Способ изготовления лопасти рабочего колеса радиально- осевой гидромашины

 

Изобретение относится к гидромапшностроению и может быть использовано при изготовлении сварных рабочих колес радиально осевых гидромашин, преимущественно гидротурбин. Цель изобретения - повьш1ение производительности и качества изготовления за счет обеспечения возможности обработки лопасти без переустановки путем выбора рационального положения ее на столе станка. Перед обработкой на лопасти размечают три базовые точки, две из которых располагают на пересечении выходной кромки рабочей поверхности лопасти с кромками сопряжения со ступицей и ободом рабочего колеса, Затем обрабатывают выходную кромку лопасти. Устанавливают лопасть на стол станка на обработанную выходную кромку. По трем базовым точкам определяют положение теоретической оси колеса. Обработку кромок производят строчками, которые располагают по дугам окружностей, центры которых размещают на указанной оси в плоскостях , перпендикулярных последней. 2 ил. с (Л 00 4:; 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„ 3480 (50 4 В 23 С 3/18.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,„.

f

ЙЙ„

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4089249/25-08 (22) 15.07.86 (46) 30.10.87. Бюл ° N - 40 (71) Производственное объединение турбостроения "Ленинградский металлический завод" (72) А.M.ÔèíoæåíêoB, В.Н.Морщакин и Г.Н.Розанов (53) 621.914.37(088.8) (56) Энергомашиностроение, 1983, В 12, с. 28-29.

У (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАСТИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГИДРО11АШИНЫ (57) Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при изготовлении сварных рабочих колес радиально осевых гидромашин, преимущественно гидротурбин. Цель изобретения — повьппение производительности и качества изготовления эа счет обеспечения воэможности обработки лопасти беэ переустановки путем выбора рационального положения ее на столе станка. Перед обработкой на лопасти размечают три базовые точки, две из которых располагают на пересечении выходной кромки рабочей поверхности лопасти с кромками сопряжения со ступицей и ободом рабочего колеса °

Затем обрабатывают выходную кромку лопасти ° Устанавливают лопасть на стол станка на обработанную выходную кромку. По трем базовым точкам определяют положение теоретической оси колеса. Обработку кромок производят строчками, которые располагают по дуЖ гам окружностей, центры которых размещают на указанной оси в плоскостях, перпендикулярных последней. С

2 ил.

1348081 2 ней лежат в плоскости стола. В то

ИэЬбретение относится к гидромаши ностроению и может быть использовано при изготовлении сварных рабочих колес радиально-осевых гидромашин, преимущественно гидротурбин.

Цель изобретения — повышение производительности и качества изготовления эа счет обеспечения возможности обработки лопасти беэ переустановки путем выбора рационального положения ее на столе станка.

На фиг.1 схематично представлено рабочее колесо радилльно--осевой гидротурбины; нл фиг.2 — схема обработки лопасти рабочего колеса.

Рабочее колесо радиально-осевой гидротурбины (фиг.1) состоит из трех основных члстей — ступицы 1,обода 2 и комплекта лопастей 3. Поверхности сопряжения лопастей со ступицей и ободом образованы вращением криволинейных образующих 4 и 5 ступицы и обода вокруг оси колеса, Выходные кромки 6 лопастей располагаются плоскими поверхностями.

Обработке по предлагаемому способу подлежат кромка 7 сопряжения с ободом, кромка 8 сопряжения со ступицей, а глкже флски под сварку нл этих кромках.

Предварительно на вогнутой поверхности лопасти с помощью пространственного шаблона размечают три базовые точки А, В и С, соответствующие известным теоретическим точкам проточной части колеса. Точки А и В располагают нл пересечении кромок сопряжения со ступицей и ободом с выходной кромкой. После разметки производят обработку плоской выходной кромки б, проходящей через точки А и В.

