Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем снижения потребляемой мощности двигателя при разгоне больших маховых масс и улучшения защитных свойств. Для этого гидродинамическая муфта содержит блокирующий механизм в виде двух фрикционных муфт (ФМ) 6 и 7. ФМ 6 установлена между валом 2 и решеткой насос-турбина (НТ) 8. Решетка НТ 8 жестко связана с кожухом (К) 5. ФМ 7 установлена между К 5 и ведомым валом 4. К 5 и НТ 8 установлены на подшипниках 9 и 10. Блокирующий механизм может соединять ведущий вал 2 с НТ 8 и К 5 или К 5 и НТ 8 с ведомым валом 4. Отношение диаметра выхода к диаметру входа насосного колеса 1 лежит в пределах 5,0- 1,2. При вращении ведущего вала 2 и насосного колеса 1 жидкость получает некоторый запас энергии. Эта энергия отдается НТ 8 и основному турбинному колесу 3 с ведомым валом 4. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. (О сл оо 00 О5

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 D ЗЗ/02 33 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М

СЬ

Фиг 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3863179/22-27 (22 ) 04.03.85 (46) 07.08.87. Бюл. № 29 (71) Научно-производственное обьединение по созданию и выпуску средств автоматизации горных машин (72) А. А. Коротков (53) 621.838.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 731129, кл. F 16 D 33/08, 1977. (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ БЛОКИРУЕМАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем снижения потребляемой мощности двигателя при разгоне больших ма„„SU„„1328607 A 1 ховых масс и улучшения защитных свойств.

Для этого гидродинамическая муфта содержит блокируюгций механизм в виде двух фрикционных муфт (ФМ) 6 и 7. ФМ 6 установлена между ведущим валом 2 и решеткой насос — турбина (НТ) 8. Решетка НТ 8 жестко связана с кожухом (К) 5. ФМ 7 установлена между К 5 и ведомым валом 4.

К 5 и НТ 8 установлены на подшипниках 9 и 10. Блокирующий механизм может соединять ведущий вал 2 с НТ 8 и К 5 или К 5 и НТ 8 с ведомым валом 4. Отношение диаметра выхода к диаметру входа насосного колеса 1 лежит в пределах 5,0—

1,2. При вращении ведущего вала 2 и насосного колеса 1 жидкость получает некоторый запас энергии. Эта энергия отдается

НТ 8 и основному турбинному колесу 3 с ведомым валом 4. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1328607

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем снижения потребляемой мощности двигателя при разгоне больших маховых масс и улучшение защитных свойств.

На фиг. представлена схема гидродинамической предохранительной блокируемой муфты (вариант с двумя управляемыми фрикционными муфтами); на фиг. 2а,б,в— варианты схемы подсоединения решетки насос — турбина гидродинамическо"; на фиг. 3 — моментные характеристики гидродинамических муфт, изображенных на фиг. 2, где 1 — моментная характеристика муфты по схеме фиг. 2в; 2 — то же, муфты по схеме фиг. 2б; 3 — то же, муфты по схеме фиг. 2а; на фиг. 4 — схема гидродинамической предохранительной блокируемой муфты (вариант с одной управляемой фрикционной муфтой) .

Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта содержит вспомогательное насосное колесо 1, жестко связанное с ведущим валом 2, основное турбинное колесо 3, жестко связанное с ведомым валом 4, кожух 5 и блокирующий механизм в виде двух фрикционных муфт 6 и 7. Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта снабжена решеткой насос- — турбина 8, жестко связанной с кожухом 5. Управляемая фрикционная блокируемая муфта 6 установлена между ведущим валом 2 и решеткой насос — турбина 8, а управляемая фрикционная муфта 7 установлена между кожухом 5 и ведомым валом 4. Блокирующий механизм может соединять ведущий вал 2 с решеткой насос — турбина 8 и быть жестко скрепленным с ней кожухом 5 или соединять кожух 5 и решетку насос — турбина 8 с ведомым валом 4. Кожух 5 и решетка насос— турбина 8 установлена на своих подшипниках 9 и 10. Блокируюгций механизм может быть выполнен в виде одной фрикционной муфты 6 (фиг. 4).

Отношение диаметра выхода к диаметру входа насосного колеса 1 лежит в пределах

5,0 — 1,2, что соответствует коэффициенту быстроходности nq=20 — 600.

Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта работает следующим образом.

Внутренний объем муфты заливается жидкостью. Перед пуском двигателя вкгпочается у правляемая фрикционная муфта

7 (при варианте с двумя фрикционными муфтами). Этим ведомый вал 4 соединяется с кожухом 5 и жестко связанной с ним решеткой насос — турбина 8, установленными на подшипниках 9 и 10. При врагцении ведущего вала 2, жестко связанного с вспомогательным насосным колесом 1, жидкость получает некоторый запас энергии, который частично отдается вращающемуся турбинному колесу, которое состоит из решетки насос-турбина 8 и основной турбины 3, жестко связанной с ведомым валом 4. Разгон происходит по характеристике 3 (фиг. 3) до точки E. В этой точке фрикционная муфта 7 выключается. В результате гидродинамическая муфта имеет два турбинных колеса (фиг. 2б): основное турбинное колесо 3 и работаюгцую в режиме турбины решетку насос — турбина 8. Энергия с основного турбинного колеса 3 передается на ведомый вал 4, а с решетки насос — турбина

8 — охватывающему кожуху 5. Рабочая точка переходит в точку. 1 на характеристике 2 (фиг. 3).

5 !

О !

5 чае .ся фрикционная муфта 6, которая связывает вспомогательное насосное колесо с решеткой насос-турбина 8. Схема полученной гидродинамической муфты показана на фиг. 2в.

Рабочая точка переходит в точку К на

45 характеристике 1 (фиг. 3), после чего разгон продолжается до точки N, соответствующей скольжению 81н —— 5Я.

Формула изобретения

1. Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта, содержащая двухступенчатое рабочее колесо, внутренняя ступень которого выполнена в виде вспоДальнейший разгон продолжается до точки М, соответствующей скольжению

S><=10Я. В точке M включается фрикционная муфта 6, которая связывает вспомогательное насосное колесо l с решеткой насос — турбина 8.

Система полученной гидродинамической муфты показана на фиг. 2в. Рабочая точка переходит в точку К на характеристике 1 (фиг. 3), после чего разгон продолжается до точки N соответствующей скольжению Ьа=5Я.

При необходимости (в случае длительной работы на номинальном режиме) включается фрикционная муфта 7, в результате чего

30 ведущий вал 2 и ведомый вал 4 блокируются между собой. Рабочая точка переходит в точку О, чем исключаются потери энергии в гидродинамической муфте.

При выполнении гидродинамической муфты с блокирующим механизмом в виде

35 одной управляемой фрикционной муфты в начале разгона гидродинамическая муфта имеет два турбинных колеса (фиг. 2б): основное турбинное колесо 3 и работаюгцую в режиме турбины решетку насос — турбина 8. Энергия с основного турбинного колеса 3 передается на ведомый вал 4, а с решетки насос — турбина 8 — охватывающему кожуху 5.

Разгон происходит по характеристике

2 (фиг. 3) до точки М. В точке М вклю1328607 могательного насосного колеса, жестко связанного с ведущим валом, а наружная ступень связана с внутренней ступенью посредством управляемой фрикционной муфты, турбинное колесо, жестко связанное с выходным валом, и кожух, установленный на опорах, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем снижения потребляемой мощности и улучшения защитных свойств, она снабжена дополнительной управляемой фрикционной муфтой, установленной между охватывающим кожухом и ведомым валом, причем кожух жестко соединен с наружной ступенью

5 насосного колеса, а последняя выполнена в виде решетки насос †турби.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что соотношение диаметра выхода насосного колеса к диаметру входа находится в пределах от 5,0 — 1,2.

1328607

Составитель И. Лукина

Редактор Н. Егорова Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 3470/40 Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидродинамическим передачам - гидромуфтам, регулируемым наполнением

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в строительно-дорожных машинах, а именно в гидравлических муфтах

Изобретение относится к .машиностроению , в частности к устройствам для нередачи вращения с ограничением величины передаваемого момента

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидродинамическим устройствам для передачи крутящего момента

Изобретение относится к мгипиностроению и может быть использовано в станкостроении и других отраслях тфоьв шшенности
Наверх