Способ испытания композитных материалов
Изобретение относится к иснытательиой технике. С целью повышения точиостм ог1реде.; ения зонь влияния краевого эф- ({xjKTa образец 1, имеюнхий н.аоскмо грань 2, соедг;ня1От жестко всей поверхностью этой грани с нагружаюилим элементом 3. Фор.ма нагружающего эле.мента 3 завиеи г от , какой тип вне1иних нагрузок к нему прикладывают . Нагружение грани 2 осуществляют путем деформирования нагружающего элемента 3. Например, нагружающий элемент 3 в виде балки деформируют усилиями Р и М. При деформировании в сечении скрепления грани 2 с нагр жаю1цим элементом 3 возникают самоуравиовещенные внутренние усилия. Приложение самоуравновешенных усилий к грани 2 непосредетвенно извне, не прибегая к нагружающему элементу 3, не обеспеч1 ть достаточной точности распреде. 1ения внешних самоуравновещеиньчх воздействий. В нагруженном образце 1 измеряют пере.мещение точек поверхности образца в оОласги у rjianii 2 и по величине перемещений опреде.тяют зону влияния краевого эффекта от воздей- СТВ1Ш caмoypaвнoвeнJeннoй нагрузки на I pa- ни 2. Измерение иеремещений осуществляют методом сеток, муаровых полос или голографическими методами. 1 ил. so 00 ел OS
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„QU„„1357763 (5д 4 0 О! Гх! 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
О Г1 И СА Н И Е И ЗО Б Р ЕТ ЕН И Я рсрлр.:., :," :, 1й (2! ) 405 с367/25-28 (22) 21.Я 4.86 (46) 07.12.87. 13юл., 111 45 (71) Новоси6ирский институт инженеров жс;!езнодорожного тра«cпорта (f2) В. A. Жилк.-:«и В. Б. Зиновьев
6ОГ(! л88 (56) !арно! ольский 10. М. и др. 0ценка зо«ы влияния красного эффек!а в однонаправ1pI!III! . композит!1х. --- ." 1ехаг!ика полимеров, ! 965..,х! (54) 0П000Б И011!О1! ЛНИЯ !СОМГ103р!Т1 (1 11, $ Д > !.г 1;1, 1 Г113 (57) Изобрсте«ис от;!Осится и испытатель«ой технике. !. целью liоьы!«с!!«я точноc I Опред=ленин зо;!ы 3;1«яния красвОГО эффекта образец 1, име1ощий плоску1о грань 2, copIIlHHlo f жест.-.о всеи поверхностью этой
f > a H i l с н а г p y I a ю m II v эл е !с и т о м 3 . Ф о р 1 а наf!)1 жаюlцеГО элехlента 3 aaB«c« I QT ТОГО, к: кой тип вне«!«их нагрузок к нему прикладывают. Нагружсние грани 2 ос Н1ест— вляют путем деформирования нагружающего элемента 3. Например, нагружающий элемент 3 в виде балки деформируют усилиями P и М. При деформировании в сечении скрепления грани 2 с нагружаю1цим элементом 3 возникают самоуравновеi«ñíные внутренние усилия. 11риложение самоуравновешенных усилий к грани 2 непосрс 1с I l1eHHo извне, HE пр «бе! aH Ha I !1 жа)oU 2 и «о величине перемещений Определяют зону влияния краевого эффекта of воздействия самоуравновешенной нагрузк«на грани 2. Измерение персме1цений ол щсствляют методом сеток, муаровых полос ил« голографическими методами. ил. 1357763 Формула изобретения Составитель М. Кузьмин Техред Н. Верес Корректор В. Бутяга Тираж 776 Подписное Редактор В. Данко Заказ 5504/40, ВНИИПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения механических свойств" композитных-. материалов, характеризующих неоднородность их напряженно-деформированного 5 состояния. Цель изобретения — повышение точности определения зоны влияния краевого эффекта. На чертеже изображена схема испытания образца композитного материала. Способ осуществляют следующим образом. Используют образец 1 композитного материала, имеющий плоскую грань 2, которую всей поверхностью жестко соединяют с на- 15 гружающим элементом 3. Форма нагружающего элемента 3 может быть различна и зависит от того, какой тип внешних нагрузок прикладывают к нагружающему элементу 3. Например, на чертеже изображен нагружающий элемент 3 в виде балки. Нагружение грани 2 осуществляют путем деформирования нагружающего элемента 3 усилиями P и М. При деформировании в сечении скрепления грани 2 с нагружающим элементом 3 возникают самоуравновешенные внутренние усилия. Приложенные самоуравновешенные усилия к грани 2 непосредственно извне, не прибегая к нагружающему элементу 3, не могут обеспечить достаточной точности распространения самоуравнове- Зп шенных воздействий. В нагруженном образце 1 измеряют перемегцение точек поверхности образца в области у грани 2 и по величине перемещений определяют зону влияния краевого эффекта от воздействия самоуравновешенной нагрузкой по грани 2. Измерение перемещений осуществляют каким-либо из известных методов: голографической интерферометрией, спектр-интерферометрией, му -аровых полос, методом сеток и др. Пример. Испытывают образец из сосновой древесины размером 110)(29X5,5 мм. Скрепление всей поверхности грани осуществляют эпоксидным клеем с нагружающим элементом из алюминиевого сплава Д16Т, имеющего сечение 26+5,8 мм. На внешнюю поверхность образца наносят растр частотой ф,= ф„= 1335 мм . Нагружение осуществляют внецентренным растяжением усилием 1,7 кН с эксцентриситетом приложения усилия 13 мм. Перемещения измеряют методом голографического муара. Протяженность 1": зоны влияния краевого эффекта, характеризующейся снижением внешнего воздействия на 95/>, составляет 1"= 2,5 1о, где 1о — ширина грани. Способ испытания композитных материалов, по которому образец материала, имеющий плоскую грань, нагружают по этой грани самоуравновешенной нагрузкой, измеряют перемещение точек поверхности образца и по величине перемещений определяют зону влияния краевого эффекта, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения зоны влияния краевого эффекта, жестко соединяют грань образца по всей ее поверхности с нагружающим элементом, а нагружение осуществляют путем деформирования этого элемента