Фрикционная муфта сцепления

 

(и1 4I965

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) 3 а явлено 19.10.71 (21) 1706604/25-27 с присоединением заявки (32) Приоритет

Опубликовано 15.03.74. Бюллетень ¹ 10

Дата опубликования описания 21.08.74 (51) М. Кл. F 166 13/75

Государственный комитет.

Совета Мнннстраа СССР

Il0 делам нзооретеннй и открытей (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель

Н. М. Чаплыгин

Специализированное конструкторское бюро по специальным гусеничным тракторам класса 2т тяги (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено в силовых установках транспортных средств.

Известны фрикционные муфты сцепления, содержащие ведущий корпус с внутренней полостью, в которой расположены нажимной диск, ведомый диск с фрикционными накладками, механизм управления нажимным диском, выполненный в виде рычагов, связанных с пажимным диском с помощью пальцев, проходящих через отверстия в корпус, и упорного подшипника, а также устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов.

В известных муфтах устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов или обеспечивает только постоянство величины зазора между рычагами и упорным подшипником, или только обеспечивает постоянство давления на фрикционные накладки, т. е. поддерживает постоянным усилHe нажимпых пружин.

Изменение зазора между рычагами и упорным подшипником и давления на фрикционные накладки является следствием перемещения нажимного диска, вызванного износом фрикционных накладок и одновременно устраняется при устранении перемещения пажимного диска.

С целью поддержания постоянного положения нажимного диска во включенном положепии относительно ведущего, в описываемой муфте устройство для автоматической компен5 сацпи износа фрикционных элементов выполнено в виде промежуточного диска, установленного между ведомым и нажимньп| дисками и соединенного с последним механизмом свободного хода и оттяжными пружинами, а с

10 корпусом — с помощью подвижного упора, перемещающегося в осевом направлении в сторону ведомого диска.

Кроме того, подвижный упор может быть выполнен в виде разрезного кольца, установ15 ленного с натягом в корпусе и имеющеговнутреппюю коническую поверхность, взаимодействующую с такой же поверхностью, имеющейся на промежуточном диске, а механизм свободного хода — в виде подпружиненных

20 шариков, размещенных в шлицевых впадинах нажимного диска и взаимодействующих с внутренней копусной поверхностью обоймы, запрессованной в промежуточный диск.

На чертеже представлен продольный раз25 рез описываемой муфты сцепления во включенном положении.

К маховику 1 двигателя, выполняющему также роль ведущего диска муфты сцепления, жсстко прикреплен корпус 2 муфты сцепле30 ния. Посредством пальцев 3, проходящих че419652

3 рез отверстия 4 корпуса, во внутренней полости муфты установлен нажимной диск 5. Между на?кимным диском и корпусом установлены нажимные пружины 6, располо?кепные в стаканах 7, установленных в отверстиях 8 корпуса.

На выступающих наружу концах пальцев 3 установлены отжимные рычаги 9, которые могут качаться относительно опоры 10, закрепленной неподвижно на корпусе и проходящей через отверстие 11 в нажимном рычаге.

Гайка 12, навернутая на резьбовой конец пальца 3, служит для монтажной регулировки отжимных рычагов.

Рядом с плоскостью 13 маховика, являющейся ведущей, расположен ведомый диск 14, имеющий с обеих сторон фрикционные накладки 15.

Ведомый диск 14 жестко прикреплен к ступице 16, установленной ца валу 17 посредством шлицев 18.

Между нажимным и ведомым дисками установлен промежуточный диск 19, соединенный с нажимным диском при помощи шлицев 20 и муфты свободного хода, состоящей из обоймы 21, запрессованной в промежуточный диск, шариков 22, помещенных между конусной поверхностью 23 кольца и впадинами шлицев нажимного диска, и пружин 24, поджимающих шарики для контакта с конусной поверхностью кольца и впадинами шлицев 20 нажимного диска.

Кроме того, нажимной и промежуточный диски связаны оттяжными пру?кипами 25, закрепленными одним концом к пажимномудиску, а другим — к промежуточному диску.

Снаружи промежуточного диска расположен подвижный упор 26, выполненный в виде разрезного пружинного кольца„установленного с натягом в расточке 27 корпуса. С внутренней стороны упор 26 имеет коническую поверхность 28. Смежная поверхность 29 промежуточного диска выполнена также конической. Во включенном состоянии муфты сцепления между этими коническими поверхностями имеется зазор, обеспечивающий ход выключения муфты сцепления. Кроме конуса, на наружной поверхности промежуточного диска имеется кольцевой выступ 30, зацепляющийся с подвижным упором.

Для выключения муфты сцепления установлена отводка 31, снабженная упорным подшипником 32, через который усилие со стороны отводки передается на внутренние концы

33 отжимпых рычагов. При отпущенной педали управления муфтой сцепления между концами отжимных рычагов и упорным подшиппиком имеется зазор а, предотвращающий их соприкосновение.

Во включенном положении муфты сцепления усилие нажимных пружин через шариковую муфту свободного хода передается на промежуточный диск, который прижимает веufo MbIH диск к ведущей поверхности маховика.

4

После каждого включения муфты сцепления вследствие износа накладок ведомого диска и поверхностей, с ними соприкасающихся, происходит некоторое перемещение нажимного диска, промежуточного диска и подвижного упора в сторону ведомого диска на величину износа. При этом зазор а между от?кимными рычагами и отводкой уменьшается.

Вследствие износа в результате включения муфгы сцепления зазор а между отводкой и подшипником, а также зазор между промежуточным диском и подвижным упором уже не обеспечивают первоначальный ход педали муфты сцепления. Поэтому при выключении муфты сцепления после остановки промежуточного диска подвижным упором происходит перемещение нажимного диска относительно промежуточного диска в сторону отводки на величину износа. Это взаимное перемещение обеспечивается и при отпускании педали фиксируется шариковой муфтой свободного хода.

Перемещению подвижного упора в сторону отводки препятствует трение о кожух, величина которого больше усилия оттяжных пружин 25.

Таким образом, после каждого выключения муфты сцепления промежуточный диск возвращается в положение, которое у него было до износа, появившегося после предыдущего включения. При этом восстанавливаются исходная рабочая длина нажимных пружин и величина зазора между подшипником и отжимными рычагами.

Постоянство рабочей длины нажимных пружин обеспечивает постоянство давления на фрикционные накладки, т. е. постоянство коэффициента запаса муфты сцепления, а постоянство зазора между подшипником и отжимными рычагами устраняет необходимость в периодической его регулировке.

Кроме того, возможность изменения положения нажимного диска независимо от других деталей позволяет легко регулировать муфту на заданный крутящий момент при сборке и в эксплуатации, а также позволяет снизить точность изготовления деталей, определяющих установочную длину нажимных пружин.

Предмет изобретения

1. Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий корпус с внутренней полостью, в которой расположены нажимной диск, ведомый диск с фрикционными накладками, механизм управления нажимным диском, выполненный в виде рычагов, связанных с нажимным диском с помощью пальцев, проходящих через отверстия в корпус, и упорного подшипника, а также устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов, отл ич а ющ а я с я тем, что, с целью поддержания постоянного положения нажимного диска относительно ведущего для одновременного обеспечения постоянства давления на

419652 фрикциоппые накладки и величины зазора между рычагами и упорным подшипником, устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов выполнено в виде промежуточного диска, установленного между ведомым и нажимным дисками и соединенного с последним механизмом свободного хода и оттяжными пружинами, а с корпусом — с помощью подвижного упора, перемещающегося в осевом направлении в сторону ведомого диска.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что подвижный упор выполнен в виде установленного с натягом в корпусе разрезного кольца с внутренней повер лостью, взаимодействующей с наружной поверхностью промежуточного диска.

3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся

5 тем, что взаимодействующие между собой поверхности разрезного кольца и промежуточного диска выполнены конусными.

4. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что механизм свободного хода выполнен в ви10 де подпружиненных шариков, размещенных в шлицевых впадинах, предусмотренных в нажимном диске, и взаимодействующих с внутренней конусной поверхностью обоймы, запрессованной в промежуточном диске.

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей

Изобретение относится к механизму фрикционного сцепления, расположенного между двигателем и коробкой передач

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления муфтами, тормозами

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсатором износа фрикционных накладок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей
Наверх