Погружной электродвигатель

 

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса. Цель изобретения - повьшение надежности. Погружной электродвигатель содержит статор , ротор в виде секций 5, установленных на валу 4 через равные промежутки , в которых размещены радиальные подшипники скольжения. На корпусе 8 подшипника выполнена кольцевая канавка 9, в которой установлено разрезное стопорящее кольцо 10 с выступами 1 1 . Ось канавки 9 наклонена к плоскости, перпендикулярной оси вра (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН () 9) (11) 4283 А1 (51) 4 Н 02 К 5/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Дие.!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К А BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4050818/24-07 (22) 07.04.86 (46) 30.08.87. Бюл. У 32 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти (72) В.Д.Резников (53) 621 ° 313.04 (088.8) (56) Богданов А.А. Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти. M. Недра, 1968, с,131, Патент США Ф 3506861, кл. 310-90, 1977.

Патент США Р 4119874, кл. 310-90, 1984. (54) ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса. Цель изобретения — повышение надежности. Погружной электродвигатель содержит статор, ротор в виде секций 5, установленных на валу 4 через равные промежутки, в которых размещены радиальные подшипники скольжения. На корпусе 8 подшипника выполнена кольцевая канавка 9, в которой устеновлено разрезное стопорящее кольцо 10 с выступами 11. Ось канавки 9 наклонена к плоскости, перпендикулярной оси вра1334283 щения двигателя. Это позволяет надежно зафиксировать корпус подшипника от проворота и обеспечить беспреИзобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для привода погружного насоса при откачке нефти или жидкости из скважин. 5

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг.l представлен электродвигатель, общий вид, разрез; на фиг.2узел I на фиг.l.

Погружной электродвигатель состоит из корпуса 1, в котором установлены статор 2 и ротор 3, На валу 4, расположенном по оси 0 0 вращения электродвигателя, через равные про15, межутки посажены секции 5 ротора 3, количество которых в зависимости от мощности двигателя может быть различным. В промежутках между секциями 5 установлены радиальные подшипники 6 скольжения.

Длина каждой секции 5 зависит от расстояния между радиальными подшипниками 6, которое определяется расче25 том на прогиб вала 4.

Каждый подшипник 6 состоит из втулки 7, закрепленной на валу 4, и корпуса 8, установленного в расточке статора 2, На наружной поверхности корпуса 8 выполнена кольцевая канавка 9, ось которой 0 0 расположена наклонно под.острым углом " к плоскости,перпенцикулярной оси вращения эпектродвигате.ля О, 01. Значение. угла d.может быть различным и определяется шириной посадочной поверхности корпуса подшипника 8, В кольцевой канавке 9 размещено разрезное стопорящее кольцо 10 с по

40 меньшей мере одним выступом 11, выполненным на его наружной поверхнрсти. Число выступов 11 выбирается исходя из условий обеспечения прочнос- . ти материалов контактирующих поверх- 45 ностей выступов 11 и стенок пазов 12 статора 2, пятственное его осевое перемещение для компенсации температурного воздействия, 2 ил.

Высота выступа 1! выбирается из условий исключения повреждения обмотки статора и может находиться в пределах 0,2 — 0 5 мм. Кольцо 10 установлено с зазором по отношению к дну канавки 9 для обеспечения радиального перемещения по направлению к оси двигателя в процессе сборки.

Выступы 11 выполняются параллельно оси паза, которая параллельна оси вращения электродвигателя.

По röèðèíå выступы ll выполнены размером меньше, чем ширина паза статора, за счет чего имеется возможность перемещения по дуге в упомянутом пазу на величину зазора.

Корпус 8 подшипника, который по длине короче втулки 7, имеет возможность осевого перемещения в процессе работы. Во избежание повреждения вращающихся секций 5 ротора о неподвижный при вращении двигателя корпус 8 подшипника 6 между секциями 5 и втулкой 7 установлены упорные шайбы 13, обладающие низким коэффициентом трения, например фторопластовые, текстолитовые, На эти шайбы опирается корпус поДшипника .6 при смещении его в расточке статора под действием собственных сил тяжести.

В процессе сборки электродвигателя при установке ротора 3 в статор

2 стопорящее кольцо 10 в случае, если его выступ Il не попадает в паз

12, прижимаетс.я к дну канавки 9, а при повороте корпуса выступ 11 устанавливается в пазу 12 статора.

Погружной электродвигатель работает следующим образом.

В начальный момент работы корпус

8 подшипника, проворачиваясь под действием вращающих сил, выбирает зазор между торцом кольца 10, зафиксированным.посре,цством выступа 11 в расточке статора, и боковой стеной канавки 9 и самоустанавливается, причем контакт образуется в двух диаметраль!

334283

71

1

Q Ф

Рог.2

Составитель А.Кузьмин

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Шекмар

Редактор Т,Лазоренко

Заказ 3974/52 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул,Проектн; но противоположно расположенных точках, поскольку канавка 9 выполнена замкнутой и под углом по отношению к плоскости, перпендикулярной оси вращения двигателя, В этих точках возникают реактивные силы от крутящего момента, действующие на корпус 8 подшипника.Поскольку система сйл симметрична относительно оси вращения, то силы реакции направлены встречно и поскольку они одинаковы, перемещения корпуса не наблюдается, При осевом перемещении ротора 3 относительно статора 2, обусловленном различием в температуре нагрева, каждый из подшипников 6, начиная сверху (двигатель вертикального исполнения), перемещается в статоре 2 в осевом направлении вниз. Это перемещение не ограничивается выступами

11, выполненными параллельно оси паза и оси вращения двигателя, Осевое перемещение нижнего подшип,ника определяется разностью конечных приращений ротора 3 и статора 2. В процессе перемещения на шайбе 13 создается нагрузка только от собственных сил тяжести корпуса подшипника, Таким образом, в предлагаемой конструкции производится надежная фиксация корпуса подшипника от проворота

В и беспрепятственное осевое перемещение упомянутого корпуса для компенсации температурного воздействия, Все это позволяет повысить надежность электродвигателя, 10

Формула изобретения

Погружной электродвигатель, содержащий корпус, статор с пазами, уста15 новленный на валу ротор, состоящий из секций, между которыми расположены подшипники, при этом корпус каждого подшипника размещен в расточке статора и имеет на наружной поверх20 ности кольцевую канавку с установленным в ней разрезным стопорящим элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, кольцевая канавка корпуса подшипника расположена наклонно к плоскости,перпендикулярной оси вращения электродвигателя, а стопорящий элемент выполнен в виде кольца, имеющего по крайней мере один выступ, который

30 размещен в пазу статора с возможностью перемещения.

Погружной электродвигатель Погружной электродвигатель Погружной электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве погружного автономного источника питания

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электронашиностроению и может найти при менение в турбогенераторах с водородным охлаждением

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх