Упорный подшипник скольжения

 

Изобретение относится к машиностроеению, в частности к упорным подшипникам гидравлических насосов. Цель - расширение диапазона работы подшипника по скоростям враш,ения, значениям осевых усилий и значениям давления рабочей жидкости в зоне подшипника, упрощение изготовления подпятника и обеспечение работоспособности подшипника при знакопеременных значениях осевых усилий. Над подпятником с пазами установлен дополнительный подпятник, размещенный относительно рабочей поверхности пяты с зазором. Подпятники выполнены на одном основании. Дополнительный подпятник расположен относительно пяты на стороне, противоположной стороне, взаимодействующей с подпятником с пазами. При работе в гидродинамическом режиме дросселирование жидкости через кольцевой зазор создает вдоль пяты перепад давления, обеспечивающий частичную разгрузку подпятника с пазами от действующих на него со стороны пяты осевых усилий. При повыщении давления перед пятой выше заданного уровня, например при увеличении скорости вращения, пята отодвигается от обоих подпятников и начинает работать в гидростатическом режиме с подпятником без пазов, а подпятник с пазами образует зазор с рабочей поверхностью пяты, по которому жидкость свободно проходит в полость между подпятниками и далее через увеличивающийся зазор за пяту. 3 з.п. ф-лы, 7 ил. (Л 00 оо со оо N3 tsD

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„5U„„1339322

А1 (ц 4 F 16 С 17/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3945244/25-27 (22) 17.06.85 (46) 23.09.87. Бюл. № 35 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро герметичных и скважинных насосов (72) А. Д. Гришин, Б. Г. Рыкова и В. Т. Хрущ (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 620703, кл. F 16 С 17/14, 1986. (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроеению, в частности к упорным подшипникам гидравлических насосов. Цель — расширение диапазона работы подшипника по скоростям вращения, значениям осевых усилий и значениям давления рабочей жидкости в зоне подшипника, упрощение изготовления подпятника и обеспечение работоспособности подшипника при знакопеременных значениях осевых усилий. Над подпятником с пазами установлен дополнительный подпятник, размещенный относительно рабочей поверхности пяты с зазором. Подпятники выполнены на одном основании.

Дополнительный подпятник расположен относительно пяты на стороне, противоположной стороне, взаимодействующей с подпятником с пазами. При работе в гидродинамическом режиме дросселирование жидкости через кольцевой зазор создает вдоль пяты перепад давления, обеспечивающий частичную разгрузку подпятника с пазами от действующих на него со стороны пяты осевых усилий. При повышении давления перед пятой выше заданного уровня, например при увеличении скорости вращения, пята отодвигается от обоих подпятников и начинает работать в гидростатическом режиме с подпятником без пазов, а подпятник с пазами образует зазор с рабочей поверхностью пяты, по которому жидкость свободно проходит в полость между подпятниками и далее через увеличивающийся зазор за пяту. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

1339322

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах с валом, имеющим осевые нагрузки, например в гидравлических насосах и др.

Цель изобретения — расширение диапазона работы по скоростям вращения, осевым усилиям и величинам давления рабочей жидкости в рабочей зоне, упрощение изготовления и обеспечение работоспособности подшипника при знакопеременных осевых нагрузках.

На фиг. 1 показан подшипник, с двумя отдельными подпятниками, расположенными с одной стороны пяты, разрез; на фиг. 2— сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — подшипник с подпятниками, расположенными с разных сторон пяты, разрез; на фиг. 4 сечение Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — сечение  — В на фиг. 3; на фиг. 6 — подпятники, объединенные в один элемент на фиг. 7— вид Г на фиг. 6.

Подшипник содержит пяту 1 с рабочими поверхностями 2 и 3. Поверхность 2 взаимодействует с поверхностью подпятника 4 и выполнено относительно нее с гарантированным зазором 5. Поверхность 3 взаимодействует с поверхностью подпятника 6, выполненного с радиальными пазами 7 на рабочей поверхности. Подпятники 4 и 6 установлены в корпусе 8 и образуют с ним и пятой 1 полость 9. Пята 1 жестко соединена с валом IO.

Подшипник (фиг. 1) работает следующим образом.

При малых значениях давления перед пятой (например, при низких скоростях вращения) под действием осевой силы пята 1 соприкасается поверхностью 3 с подпятником 6 и работает в гидродинамическом режиме. Смазывая и охлаждая поверхности трения, жидкость через пазы 7 проходит в полость 9, а затем через гаран тированный кольцевой зазор 5 между поверхностью 2 и подпятником 4 проходит за пяту l.

При повышении давления перед пятой выше заданного уровня (например, вследствие увеличения скорости вращения) пята отодвигается от обоих подпятников 4 и 6 и начинает работать в гидравлическом режиме с подпятником 4, а подпятник 6 образует зазор с рабочей поверхностью 3 пяты

1, по которому жидкость свободно проходит в полость 9 и, далее, через увеличившийся зазор 5 за пяту 1.

При работе в гидродинамическом режиме дросселирование жидкости через кольцевой зазор 5 создает вдоль пяты 1 перепад давления, обеспечивающий частичную разгрузку подпятника 6 от действующих на него со стороны пяты осевых усилий.

Пята (фиг. 3), предназначена для работы при знакопеременных значениях осевой силы. При направлении осевых усилий в сторону подпятника 4,пята 1 работает в гидравлическом режиме, при изменении направления усилий на противоположное пята сдвигается в направлении к подпятнику с пазами и начинает работать с ним в гидродинамическом режиме.

Упорный подшипник, таким образом, по осевой конструкции является универсальным, обеспечивая работу в широком диапазоне изменения значений скоростей своего вращения и давлений рабочей жидкости в зоне подшипника.

При этом с малыми значениями осевых нагрузок подшипник работает в гидродинамическом режиме, а при больших нагрузках автоматически переходит в гидростатический режим, практически исключающий износ его рабочих поверхностей.

1. Упорный подшипник скольжения, содержащий подпятник с радиальными пазами и пяту, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона работы по скоростям вращения, осевым усилиям и величинам давления рабочей жидкости в рабочей зоне, он снабжен дополнительным подпятником с плоской рабочей поверхностью, размещенным относительно рабочей поверхности пяты с зазором.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что дополнительный подпятник расположен концентрично подпятнику с радиальными пазами с возможностью его охвата.

3. Подшипник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью упрощения изготовления, опорные части подпятников выполнены за одно целое.

4. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения работоспособности подшипника при знакопеременных осевых нагрузках, подпятник с плоской рабочей поверхностью расположен относительно пяты на стороне, противоположной стороне, взаимодействующей с подпятником с пазами.

l339322

Фиг. 7

l339322 б-б фиг4

Фиг.l

Вид l фиг. 6

Фиг.7

Составитель T. Хромова

Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 4204/27 Тираж 756 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Упорный подшипник скольжения Упорный подшипник скольжения Упорный подшипник скольжения Упорный подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ма шиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к узлам трения с картерной системой смазки

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами и может быть использовано в разнообразных отраслях промышленности, и в частности в холодильной технике: для холодильных машин, для работы на маловязких жидкостях, смазываемый маловязкими жидкостями, работающий на хладагентах, работающий в условиях смазки маловязкими жидкостями

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоскоростных механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве ручных машин вращательного действия с низким уровнем виброактивности

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в турбомашинах, например турбокомпрессорах, в том числе, в качестве ремонтного комплекта
Наверх