Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от анормального режима

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите асинхронньк электродвигатеА в С лей. Цель изобретения - расширение функциональньрс возможностей путем обеспечения контроля за температурным режимом электродвигателя. При повышении температуры обмоток электродвигателя до предельно допустимой нагреваются позисторы 18, сопротивление которых при этом резко увеличивается , уменьшается ток базы ключевого транзистора 15 электронного ключа , он закрывается. Прекращается ток через обмотку 7 исполнительного реле 8, и замыкающий контакт 14 размыкается , разрывая цепь питания магнитного пускателя 1, электродвигатель 19 отключается от источника питания. 1 ил. с (Л fe;53 чм. N)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А2 (5!) 4 Н 02 Н 7 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

A(1C

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 762083 (21) 3983379/24-07 (22) 03.12.85 (46) 15.08,87. Бюл. В 30 (71) Калининградское высшее инженерное морское училище (72) В.И.Яговкин и Н.В.Клюквина (53) 621.316.925(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 762083, кл. Н 02 Н 7/08, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ AHOPMAJIbHOГО РЕЖИМА (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите асинхронных электродвигателей. Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей путем обеспечения контроля за температурным режимом электродвигателя. При повышении температуры обмоток электродвигателя до предельно допустимой нагреваются позисторы 18, сопротивление которых при этом резко увеличивается, уменьшается ток базы ключевого транзистора 15 электронного ключа, он закрывается. Прекращается ток через обмотку 7 исполнительного реле 8, и замыкающий контакт 14 размыкается, разрывая цепь питания магнитного пускателя 1, электродвигатель

19 отключается от источника питания. с

1 ил.

1330694

Изобретенне относится к технике релейной защиты, предназначено для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок, работы на двух фазах, а также от недопустимого нагрева обмоток, и является дополнительным к авт. св ° 11 762083.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей токовой защиты путем обеспечения контроля за температурным режимом обмотки возбуждения электродвигателя.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства для защиты асинхронных электродвигателей.

Устройство содержит магнитный пускатель 1 с тремя главными контактами 2, установленными в фазах А, В, С источника питания, связанный через кнопку 3 управления с фазой С источника питания, Датчик 4 тока соединен с выпрямителем 5, подключенным к электронному ключу 6, в цепи которого включена обмотка 7 исполнительного реле 8. Дополнительная обмотка

9 исполнительного реле 8 соединена последовательно с конденсатором 10, зашунтированным резистором 11, диодом

12, резистором 13 и включена между фазой источника питания и точкой соединения кнопки 3 управления с магнитным пускателем 1. Замыкающий контакт

14 исполнительного реле 8, например геркон, включен последовательно с обмоткой магнитного пускателя 1,включенного между фазами В и С источника питания. Электронный ключ 6 содержит ключевой резистор 15, эмиттер которого связан с эмиттером управляющего транзистора 16 и с минусом выпрямителя 5, а коллектор подключен через резистор 17 и обмотку 7 исполнительного реле 8 к плюсу выпрямителя 5. База ключевого транзистора

15 соединена с коллектором управляющего транзистора 16 через позисторы

18, расположенные в обмотках электродвигателя 19, коллектор управляющего транзистора 16 через резистор

20 подключен к плюсу выпрямителя 5, база управляющего транзистора 16 связана через параллельно соединенные резистор 21 и конденсатор 22 с минусом выпрямителя 5 и через резистор

23 подключена к точке соединения обмотки 7 исполнительного реле 8 с резистором 17.

Устройство работает следующ (и образом.

При нажатии кнопки 3 управления потечет ток от фазы В через диод 12, резистор 13, дополнительную обмотку

9, конденсатор 10, эашунтированный резистором 11, кнопку 3 управления к фазе С. 3а счет зарядного тока, протекающего через конденсатор 10, замыкается замыкающий контакт 14, и магнитный пускатель 1 включается между фазами В и С. Замыкаются главные контакты 2 магнитного пускателя

1, и электродвигатель 19 включается в цепь питания.

В нормальном режиме работы электродвигателя 19 за счет протекающего в фазе С тока на выходе датчика 4 тока появится напряжение. Это напряжение выпрямляется выпрямителем 5, с выхода которого выпрямленное напряже- . ние прикладывается к электронному ключу 6. Ток от плюса выпрямителя 5 протекает через обмотку 7 исполнительного реле 8, резистор 17, ключевой транзистор 15 к минусу выпрямителя 5. За счет протекающего тока через обмотку 7 замыкающий контакт 14 остается в замкнутом состоянии. Параметры электронного ключа 6 подобраны так, что в нормальном режиме работы электродвигателя 19 за счет приложенного к электронному ключу 6 напряжения ключевой транзистор 15 открыт, а через управляющий транзистор 16 течет минимальный ток. После заряда конденсатора 10 зарядный ток прекращается и дополнительная обмотка 9 исполнительного реле 8 не оказывает влияния на замыкающий контакт 14.

Параметры конденсатора 10 и резистора

13 выбраны так, чтобы постоянная времени этой цепочки была равна времени переходных процессов при запуске двигателя 19 для предотвращения ложного срабатывания устройства защиты от пускового тока.

При перегрузке электродвигателя

19 увеличивается ток в фазах А, В, С, увеличивается напряжение, индуцируемое на входе датчика 4 тока. Увеличенное напряжение, приложенное к электронному ключу 6, вызывает увеличение падения напряжения на резисторе 20. Напряжение с резистора 20 через резистор 23 прикладывается к конденсатору 22 и базе управляющего транзистора 16. Увеличивается ток

30694

Составитель Л.Куликова

Техред И.Попович Корректор И.Муска

Редактор М.Келемеш

Заказ 3588/54

Тираж 617 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 13 управлян щего транзистора 16, увеличивая падение напряжения на резисторе 20, и ключевой транзистор 15 закрывается. Прекращается ток ключевого транзистора 15 через обмотку 7 исполнительного реле 8, и замыкающий контакт 14 размыкается, разрывая цепь питания магнитного пускателя 1. Размыкаются главные контакты 2 магнитного пускателя 1, и электродвигатель

19 отключается от источника питания.

Ток разряда конденсатора 22 через базо-эмиттерный переход управляющего транзистора 16 поддерживает его в открытом состоянии на время выключения главных контактов 2 магнитного пускателя 1. После отключения магнитного пускателя 1 конденсатор 10 разряжается через резистор 11, и устройство, возвращаясь в исходное состояние, вновь готово к повторному запуску.

При возникновении токов перегрузки, превышающих номинальный ток на

257., сердечник датчика 4 тока входит в состояние насыщения, ограничивая напряжение, подаваемое на электронный ключ 6.

При обрыве фаз А или В увеличивается ток в фазе С, и устройство работает, как уже описано, отключая электродвигатель 19 от источника питания.

При обрыве фазы С исчезает напряжение питания с устройства защиты и размыкается замыкающий контакт 14, разрывая цепь питания магнитного пускателя 1, и электродвигатель 19 отключается от источника питания ° Изменение величины сопротивления резистора 23 регулируют ток срабатывания защиты.

При повышении температуры обмоток электродвигателя до предельно допустимой нагреваются позисторы 18, сопротивление которых при этом резко увеличивается, уменьшается ток базы ключевого транзистора 15, он закрывается. Прекращается ток через обмотку 7 исполнительного реле 8, и замыкающий контакт 14 размыкается, разрывая цепь питания магнитного пускателя 1, электродвигатель 19 отключается от источника питания. Повторное включение электродвигателя возможно только после снижения температуры обмоток электродвигателя.

Таким образом, введением в схему защиты позисторов 18 обеспечивается контроль за температурой обмоток электродвигателя 19, защита становится комбинированной, т.е. защищает не только по току от перегрузок и работы на двух фазах, но и по температуре обмоток электродвигателя, например при ухудшении условий охлаждения — нарушении вентиляции или при пусках.

Включение позисторов 18 в цепь базы ключевого транзистора 15 не вносит каких-либо изменений в работу защиты по току, так как сопротивление трех позисторов 300-500 Ом, а сопротивление имеющегося резистора в этой цепи на порядок выше. В то же время ток базы, протекающий через позисторы 18, не создает какого-либо дополнительного нагрева поэисторов.

Обеспечен также и контроль за целостностью цепи поэисторов. В случае обрыва в этой цепи запуск двигателя невозможен.

""Формула изобретения

Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от анормального режима по авт. св. У 762083, о т л и40 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей путем обеспечения контроля за температурным режимом, в него дополнительно введены последовательно

45 соединенные позисторы, встроенные в обмотки возбуждения электродвигателя и включаемые между коллектором управляющего транзистора и базой ключевого транзистора электронного ключа.

Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты асинхронного электродвигателя от анормального режима 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты погружных электродвигателей от аномальных режимов

Изобретение относится к области электрической защиты электродвигателей тсеременного тока, преимущественно к устройствам токовых зашрнт с зависимой выдержкой времени

Изобретение относится к области электротехники - к устройствам защиты электродвигателя от аварийных режимов работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателя от аварии

Изобретение относится к области электротехники - релейной защите трехфазных электродвигателей от аварийных режимов

Изобретение относится к области автоматического управления и может быть использовано в системах поддержания пластового давления

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам автоматической защиты электроустановок для защиты трехфазных электродвигателей от технологических перегрузок и повреждений, связанных с нарущением симметрии тока по фазам

Изобретение относится к электротехнике - релейной защите электроустановки и может быть использовано для защиты асинхронного двигателя от обрыва фазы, перегрузки по току, несимметрии питающей А В С 3 -JTlJ /21 ий НОТ ехки изы , ей сети и от коротких замыканий

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх