Устройство для измерения скорости вращения вала

 

Изобретение предназначено для высокоточного измерения скорости вращения валов различных машин. Цель изобретения - уменьшение погрешности измерения скорости вращения вала в условиях воздействия интенсивных электромагнитных помех. При воздействии импульсных помех на входе делителя 7 с переменным коэффициентом деления возникают ложные импульсы, не связанные с вращением вала, а на выходе формируется сигнал, который перебрасывает триггер 8 в другое положение . Это приводит к изменению состояния ключей 4 и 5 на противоположное Следующие сбрасывания триггера 8 под воздействием шумов происходят после появления ложных импульсов на выходе .фазового детектора 3. На каждое определенное количество импульсных помех происходит лишь одно ложное срабатывание триггера 8. 4 ил. I (Л оо ел )

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИ:< (51) 4 С 01 Р 3/48, 3/54

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4009527/24-10 (22) 16.01.86 (46) 07.06.87. Бюл. У 21 (71) Научно-исследовательский, про:ектно-конструкторский и технологический институт комплектного электропривода (72) А.Б. Немировский и А.А. Кромм (53) 531.767:621.317.39(088.8) (56) Патент США 3750128, кл. 340-263 (G. 01 Р 3/48), 1973.

Комплекс управления тяговым электроприводом магистрального электро. вода с асинхронными тяговыми двигателями. Отчет, У Г. 01.85,0015200, 1984, с. 157-164. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА (57) Изобретение предназначено для высокоточного измерения скорости вра»$0 И1йшй А1 щения валов различных машин. Цель изобретения — уменьшение погрешности измерения скорости вращения вала в условиях воздействия интенсивных электромагнитных помех. При воздействии импульсных помех на входе делителя 7 с переменным коэффициентом деления возникают ложные импульсы, не связанные с вращением вала, а на выходе формируется сигнал, который перебрасывает триггер 8 в другое положение, Это приводит к изменению состояния ключей 4 и 5 на противоположное. Следующие сбрасывания триггера

8 под воздействием шумов происходят после появления ложных импульсов на, выходе фазового детектора 3. На каждое определенное количество импульсных помех происходит лишь одно лож ное срабатывание триггера 8. 4 ил.

1315904

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для высокоточного измерения скорости вращения валов различных машин, например вала асинхронного тягового двигателя магистрального электровоза.

Целью изобретения является уменьшение погрешности измерения скорости вращения вала в условиях воздействия интенсивных электромагнитных помех.

На фиг. 1 приведена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — структурная схема фазо:вого детектора; на фиг. 3 — эпюры напряжений, поясняющие работу фазового де.тектора; на фиг. 4 — эпюры напяжений, поясняющие работу устройства для измерения скорости вращения вала при отсутствии и наличии помех.

Устройство содержит индуктивнотрансформаторный датчик 1, соединенный с валом, генератор 2 опорного напряжения, фазовый детектор 3, Выход генератора 2 опорного напряжения подсоединен к соответствующим входам датчика 1 частоты вращения и фазового детектора 3, второй вход которого соединен с выходом датчика 1 частоты вращения. Устройство содепкит также два ключа 4 и 5, входы которых соединены с соответствующими выходами фазового детектора 3, два делителя б и 7 частоты с переменным коэффициентом деления, счетные входы которых соединены с выходами ключей 4 и 5, RS-триггер 8, подключенный R- u Sвходами к выходам делителей б и 7 частоты. Выходы триггера 8 соединены с управляющими входами ключей 4 и 5.

Устройство снабжено счетчиком 9,счетный вход которого соединен с соответствующим выходом триггера 8, генератором 10 импульсов сброса, соединенным выходом с входом установки на

"0" счетчика 9, датчиком 11 грубого измерения скорости вращения, сочлененным с валом, и формирователем 12 коэффициента деления. Выл од датчика

11 через формирователь 12 коэффициента деления соединен с установочными входами делителей 6 и 7 частоты с переменным коэффициентом деления.

Датчик 1 частоты вращения (ДЧВ) предназначен для формирования фазоманипулированных электрических сигналов с синусоидальным заполнением, количество которых пропорционально измеряемой скорости вращения.

Щ

2

Фазовый детектор (ФД) 3 предназначен для выделения выходных сигналов

ДЧВ 1, синфазных или противофазных по отношению к напряжению генератора опорного напряжения (ГОН) 2, и разделения их по двум выходам для управления RS-триггером.

ФД 3 (фиг. 2) содержит усилительограничитель 13 дифференцирующую схему 14, селектор 15 полярности, инвертирующий 16 и неинвертирующий 17 усилители, двухвходовые логические элементы И 18 и 19,усилитель-ограничитель 20. Дифференцирующая схема (ДЦ)

14 служит для формирования импульсов в момент прохождения входного сигна.ла через нуль. Селектор полярности (СП) 15 предназначен для распределения выходных сигналов ДЦ 14 по двум каналам в зависимости от их полярности.

На фиг. 3 р и b — напряжения на выходах ДЧВ 1 и ГОН 2 при вращении ротора ДЧВ; 6 и ъ — напряжения на выходе усилителей-ограничителей 13 и

20; 8 — импульсы на выходе ДЦ 14;

2 и Ж вЂ” импульсы на выходе неинвертирующего 17 и инвертирующего 16 усилителей; и и — импульсы на первом и втором выходах схем И 18 и 19.

При синфазности напряжений ДЧВ и

1 ОН в интервале времени t — - t (фиг.

4 а и в) на первом выходе схемы И 18 формируется "гребенка" импульсов с периодом повторения Т р (фиг, 4 )).

Следующая "гребенка" импульсов (фиг ° 4 и ) формируется на втором выходе схемы И 49 при противофазности напряжений ДЧВ 1 и ГОН 2 в интервале времени t. — t (фиг. 4 olи 8).

Делитель с переменным коэффициентом деления (ДПКД) представляет собой делитель частоты, коэффициент деления которого может изменяться в заданном диапазоне посредством внешнего управления от формирователя 12 коэффициента деления. Второй и четвертый входы служат для подачи на них кода числа„.равного коэффициенту деления, от формирователя 12 коэффициента деления и подключены к его выходу. Выходы делителей б и 7 частоты соединены с R- u S-входами RS-триггера

8,который управляет работой ключей 4 и

5. Один из выходов RS-триггера

8 подсоединен к счетному входу счетчика 9, Счетчик 9 служит для счета выходных импульсов триггера 8, 1315904 поступающих на его счетный вход в течение длительности периода повторения

Т„ генератора 10 импульсов сброса.

Другой вход счетчика 9 служит для установки на "0" показаний счетчика при появлении на нем имйульса генератора 10. Генератор 10 предназначен для периодической установки на "0" счетчика 9 и формирует импульсную последовательность сигналов с перио- 10 дом повторения Т„. Выход генератора

10 соединен с входом установки на

"0" счетчика 9.

Датчик 11 грубого измерения скорости может быть реализован на осно- 15 ве тахометра постоянного напряжения, установленного, например, в кабине машиниста электровоза. Выход датчика 11 через формирователь 12 коэффициента деления (ФКД) соединен с 20 вторым и четвертым установочными входами ДПКД 6 и 7. ФКД 12 предназначен для преобразования выходного напряжения датчика 11 в код числа, управ.ляющего по второму и четвертому входам коэффициентом деления ДПКД 6 и

7. Алгоритм работы ФКД 12 определяется уравнением п мокс

N = †------ N 30

1 и п

1 где N. — число, код которого формируется на выходе ФКД при вращении вала с угловой скоростью и,об/с:

N — максимально допустимая по макс условиям эксплуатации угловая скорость вращения, об/с;

N — количество периодов фазома- 40 нипулированного синусоидального сигнала ДЧВ при максимальной скорости вращения пад„ за время его синфазности (противофазнос- 45 ти) с напряжением ГОН. Уравнение означает, что формируемое число N. обратно пропорциональ1 но скорости вращения п 50

На фиг. 4 показаны: ц — сигналы на первом выходе ФДЗ; Е- сигналы на управляющем входе ключа 4; р — сигналы на втором выходе ФДЗ; ъ — сигналы на управляющем входе ключа 5; о и 55 сигналы, формируемые на выходах делителей 6 и 7 частоты соответственно; х и - сигналы на выходе триггера 8, подсоединенном к счетчику 9, при отсутствии и наличии помех соответственно. Единичный уровень ("1") на управляющих входах соответствует открытому состоянию ключей 4 и 5, нулевой уровень ("0") — закрытому состоянию (фиг. 4 б и г).

Рассмотрим работу устройства при. отсутствии помех на соответствующих выходах ФД 3 и перемещении ротора ДЧВ

1 на один зубец относительно Ш-образного дифференциального трансформато- . ра датчика.

После появления на первом выходе

ФДЗ N импульсов (фиг. 4 м ), следующих с периодом повторения То, на выходе ДПКД 6 формируется импульс (фиг. 4 3) который no R-входу в момент времени t перебрасывает триг1

rep 8 в другое положение (фиг. 4 м ) .

При этом ключ 4 размыкается по управляющему входу (фиг. 4 б), а ключ

5 замыкается (фиг. 4 о и i). Ha выходе триггера 8 формируется перепад напряжения (фиг. 4 ), т.е. лри повороте ротора ДЧВ на один зубец и отсутствии шумовых сигналов на выходе триггера 8 формируется одна импульсная отметка, При перемещении ротора датчика 1 за время T„ íà N зубцов на выходе триггера 8 аналогично формируется N импульсных отметок, подсчитанных счетчиком 9 за время Т„ между импульсами обнуления генератора 10.

При воздействии импульсных помех, возникающих, например, на втором выходе ФДЗ (фиг. 4 8, момент t ., ), на входе ДПКД 7 возникают ложные импульсы, не связанные с вращением вала.

После появления N щ шумовых импульсов (фиг. 4м, момент t„) на выходе ДПКД 7 формируется сигнал (фиг.

4р момент tk) который перебрасывает триггер 8 в другое положение (фиг. 4 ). Это приводит к изменению состояния ключей 4 и 5 (фиг. 4 б и i) на противоположное. Следующее срабатывание триггера 8 под воздействием шумов происходит в момент t после появления М ложных импульсов на первом выходе ФДЗ (фиг. 4 > ) начиная

1ш с момента времени t>+„è т.д. На фиг. 4 показано формирование ложной отметки прохождения зубца poropa

ДЧВ 1 в интервалах времени t. — .

u tg- . Вместо одной импульсной . отметки (фиг. 4 ) формируется две, которые подсчитываются счетчиком 9.

В дальнейшем работа устройства в зависимости от наличия или отсутствия помех циклически повторяется. При этом на каждые N импульсных noj мех происходит лишь одно ложное срабатывание триггера 8. 5

Формула изобретения

Устройство для измерения скорос-, ти вращения вала, содержащее датчик fp частоты вращения индуктивно-трансформаторного типа, связанный с валом, фазовый детектор, подключенный своим первым входом к выходу датчика частоты вращения, генератор опорного нап- 15 ряжения, подсоединенный выходом к соответствующим входам датчика частоты вращения и фазового детектора, RSтриггер, счетчик, подсоединенный счетным входом к соответствующему вы-20 ходу RS-триггера, и генератор им.пульсов сброса, выход которого под1315904 6 ключен к входу установки на "0" счетчика, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения погрешности измерения в условиях воздействия интенсивных электромагнитных помех, оно снабжено двумя ключами, двумя делителями частоты с переменным коэффициентом деления и последовательно подключенными к объединенным установочным входам управления делителей частоты с переменным коэффициентом деления датчика грубого измерения скорости вращения и формирователя коэффициента деления, при этом счетные входы первого и второго делителя частоты с переменным коэффициентом деления подключены через первыйи второй ключи соответственно к первому и второму выходу фазового детектора, а управляющие входы ключей соединены с соответствующими выходами RS-триггера.

1315904

Фиг 3

Составитель Ю. Мручко

Редактор И, Шулла Техред Л.Олийнык

Корректор В. Бутяга

Заказ 2355/47 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгор д, у . р о л. П оектная 4

Устройство для измерения скорости вращения вала Устройство для измерения скорости вращения вала Устройство для измерения скорости вращения вала Устройство для измерения скорости вращения вала Устройство для измерения скорости вращения вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и позволяет снизить погрешности измерения при произвольном направлении движения

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение при создании точных и быстродействующих измерителей скорости перемещения различных объектов

Тахометр // 1312488
Изобретение относится к технике измерения неэлектрических величин и может быть применено при измерении числа оборотов двигателя

Изобретение относится к технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и позволяет повысить помехозащищенность от вибраций и электромагнитных помех

Изобретение относится к средствам автоматического контроля движения поезда и предназначено для работы в системах автоматизированного управления движением поездов метрополитена

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики на метрополитене и железнодорожном транспорте для контроля и управления поезда в системах автоматического регулирования скорости движения поезда

Изобретение относится к устройствам, измеряющим частоту вращения различных деталей и узлов и может быть использовано, в частности, в антиблокировочной системе тормозов автомобиля для измерения скорости вращения его колес и в микропроцессорной системе управления двигателем автомобиля для определения положения коленчатого вала и формирования угловых импульсов
Наверх