Синхронизатор планетарной коробки передач

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - упрощение конструкции за счет совмещения элементов синхронизатора и сн11жение, массы за счет оптимизации компоновки элементов синхронизатора с элементами передачи. Муфты 16 и 17 закреплены соответственно наводиле планетарной передачи и корпусе 1. Фрикционные поверхности 15 и 18 муфт расположены внутри блокирующего кольца 9, имеющего ответные конические фрикционные поверхности 10 и 11. Блокирующее кольцо 9 центрируется в каретке 7 посредством радиальных выступов 12. Каретка 7 соединена с коронным колесом 6 передачи. При замыкании блокирующего кольца 9 на муфту 17 вращение передается через звенья планетарного ряда. При замыкании блокирующего кольца 9 на муфту 16 вращение передается с ведущего вала 2 на ведомый вал 5 синхронно. 3 ил. § (Л С к 4423 г П 16 S //

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (д1) 4 F 16 D 23/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3672212/25-27 (22) 02 . 12. 83 (46) 23.02. 87. Бюл. № 7 (71) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (72) В.Н.Барун, Г.А.Храмцов, В.Я.Кузнецов и Е.П.Пронин (53) 621. 825,6 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 727900, кл. F 16 D 23/06, 1977.

Авторское свидетельство СССР № 914843, кл. F 16 Н 3/78, 1980. (54) СИНХРОНИЗАТОР ПЛАНЕТАРНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению, Цель изобретения — упрощение конструкции за счет совмещения элементов синхронизатора и снижение. массы за счет оптимизации компоновки элементов синхронизатора с элементамй передачи. Муфты 16 и 17 закреплены соответственно на водиле планетарной передачи и корпусе 1, Фрикционные поверхности 15 и 18 муфт расположены внутри блокирующего кольца 9, имеющего ответные конические фрикционные поверхности 10 и 11, Блокирующее кольцо 9 центрируется в каретке 7 посредством радиальных выступов 12.

Каретка 7 соединена с коронным колесом 6 передачи. При замыкании блокирующего кольца 9 на муфту 17 вращение передается через звенья планетарного ряда. При замыкании блокирующего кольца 9 на муфту 16 вращение пе- ® редается с ведущего вала 2 на ведомый вал 5 синхронно. 3 ил.

12917

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Целью изобретения является упрощение конструкции и снижение веса за счет оптимизации компоновки элементов синхронизатора с элементами планетарной передачи.

На фиг,! изображен синхронизатор, установленный в планетарной коробке 1О передач, продольный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.! (при нейтральном положении синхронизатора); на фиг.3 — то же, в момент блокировки синхронизатора.

Планетарная передача состоит иэ корпуса l, в котором установлен вал

2 с центральным колесом 3 с наружными зубьями. В зацеплении с центральным колесом 3 находятся сателлиты 4, установленные в водиле 5. Коронное колесо 6 с внутренними зубьями выполнено заодно с кареткой 2 сихрониэатора и находится в зацеплении с сателлитами 4, Каретка 7 имеет шлицы

8, по внутренней поверхности которых центрируется блокирующее кольцо 9 с коническими фрикцйонными поверхностями 10 и 11, На наружной поверх ности блокирующего кольца 9 выполне ны выступы 12 с блокирующими фасками 13 на торцах и проточка, в которой размещено фиксирующее кольцо 14, взаимодействующее с канавкой на шлицах 8. На торце водила 5 имеются 35 коническая фрикционная поверхность

15 и зубчатый венец муфты 16, а относительно корпуса l неподвижно закреплена муфта 17 с конической фрикционной поверхностью 18 и зубчатым венцом 19. Выступы )2 блокирующего кольца 9 расположены в пазах, выполненных в шлицах 8 каретки 7, причем на стенках 20 пазов имеются углубления 2.1 с фасками 22, ответными фас- 45 кам 13 на выступах 12. Перемещение каретки 7 осуществляет вилка 23.

Устройство работает следующим образом, 50

Формула изобретения

Если вал 2 ведущий, то планетарная передача является понижающей.

Дпя включения понижающей ступени необходимо с помощью вилки 23 переместить каретку 7 в сторону муфты

17. Поскольку каретка 7 через фиксирующее кольцо 14 связана с блокирующим кольцом 9, последнее также перемещается до сопрокосновения но51 2 верхностей 10 и 18 трения. Так как ! каретка 7 вместе с коронным колесом

6 с внутренними зубьями вращается, а муфта 17 неподвижна, то блокирующее кольцо 9 под действием момента трения, возникающего на поверхности

10 трения, поворачивается относительно каретки 7 в сторону, противоположную вращению, до упора выступов 12 во внутренние стенки углублений 21 . При этом блокирующие фаски

l3 на выступах 12 упираются в ответные фаски 22 в углублениях 21, не давая каретке 7 продвигаться дальше до выравнивания угловых скоростей центрального колеса 6 с внутренними зубьями и муфты 17, т.е. до его полной остановки. Выравнивание угловых скоростей указанных деталей происходит в этот. период под действием момента трения на поверхностях 10 и

18 трения, возникающего в результате приложенного к каретке 7 осевого усилия, передающего блокирующему кольцу 9 на стыке фасок 22 и 13.

После выравнивания угловых скоростей коронного колеса 6 с внутренними зубьями и муфты 17 происходит разблокировка синхронизатора, т,е. обратный разворот блокирующего кольца 9 под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки 7 блокирующему кольцу 9 на стыке фасок 22 и 13.

В итоге шлицы 8 каретки входят в saцепление с зубчатым венцом 19 и обеспечивают соединение коронного колеса 6 с внутренними зубьями с муфтой

17. Понижающая ступень включена, и водило 5, являющееся ведомым звеном, вращается с угловой скоростью, меньшей, чем скорость ведущего вала 2, на величину, обусловленную передаточным отношением передачи.

Процесс включения прямой передачи происходит аналогично, В результате шлицы 8 каретки 7 входят в зацепление с зубчатым венцом муфты 16 водила 5, соединяя его с коронным колесом 6 с внутренними зубьями. Планетарный ряд блокируЕтся, и водило

5 вращается с той же скоростью, что и вал 2. Прямая передача включена.

Синхронизатор планетарной коробки передач, содержащий каретку с в р 1291751

А-А

22

22

)2

13

ФигЗ

Составитель И.Лукина

Техред Л.Олейник Корректор N.Øàðîøè

Редактор О,Юрковецкая

Заказ 915 Тираж 81 2 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная, 4 ренними шлицами, две расположенные по разные стороны от нее муфты с коническими фрикционными поверхностями, одна из которых закреплена на вращающемся корпусе, блокирующее 5 кольцо с выступами и конической фрикционной поверхностью и вторую коническую фрикционную поверхность, о т . л и ч а ю шийся тем, что с целью упрощения конструкции и снижения веса, каретка выполнена с элементами для жесткого соосного соединения с коронным колесом передачи, вторая муфта выполнена с элементами для жесткого соединения с води передачи, вторая фрикционная поверхность расположена на блокирующем кольце, а выступы блокирующего кольца расположены радиально между шлицами каретки.

Синхронизатор планетарной коробки передач Синхронизатор планетарной коробки передач Синхронизатор планетарной коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к синхронизируюшим переключаюшим устройствам коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам структурирования для синхронизирующих устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам коробок передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в фрикционных узлах различных машин, требующих быстрого включения и отключения , например в двухскоростном нажимном устройстве прокатной-клети

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач различных механизмов
Наверх