Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям. Целью является создание универсальной по кинематическим параметрам , с высоким уровнем унификации между разными модификациями и внутри них, конструкции коробки диапазонов ведущих мостов раздельно-агрегатного типа для самоходных сельскохозяйственных машин разного назначения и производительности. Поставленная цель достигается совокупностью признаков по взаимному расположению валов и дифференциала коробки 17 взаимозаменяемости входного вала 13 с другими валами и модульным принципом исполнения подвижных шестерен 22-25 и шестерен постоянного зацепления 27-30. 7 ил. с (О (Л с со 00 со со А ФигЛ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 1318439 А 1 (si) 4 В 60 К 7 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4029011/30-11 (22) 28.02.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению и Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (72) Е. Я. Гловацкий, К. И. Городецкий, И. Т. Коробейников, В. М. Фрид, Б. В. Шумаков, Н. А. Шельцын и Ю. H. Ярмашев (53) 629.113 (088.8) (56) Мост ведущих колес комбайна МФ-760.

Фирма «Массей-Фергюссон». ЭИЦНИИТЭИ.

Сер. Тракторы и двигатели. 1982, № 10. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям. Целью является создание универсальной по кинематическим параметрам, с высоким уровнем унификации между разными модификациями и внутри них, конструкции коробки диапазонов веду(цих мостов раздельно-агрегатного типа для самоходных сельскохозяйственных машин разного назначения и производительности.

Поставленная цель достигается совокупностью признаков по взаимному расположению валов и дифференциала коробки 17 взаимозаменяемости входного вала 13 с другими валами и модульным принципом исполнения подвижных шестерен 22 — 25 и шестерен постоянного зацепления 27 — 30. 7 ил.

1318439

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности K унифицированным трансмиссиям самоходнь)х сельскохозяйственных машин, каждый из основных узлов которой — коробка передач, бортовые редуктора, тормозные механизмы, несущая балка — выполнены в виде отдельных конструктивных и технологических единиц, при этом конструкцией узлов предусмотрена возможность установки разных передаточных чисел для комбайнов, отличающихся требованиями к скоростям передвижения, частотой вращения вала двигателя или вала насоса гидрообъемного привода, размерностью шин или звездочек.

Цель изобретения — — расширение кинематического диапазона и повышение ремонтопри годности.

На фиг. 1 предста влена кинематическая схема коробки с четырьмя диапазонами движения вперед и одним назад или механического привода всочетании с,двухступенчатыми бортредукторами для высокопроизводительных тяжелых уборочных сельхозмашин; на фиг. 2 -- схема взаимного расположения валов и дифференциала коробки; на фиг. 3 — пример соединения муфты сцепления с коробкой через дополнительный редуктор; на фиг. 4 — кинематическая схема коробки с тремя диапазонами для гидрообьемного привода трансмиссий высокопроизводительных комбайнов с колесным движителем; на фиг. 5 — то же (для комбайнов с гусеничным движителем); на фиг. 6 — кинематическая схема коробки с механическим приводом в сочетании с одноступенчатым редуктором для комбайнов среднего класса; на фиг. 7 -- кинематическая схема коробки с гидрообъемным приводом для комбайнов среднего класса.

Оси А, Б, В трех валов коробки расположены на одном радиусе Rl от оси Г дифференциала. Оси А, В крайних валов равноудалены на радиусе К от оси Б среднего вала (фиг. 2).

На фиг. 1 показан вариант установки валов и шестерен унифицированной коробки ведущего моста тяжелой серии с механическим приводом. Мост состоит из двухступенчатых планетарно-цилиндрических бортредукторов iи2,,прифланцованных к бортовым редукторам тормозов 3 и 4, коробки 5 передач (диапазонов), несущей балки с фланцами крепления к бортовым редукторам и коробке 6, соединительных полуосей 7 и 8 и муфт 9 в 12. В варианте с механическим приводом входной вал 13 коробки соединен с муфтой 14 сцепления и через нее с приемным шкивом вариатора 1, i. Модификация коробки 5 содержит установленные в корпусе

16 дифференциал 17 с двумя закрепленными на нем шестернями 18 и 19, два одинаковых вала 20 и 21 и входной вал 31 с хвостовиком для присоединения. На ва25

55 лах 20 и 21 установлены одинаковые подвижные блоки с шестернями 22—

25, причем шестерни 22, 24 и 23, 25 соответственно имеют одинаковое число зубьев, а на валу 13 установлена подвижная шестерня 26, конструктивно выполненная как шестерни 22 и 24. Валы коробки кинематически связаны между собой двумя парами шестерен 27, 28 и 29, 30 постоянного зацепления. Указанные пары шестерен постоянного зацепления являются прилагаемыми к унифицированной коробке конструктивными модулями и отличаются различным числом зубьев, подбор которых обеспечивает изменение передаточных отношений пар шестерен, близкое к геометрической прогрессии с коэффициентом 1, 4. Установленные в модификации коробки 5 шестерен 27, 29 и 28, 30 имеют число зубьев соответственно 15 и 35.

Кроме того, преимущественно для модификаций коробки с гидрообъемным приводом имеются пары шестерен с числом зубьев 23, 27 и 19, 3!.

Коробка передач (диапазонов) в варианте сборки (фиг. 2) обеспечивает четыре диапазона движения вперед и один назад.

