Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите. Цель изобретения - исключение ложных срабатываний нри изменении температуры окружающей среды путем изменения времятоковой характеристики. В случае нерегрузки ABC электродвигателя амплитуда управляющего сигнала увеличивается, транзистор 22 отрывается , конденсатор 13 заряжается, затем открывается однопереходным транзистор 9, конденсатор 13 разряжается через одкопереходный транзистор 9, резистор 10, при этом тиристор 6 от1 рывается, шунтируя одно из плеч фазового кольцевого детектора 4. Сигнал разбаланса вызывает срабатывание исполнительного блока 5 и блока 3 коммутации , отключающего электродвигатель 1. При изменении температуры корпуса электродвигателя 1 изменяется величина сопротивления термистора 23 и напряжение между эмиттером и базой транзистора 22, вследствие чего смещается его рабочая точка и изменяется амплитуда импульсов вь 1ходного напряжения, поступающих на заряд накопительного конденсатора 13. При этом изменяется скорость накопления заряда и время срабатывания всего устройства в зависимости от изменения температуры корпуса электродвигателя 1. 2ил. S (Л оэ о to со о:) 00 фиг. 1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„;SU„„1302368

А1 (5р 4 Н 02 Н 7 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ у

С>

С:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3695102/24-07 (22) 25.01.84 (46) 07.04.87. Бюл. № 13 (71) Латвийская сельскохозяйственная академия (72) A. О. Грундулис, А. А. Грицкус и В. В. Иванов (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 613439, кл. Н 02 Н 7/08, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 771794, кл. Н 02 Н 7/08, 1978.

Авторское свидетельство СССР № 936184, кл. Н 02 Н 7/08, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ И ОБРЫВА ФАЗЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите. Цель изобретения — исключение ложных срабатываний при изменении температуры окружающей среды путем изменения времятоковой характеристики. В случае перегрузки

A В С электродвигателя амплитуда управляющего сигнала увеличивается, транзистор 22 отрывается. конденсатор 13 заряжается, затем открывается однопереходный транзистор 9, конденсатор 13 разряжается через однопереходный транзистор 9, резистор 10, при этом тиристор 6 открывается, шунтируя одно из плеч фазового кольцевого детектора 4. Сигнал разбаланса вызывает срабатывание исполнительного блока 5 и блока 3 коммутации, отключающего электродвигатель 1.

При изменении температуры корпуса электродвигателя 1 изменяется величина сопротивления термистора 23 и напряжение между эмиттером и базой транзистора 22, вследствие чего смещается его рабочая точка и изменяется амплитуда импульсов выходного напряжения, поступающих на заряд накопительного конденсатора 13. При этом изменяется скорость накопления заряда и время срабатывания всего устройства в зависимости от изменения температуры корпуса электродвигателя 1. 2ил.

1302368

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам защиты трехфазных электродвигателей.

Цель изобретения — исключение ложных срабатываний при изменении температуры окружающей среды путем изменения времятоковой характеристики.

На фиг. 1 представлена электрическая схема устройства для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы; на фиг. 2 — защитные характеристики при различных значениях температуры корпуса электродвигателя.

Устройство содержит защищаемый электродвигатель 1, который через блок 2 фазовращающих трансформаторов тока и блок 3 коммутации соединен с фазами А, В и С питания. Выводы блока 2 фазовращающих трансформаторов тока соединены с фазовым кольцевым детектором 4, выход которого через исполнительный блок 5 подключен к блоку

3 коммутации, первый и второй выводы— соответственно к аноду и катоду тиристора 6, второй вход через последовательно соединенные диод 7 и первый резистор 8— к первой базе однопереходного транзистора

9, вторая база которого подключена к управляющему электроду тиристора 6 и через второй резистор 10 — к первому входу фазового кольцевого детектора 4, к этому же входу через последовательно соединенные третий резистор 11 и четвертый резистор 12, параллельно которым подключен первый конденсатор 13, подключен эмиттер однопереходного транзистора 9, базо-коллекторный переход которого шунтирован параллельно включенными вторым конденсатором 14 и первым стабилитроном 15. Между первым и вторым входами фазового кольцевого детектора 4 включены последовательно соединенные второй стабилитрон 16 и пятый резистор 17, а также делитель напряжения на резисторе 18, и управляемом резисторе (потенциометре) 19, подвижный контакт которого через резистор 20 и стабилитрон 21 подключен к базе транзистора 22, коллектор последнего подключен к точке соединения резисторов 11 и 12, а эмиттер — к катоду второго стабилитрона 6, между которым и анодом стабилитрона 21 включен термочувствительный эл ем ент 23.

Устройство работает следующим образом.

При обрыве любой из фаз А, В или С питающей сети, угол сдвига между напряжениями Ul и U2 становится равным Q или

180 . На выходе фазового кольцевого детектора 4 возникает сигнал, который посредством исполнительного блока 5 и блока 3 коммутации отключает защищаемый электродвигатель 1 от фаз А, В, С питания.

В полнофазном режиме симметричная перегрузка контролируется по величине одного из выходных напряжений (Uz) блока 2 фазовращающих трансформаторов тока, ко20

55 торое через выпрямительный диод 7 поступает на резистор 17 и стабилитрон 16, образующие цепь стабилизации напряжения питания транзистора 22;

Управляющий сигнал транзистора 22 в виде положительных полупериодов на выходе выпрямительного диода 7 через подвижный контакт потенциометра 19, совместно с резистором 12 образующего делитель напряжения ограничительный резистор 20 и стабилитрон

21, корректирующий входную характеристику транзистора 22, поступает на базу транзистора 22. Рабочая точка последнего задается термистором 23, резистором 20, частью потенциометра 19 и резистором 18.

При работе электродвигателя 1 в номинальном режиме амплитуда управляющего сигнала, поступающего на базу транзистора 22, меньше порогового напряжения его открывания и транзистор 22 остается закрытым. Накопительный конденсатор 13 не заряжается.

В случае перегрузки электродвигателя амплитуда управляющего сигнала увеличивается и достигает значения, при котором транзистор 22 приоткрывает и начинает пропускать импульсы напряжения, идущие на заряд накопительного конденсатора 13.

При достижении напряжением заряда конденсатора 13 уровня открывания однопереходного транзистора 9 конденсатор 13 разряжается через него и резистор 10, подавая сигнал на управляющий электрод тиристора 6. Последний открывается, шунтируя одно из плеч фазового кольцевого детектора 4. Сигнал разбаланса вызывает срабатывание исполнительного блока 5, который с помощью блока 3 коммутации отключает электродвигатель I от фаз А, В, С питания, обеспечивая его защиту.

При изменении температуры корпуса электродвигателя 1 изменяется величина сопротивления термистора 23, вызывая изменение напряжения между эмиттером и базой транзистора 22, вследствие чего смещается его рабочая точка и изменяется амплитуда импульсов выходного напряжения, поступающих на заряд накопительного конденсатора 13.

При этом изменяется скорость накопления заряда, а значит и время срабатывания всего устройства в зависимости от изменения температуры корпуса защищаемого электродвигателя 1.

Тем самым устраняется несоответствие между защитной характеристикой устройства и перегрузочной характеристикой электродвигателя 1 при различных его температурах, что позволяет исклЬчить ложные срабатывания устройства защиты при изменении температуры окружающей среды.

Формула изобретения

Устройство для за щиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва

1302368

t,ñ

25

zo

18

16

12

8

Е

11,11,25 1,5 2,0 2,5 3,0 О,О 5;0 Б,Р 7,0—

Фиг. 2

Составитель Л. Куликова

Реда кто р Г. Вол ко ва Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Заказ 952/52 Тираж б19 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 фазы, содержащее включенный в цепь питания электродвигателя блок фазовращающих трансформаторов тока, выводы которого соединены с фазовым кольцевым детектором, и первому и второму выводам которого подключены соответственно анод и катод тиристора, а выход подключен через исполнительный блок к блоку коммутации, к второму входу фазового кольцевого детектора через последовательно соединенные диод и первый резистор подключена первая база однопереходного транзистора, вторая база которого подключена к управляющему электроду тиристора и через второй резистор — к первому входу фазового кольцевого детектора, последний через последовательно соединенные третий и четвертый резисторы, параллельно которым подключен первый конденсатор, соединен с эмиттером однопереходного транзистора, база-коллекторный переход которого шунтирован параллельно включенными вторым конденсатором и первым стабилитроном, последовательно соединенные второй стабилитрон и пятый резистор, делитель напряжения на резисторах, термочувствительный элемент, отличающееся тем, что, с целью исключения ложных срабатываний при изменении температуры окружающей среды путем изменения времятоковой характеристики, в него дополнительно введены третий стабилитрон и транзистор, при этом база транзистора соединена с катодом третьего стабилитрона, анод которого подключен к подвижному контакту делителя напряжения и первому выводу термочувствительного элемента, коллектор — к точке соединения выводов третьего и четвертого резисторов, эмиттер—

15 к второму выводу термочувствительного элемента и к катоду второго стабилитрона, анод которого и первый вывод делителя напряжения подключены к первому входу фазового кольцевого детектора, вторые выводы пятого резистора и делителя напряжения соединены с катодом упомянутого диода.

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты электродвигателей постоянного тока, и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к элект- :ротехнике и предназначено для защиты рудничных электродвигателей о.т перегрузки

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к области электротехники - релейной защите электроустановки от аварийного режима и может быть использовано для защиты герметизированного электродвигателя

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для защиты электродвигателей переменного тока от перегрузки в системах с изолированной нейтралью

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх