспечивает ход нажимного диска 3, соответствующий предельному износу пакета фрикционных дисков 5. В двуплечем рычаге 9 расположены резьбовые пробки 14, стопорящиеся от самоотворачивания винтами 15 и взаимодействующие сферическими поверхностями с заклинивающими шарикао ми 13, расположенными под углом 120 по окружностй, причем один из шариков, расположенный по оси рычага 9, выполнен с большим диаметром.

Отжимные пальцы 11 с помощью головок 16 соединены с нажимным диском 3 и подпружинены относительно корпуса 4 с помощью пружин 17 сжатия, закрепленных на отжимных пальцах ll с помощью шайб 18 и шплинтов 19 . Жесткость нажимных пружин 7 выбрана больше жесткости пружин 17 сжатия.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

При включении муфты крутящий момент от маховика 1 через пакет фрикционных дисков 5, сжимаемых через нажимной диск 3 нажимными пружинами 7 передается на ведомый вал 6. При выключении муфты двуплечий рычаг 9 под действием выжимного подшипника 8 поворачивается вокруг осей 10 и отводит через отжимные пальцы 11 нажимной диск 3, Жесткая связь между двуплечим рычагом 9 и отжимными пальцами II обеспечивается за счет заклинивания шариков 13 между ними .

1288395

Размещение трех заклинивающих ша- ° риков 3 приводит к распределению нагрузки таким образом, что наибольшую нагрузку воспринимает шарик, расположенный по оси двуплечего рычага 9 5 со стороны его короткого плеча, в связи с чем данный шарик выбран большего диаметра по сравнению с двумя другими, а наличие резьбовых пробок 14 у каждого эаклинивающего шарика 13 позволяет правильно отрегулировать зазоры в данном сопряжении для надежной работы муфты.

При износе пакета фрикционных дисков 5 нажимной диск 3 перемещается в осевом направлении вместе с отжимными пальцами 11 на величину износа, не вызывая дополнительного поворота Л1 двуплечих рычагов 9 и не изменяя зазора между опорными концами их и отжимным подшипником 8. Это объясняется тем, что при заклинивающих шариках 13, расположенных под углом 120 хорошо центрируют положение двуплечего рычага 9 относительно отжимного пальца 11. Наличие сферической посадочной поверхности у реэьбовых пробок 14 и продольных площадок 12 30 на отжимных пальцах 11, с которыми взаимодействуют заклинивающие шарики 13, обеспечивает перемещение нажимного диска 3 с отжимными пальцами 11 на величину износа фрикционных 35 дисков 5. При этом пружины 17 сжатия обеспечивают постоянный контакт отжимных пальцев 11 с нажимным диском 3.

Свободное состояние заклинивающих шариков 13 обеспечивается зазорами определенно,. величины между сфе-рическими поверхностями реэьбовых пробок 14 и поверхностями продольных площадок 12. Зазоры регулируются с помощью резьбовых пробок 14.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая маховик, подпружиненные к нему нажимными пружинами и установленные с возможностью осевого перемещения промежуточный диск, ведомые фрикционные дискй, установленные на ведомом валу, и нажимной диск, кожух, размещенный на маховике, двуплечие рычаги, отжимные пальцы с плоскими продольными площадками, установленные одним концом в кожухе и подпружиненные относительно него, а другим концом взаимодействующие с нажимным диском и связанные с двуплечими рычагами с помощью эаклинивающих шариков, равномерно размещенных по окружности на плоских продольных площадках, выполненных на обжимных пальцах, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, заклинивающие шарики размещены по окружности под о углом 120, а эаклинивающий шарик, расположенный по оси двуплечего рычага со стороны его короткого плеча, имеет больший диаметр, причем каждый заклинивающий шарик установлен с возможностью регулируемого перемещения между двуплечими рычагами и отжимными пальцами.

Составитель И. Лукина

Редактор А.Сабо Техред Л.Сердюкова Корректор В. Бутяга

Заказ 7787/32 Тираж 834 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !

)3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей

Изобретение относится к механизму фрикционного сцепления, расположенного между двигателем и коробкой передач

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления муфтами, тормозами

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсатором износа фрикционных накладок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей
Наверх