Перед обработкой кромок сопряжения лопасть 3 устанавливают выходной кромкой нл стол фрезерного станкл, располагая точки А и В нл прямой, параллельной продольному ходу станка (вдоль оси Х). Такое расположение позволяет подвести инструмент в зоны обработки обеих кромок и фасок на них беэ переустановок лопасти. Далее определяют положение оси 9 рабочего колеса в соответствии с нанесенными нл рабочей поверхности лопасти базовыми точками А, В, С относительно установленной лопасти в заданном ее положении. Точки A и В ппинадлежат плоской выходной кромке и вместе с в радиальных плоскостях и являются же время в колесе выходная кромка расположена в радиальной плоскости, проходящей через ось колеса. Из это5 го следует, что ось колеса располагается в плоскости стола и пересекается с линией, проходящей через точки

А и В под углом о4, определяемым из чертежа проточной части колеса.

Обработку кромок производят построчным способом в направлении, укаэанном стрелками на фиг.2, Перед обработкой для оптимизации условий резания фрезу с помощью поворотной головки наклоняют к обрабатываемой поверхности. Движение инструмента задают по трем осям Х, Y, Z таким образом, что строчки 10 (траектории точек контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью) располагают на дугах окружностей 11, центры которых лежат на оси 9 колеса в плоскостях, перпендикулярных этой оси»»

25 а каждая из этих окружностей пересекается соответственно с образующей

4 ступицы или с образующей 5 обода.

В заключении построчным способом

30 на обеих кромках обрабатываются фаски под сварку со ступицей и ободом.

Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я

Способ изготовления лопасти рабочего колеса радиально-осевой гидромашины, при котором на лопасти размечают три базовые точки, две из которых располагают на пересечении вы4р ходной кромки рабочей поверхности лопасти с кромками сопряжения со ступицей и ободом рабочего колеса, затем устанавливают лопасть на столе станка на выходную кромку в соответ45 ствии с указанными точками и осуществляют обработку кромок сопряжения лопасти со ступицей и ободом в размер с последующей разделкой кромок под сварку, отличающийся

5д тем, что, с целью повышения производительности и качества изготовления, перед обработкой по трем базовым точкам определяют положение теоретической оси колеса, л обработку кромок производят строчками, которые располагают по дугам окружностей, центры которых размещают на указанной оси в плоскостях, перпендикулярных последней.

1348081 о 5

Рог. /

Составитель И.Кольбич

Техред М.Ходанич Корректор Г.Решетник

Редактор М.Андрушенко

Заказ 5148/!1 Тираж 969 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ изготовления лопасти рабочего колеса радиально- осевой гидромашины Способ изготовления лопасти рабочего колеса радиально- осевой гидромашины Способ изготовления лопасти рабочего колеса радиально- осевой гидромашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлообработке и может быть использоваио при обработке изделий со сложнопрофильными поверхностями, при изго§С СШ : Д ; Ш.;

Изобретение относится к обработке металлов резанием и может быть использовано при обработке поверхностей деталей фрезами на станках с ЧПУ

Изобретение относится к области металлообработки и предназначены, в частности, для фрезерования турбинных лопаток, лопаток силовых установок, а также дисков компрессора

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при механической обработке изделий сложной пространственной формы, например лопаток турбин

Изобретение относится к области изготовления пригнанных поверхностей у роторов с интегральной конструкцией набора лопаток

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, фрезерования концевыми фрезами лопаток моноколес газотурбинных двигателей на станках с ЧПУ

Изобретение относится к области механической обработки и может быть использовано при базировании и закреплении лопаток турбин и компрессоров газотурбинных двигателей по профилю их проточной части

Изобретение относится к области обработки резанием, технологии изготовления авиационных двигателей

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, обработке фрезерованием межлопаточных каналов моноколес или крыльчаток ГТД

Изобретение относится к области металлообработки и авиационного моторостроения и может быть использовано для фрезерной обработки профиля пера рабочих лопаток компрессора высокого давления на вертикально-фрезерных станках с числовым программным управлением (ЧПУ)
Наверх