Муфта свободного хода

 

ОПИС Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ ш 52673I

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.05.74 (21) 2027613/27 с присоединением заявки № (51) M. Кл г F 16D 41/06

F 16Р 33/02

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) Опубликовано 30.08.76. Бюллетень ¹ 32

Дата опубликования описания 20.10.76 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

В. Ф. Мальцев и E. Т. Бурцев

Одесский технологический институт пищевой промышленности им. М. В. Ломоносова (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА

Государственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в механизмах, работающих при продолжительном свободном ходе и высоких скоростях обгона.

Известна муфта свободного хода, содержащая обойму, звездочку и установленный между ними сепаратор с роликами, подпружиненный относительно звездочки.

Однако контакт роликов с обоймой или его отсутствие при работе известной муфты в режиме обгона зависит от величины угловой скорости звездочки.

Отличительной особенностью описываемой муфты свободного хода является то, что она снабжена дополнительной гидродинамической муфтой, одно колесо которой соединено с обоймой муфты свободного хода, а другое— с ее сепаратором.

В такой муфте обеспечивается полное разъединение обоймы и звездочки при любой скорости в период обгона, так как оно зависит не от скорости з вездочки, а от разницы угловых скоростей обоймы и звездочки.

На фиг. 1 показана муфта свободного хода с внутренней обоймой в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг.

3 — положение сепаратора с роликами при работе муфты в режиме обгона; на фиг. 4 показана муфта свободного хода с наружной обоймой в продольном разрезе; на фиг. 5— разрез по Б — Б на фиг. 4; на фиг. 6 — положение сепаратора с роликами при работе муфты в режиме обгона.

Муфта свободного хода содержит внутреннюю обойму 1, закрепленную на валу 2, концентрично которой на подшипниках 3 и 4 установлена звездочка 5. Между звездочкой 5 и обоймой 1 находится сепаратор 6, выполненный в виде втулки, на одном торце которой имеются пазы для заклинивающих роликов 7, а на другом торце — лопасти 8 колеса

9 гидродинамической муфты. Другое колесо

10 с лопастями 11 гидродинамической муфты закреплено на внутренней обойме 1. На валу

2 и в обойме 1 имеются отверстия 12 для обеспечения гидромуфты жидкостью.

Сепаратор 6 подпружинен кольцевой пружиной 13 относительно звездочки 5. Стенки

14 пазов сепаратора 6, между которыми заключены ролики 7, выполнены наклонными и поджимают ролики 7 к звездочке 5 при работе муфты в режиме обгона. Для предохранения роликов 7 от выпадания из пазов к сепарато25 ру 6 прикреплена щека 15. С торцов муфта закрыта крышками 16 и 17 с уплотнителями.

На фиг. 4 — 6 показан другой вариант выполнения муфты свободного хода, отличающийся тем, что муфта имеет внутреннюю зо звездочку 18 и наружную обойму 19, на кото526731 рой закреплено одно колесо 20 гидродинамической муфты.

Муфта работает следующим образом.

При работе муфты в режиме свободного хода звездочка 5, вращаясь против часовой стрелки с ббльшей угловой скоростью, чем обойма 1, обгоняет обойму. Сепаратор 6 работает как насосное колесо, а колесо 10 — как турбинное, и вращается совместно с обоймой 1.

Сопротивление жидкости, действующей на лопасти 8 сепаратора 6, поворачивает его относительно звездочки 5 по часовой стрелке, преодолевая сопротивление кольцевой пружины

13 при этом ролики 7 вместе с сепаратором 6 перемещается в расширяющуюся часть между обоймой 1 и звездочкой 5, находясь в контакте с последней. В результате такого перемещения роликов 7 между ними и обоймой 1 появляется зазор S, а затем сепаратор 6 вращается с той же угловой скоростью, что и звездочка 5.

При вращении обоймы по часовой стрелке с большей угловой скоростью, чем скорость звездочки 5, муфта также будет работать в режиме свободного хода, когда обойма 1 обгоняет звездочку 5. При этом насосным колесом является колесо 10, а турбинным — сепа4 ратор 6. Сопротивление жидкости, воздействующей на лопасти 8 сепаратора 6, поворачивает его относительно звездочки 5 по часовой стрелке и между роликами 7 и обоймой 1 образуется зазор S.

По мере выравнивания угловых скоростей обоймы 5 и звездочки 1 выравниваются скорости колес гидродинамической муфты (колеса

10 и сепаратора 6) и исчезает силовое воздей10 ствие жидкости,на лопасти 8 и 11 колес. Сжатая ранее кольцевая пружина 13 поворачивает сепаратор 6 против часовой стрелки до контакта роликов 7 с обоймой 1 и обеспечивае готовность муфты свободного хода к безудар15 ному включению.

Формула изобретения

Муфта свободного хода, содержащая обойму, звездочку и установленный между ними

20 сепаратор с роликами, подпружиненный относительно звездочки, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения полного разъединения обоймы и звездочки при любой скорости в период обгона, она снабжена дополнитель25 ной гидродинамической муфтой, одно колесо которой соединено с обоймой муфты свободного хода, а другое — с ее сепаратором.

526731

Составитель Л. Атрушкевич

Техред В. Рыбакова

Редактор Н. Суханова

Корректор T. Гревцова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2181/3 Изд. № 1636 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к мгипиностроению и может быть использовано в станкостроении и других отраслях тфоьв шшенности

Изобретение относится к регулируемым гидродинамическим передачам и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины. Муфта гидродинамическая содержит первичное (2) и вторичное (4) колеса с отверстиями в диске, вращающийся кожух (5), отводную камеру (11), опоры (6 и 7) подшипников ведущего (1) и ведомого (3) роторов, систему циркуляции рабочей жидкости и орган, регулирующие наполнение муфты. Корпус отводной камеры (11) выполнен с радиальным отверстием под установку поворотного золотника (10). Поворотный золотник (10) снабжен пазами, соединяющими рабочую полость муфты с окружающим подкорпусным пространством. Уровень жидкости в муфте регулируется за счет перемещения по радиусу места отбора рабочей жидкости, осуществляемого поворотом золотника вокруг своей оси. Обеспечивается повышение энергоэффективности гидромуфты, а также снижение степени диспергации воздуха в рабочей жидкости. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к бесплунжерным обгонным муфтам стартера, имеющим групповое прижимное устройство для заклинивающих роликов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве стартерной муфты свободного хода
Наверх