На первом диапазоне шестерня 22 соединяется с большой шестерней 18 дифференциала, а на втором диапазоне шестерня 23 входит в зацепление с меньшей шестерней 19 дифференциала. Третий рабочий и транспортный диапазоны обеспечиваются путем ввода в зацепление блока с шестернями 24 и 25 соответственно с шестернями 18 и 19.

Для движения машины назад шестерня 26 вводится в зацепление с шестерней 18. Соотношение передато k!k lx чисел пар шестерен 22 или 24 с !8 и 23 или 25 с 19 составляет 2, 36, что несколько меньше диапазона регулирования клиноременного вариатора, равного 2, 5.

Передаточное число пар шестерен 27, 28 или 29, 30 составляет 2, ЗЗ и практически равно отношению передаточных чисел указанных пар, что обеспечивает геометрическую прогрессию передаточных чисел коробки с перекрытием скоростных диапазонов по регулированию вариатором.

Для некоторых ги нов зерноуборочных комбайнов с механическим приводом в трансмиссии, с требованиями особо низких скоростей движения менее одного километра в час соединение муфты сцепления с коробкой может быть выполнено через дополнительный редуктор с парой шестерен 3! и 32 постоянного зацепления (фиг. 3).

На фиг. 4 показана модификация унифицированной коробки 33 с приводом входного вала 13 от гидромотора 34. Коробка имеет три диапазона движения. На первом диапазоне мощность передается от гидромотора

34 на входной вал 13, через пару шестерен 27 и 28 на вал 20 и далее на дифференциал через включаемые шестерни 26 и

1318439

18. На втором и третьем диапазонах мощность от входного вала 13 передается через шестерни 35 и 36 на вал 21, а затем выборочно через шестерни 22 или 23 на шестерни 18 или 19 дифференциала. 5

На фиг. 5 показана модификация коробки 37 с гидрообъемным приводом для высокопроизводительных рисоуборочных комбайнов с гусеничным движителем. В этой модификации, отличающейся от предыдущей установкой конструктивных модулей подвижных шестерен и шестерен постоянного зацепления и соответственно передаточными числами по диапазонам, обеспечиваются требуемыми для гусеничного комбайна скоростные и тяговые показатели. Модификация со- 15 держит дополнительно к ранее использованным элементам пару шестерен 38 и 39 постоянного зацепления, одинаковых по конструкции и числу зубьев с шестернями 35 и 36.

На фиг. 6 показана модификация коробки 40 с механическим приводом ведущего моста уборочных комбайнов среднего класса.

Ведущий моста имеет облегченные одноступенчатые бортредукторы 41 и 42 и несущую балку 43, меньшую размерность муфты 44 сцепления и приемного шкива вариатора 45.

Передаточное число редуктора 41 меньше передаточного числа двухступенчатого бортредуктора 1 примерно в 3 раза. Поэтому для набора общего передаточного числа ведущего моста в данной кинематической схеме входной вал 13 устанавливается на место 30 оси А или В (фиг. 1), а две пары шестерен 27, 28 и 29, 30 постоянного зацепления установлены с набором передаточного числа.

Модификация коробки 40 имеет аналогично модификации коробки 5 четыре диапазо- 35 на вперед и один назад и при уровне унификаций 1ООО отличается от последней только установкой входного вала 13.

На фиг. 7 показана трехдиапазонная модификация коробки 46 с гидрообъемным приводом для ведущего моста с бортредукторами 41 и 42.

Расположение валов и шестерен постоянного зацепления аналогично модификации коробки 40.

Взамен блока с шестернями 24 и 25 установлена шестерня 26. Схема коробки рассчитана на повышенную в сравнении с муфтой 44 сцепления входную частоту вращения вала гидромотора.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, преимущественно для самоходных сельскохозяйственных машин, содержащая дифференциал с двумя закрепленными на его корпусе шестернями и три параллельных его оси вала с шестернями постоянного зацепления и подвижно установленными шестернями, причем входной вал снабжен хвостовиком для присоединения к механическому или гидрообъемному приводу, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона и повышения ремонтопригодности, оси всех валов коробки расположены на окружности с центром на оси дифференциала, ось одного из валов равноудалена от осей двух других валов, а шестерни постоянного зацепления и подвижно установленные шестерни выполнены в виде набора одинаковых модулей для установки на различных валах коробки передач, причем каждый из модулей подвижно установленных шестерен выполнен с возможностью взаимодействия с шестернями дифференциала, а одна из шестерен каждого из двух модулей постоянного зацепления установлена на валу, равноудаленно установленном от осей других валов.

1318439

78

18

27

37 22 Риг.4

Фиг.5

Фиг, 6

18

Составится С. Белоусько

Редактор H. Лазаренко Техред И. Верес Корректор H. Муска

Заказ 2464! 4 Тираж 598 Подписное

BHHHHH Государственного комитета (.ССР по дедам изобретений и открыл ни !! 3035, Москва, Ж--35, Раушская наб.. д, 4/5

ПроизводствеHllo-èîëèãðà<1lè÷åñêîc предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. -I

zo

21 гг

36

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при новом конструировании и при модернизации коробок передач с передним делителем с высшей прямой передачей для увеличения количества передач без увеличения количества шестерен и размеров агрегата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач в трансмиссиях тракторов сельскохозяйственного назначения, автомобилей и других машин, где требуется льшой диапазон передаточных отношений при движении как передним, так и задним ходом

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции транспортных средств, преимушественно гусеничных сельскохозяйственных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям шестиступенчатых коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к многоступенчатым трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх