Устройство для разгрузки вала от осевых сил

 

Изобретение может быть использовано в центробежных насосах и позволяет повысить надежность устройства путем расширения диапазона регулирования степени конфузорности торцовой дросселирующей щели и снижения динамических осевых колебаний ротора. Торцовая дросселирующая щель 8 образована торцовыми поверхностями (ТП) пяты и разгрузочного диска 2. Полость / 12 В 10 между пятой и корпусом 3 гидравлически сообщена с периферией щели 8 посредством каналов 11, выполненных в пяте. На ТП пяты могут быть выполнены одна или несколько кольцевых канавок 12,сообщенных с каналами 11. На ТП диска могут быть выполнены одна или несколько кольцевых канавок, расположенных напротив каналов 11. Тлкое выполнение устройства обеспечивает компенсацию отгиба диска 2 на нормальном режиме работы при-параллельных поверхностях пяты и диска в нерабочем состоянии, автоматическое регулирование уравновешивающей силы диска 2 в зависимости от колебаний давления жидкости, демпфирование энергии колебаний давления жидкости и гашение гидроударов в насосе, что повышает надежность работы устройства , позволяя выполнить рабочий зазор в щели 8 минимальным и снизить этим расход жидкости через устройство. 7 з.п. ф-лы, 8 ил. I (Л оо о со N)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (gD 4 F 04 D 15/02, 29/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОбРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 615250 (21) 4069144/25-06 (22) 21.05.86 (46) 30.01,88. Вюл. У 4 (75) Ю.М.Груздев (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1143882, кл, F 04 D 29/04, 1984.

Авторское свидетельство СССР

У 615250, кл. F 04 D 15/02, 1976. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ВАЛА

ОТ ОСЕВЫХ СИЛ (57) Изобретение может быть использовано в центробежных насосах и позволяет повысить надежность устройства путем расширения диапазона регулирования степени конфузорности торцовой дросселирующей щели и снижения динамических осевых колебаний ротора.

Торцовая дросселирующая щель 8 образована торцовыми поверхностями (ТП) пяты и разгрузочного диска 2. Полость

ÄÄSUÄÄ1370309 A 2

10 между пятой и корпусом 3 гидравлически сообщена с периферией щели

8 посредством каналов 11, выполненных в пяте, На ТП пяты могут быть выполнены одна или несколько кольцевых канавок 12,сообщенных с каналами

11. На ТП диска могут быть выполнены одна или несколько кольцевых канавок, расположенных напротив каналов 11.

Такое выполнение устройства обеспечивает компенсацию отгиба диска 2 на нормальном режиме работы при-параллельных поверхностях пяты и диска в нерабочем состоянии, автоматическое регулирование уравновешивающей силы диска 2 в зависимости от колебаний давления жидкости, демпфирование энергии колебаний давления жидкости и гашение гидроударов и насосе, что повышает надежность работы устройства, позволяя выполнить рабочий зазор в щели 8 минимальным и снизить этим расход жидкости через устройство.

7 з.п. ф-лы, 8 ил.

1370309

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в центробежных насосах.

Пель изобретения — повышение надежности путем расширения диапазона регулирования степени конфузорности торцовой дросселирующей щели и снижения динамических осевых колебаний ротора.

На фиг.1 изображено устройство для разгрузки вала от осевых сил с кольцевой канавкой, выполненной на торцовой поверхности пяты, продольный разрез; на фиг.2 — то же, с кольцевой канавкой, выполненной на торцовой поверхности разгрузочного диска; на фиг.3 — то же, с кольцевым выступом на торцовой поверхности диска, расположенным напротив кольцевой канавки, сообщенной с каналами; на фиг.4— то же, с кольцевым выступом на торцовой поверхности пяты, расположенным напротив кольцевой канавки, выполненной в диске, и при выполнении каналов в выступе; на фиг.5 — то же, с противолежащими кольцевыми канавками выступами, выполненными по периферии торцовых поверхностей пяты и диска, при расположении на дисках нескольких выступов, .размешенных напротив нескольких канавок, сообщен»ых с каналами; на фиг.6 - то же, с противолежащими кольцевыми канавками выступами, выполненными по периферии торцовых поверхностей пяты и диска прп расположении на пяте нескольких выступов с выполненными в них каналами, а на диске — нескольких канавок, размещенных напротив каналов; ва фш . 7 — то же, в процессе восстановления нормального режима работы; на фиг.8 — геометрическая схема торцового дросселирующего зазора с кольцевыми выступами и канавками трапецеидального сечения °

Устройство для разгрузки вала от осевых сн содержит укрепленный на валу 1 разгрузочный диск 2 и установленную в корпусе 3 пяту 4 с радиальным участком 5, образующим с разгрузочным диском 2 кольцевую камеру 6, сообщающуюся с полостью нагнетания каналом 7, и торцовую дросселирующую щель 8. Радиальный участок 5 пяты 4 выполнен консольным и имеет на внутренней цилиндрической поверхности уплотнительный элемент 9, контактирующий с корпусом 3, а между пятой

1"

4 и корпусом 3 образована полость

10, отделенная от кольцевой камеры

6 указанным уплотнительным элементом 9.

Полость 10 гидравлически сообщена с периферией торцовой дросселирующей щели 8, образованной торцовыми поверхностями пяты 4 и разгрузочного диска ?, посредством каналов 11, выполненных в пяте 4 (фиг.1-6). На торцовой поверхности пяты 4 могут быть выполнены одна (фиг ° 1) или несколько (фиг.5) кольцевых канавок

12, сообщенных с каналами 11, На торцовой поверхности разгрузочного диска 2 г 1гут быть выполнены одна (фиг.2) или несколько (фиг.б) кольцевых канавок 13, расположенных напротив каналов 11. Торцовая поверхность разгрузочного диска 2 может быть снабжена одним (фиг.3) или несколькими (фиг.5) кольцевыми выступами

14, расположенными напротив кольцевых канавок 12, сообщенных с каналами 11.

Торцовая поверхность пяты 4 может быть снабжена одним (фиг.4) или несколькими выступами 15, расположенными напротив кольцевых канавок 13, выполненных в диске 2. Каналы 11 выполнены в выступах 15. По периферии торцовых поверхностей пяты 4 и диска

2 выполнены противолежащие дополнительные кольцевые канавки 16 и выступы 17. (фиг.5 и 6). Все канавки 12, 13, 16 и выступы 14, 15, 17 выполнены трапецеидального сечения (фиг.1-6).

Устройство для разгрузки вала от осевых сил работает следующим образом.

При нормальном режиме работы жидкость из полости нагнетания насоса по каналу 7 поступает в кольцевую камеру 6 и далее, через торцовую дросселирующую щель 8, на слив. Осевая сила уравновешивается силой давления жидкости на разгрузочный диск

2, отгибающей его в сторону от пяты

4. В кольцевой камере 6 давление жидкости устанавливается меньшим, чем в полости нагнетания насоса, из-за дросселирования в канале 7.

В полости 10 находится жидкость под давлением, равным давлению текущей через торцовую дросселирующую щель 8 жидкости в месте сообщения ее с отверстиями 11. Разность давлений в кольцевой камере 6 и в полости

10 изгибает радиальный участок 5 пя1370309

40 ты 4 внутрь полости 10, компенсируя этим отгиб разгрузочного диска 2 от давления жидкости, т,е. устраняя диффузорность торцовой дросселирую5 щей щели, образующуюся из-за отгиба разгрузочного диска 2, что повышает степень использования поверхности диска 2 ° Вместе с тем сохраняется возможность производить притирку 10 параллельных в нерабочем состоянии поверхностей пяты 4 и диска 2.

При нерасчетном режиме работы увеличивающееся в кольцевой камере

6 давление жидкости отгибает ради- 15 альный участок 5 пяты 4 внутрь полости 10, устраняя контакт его с разгрузочным диском 2, и вытесняет жидкость из полости 10 через каналы

11 в торцовую дросселирующую щель 8 Zp под давлением. Это давление практически несжимаемой жидкости действует на разгрузочный диск 2, отгибая его в сторону от пяты 4, и развивает дополнительное усилие, уравновешивая 25 нерасчетную осевую силу и устраняя непосредственный контакт пяты 4 и разгрузочного диска 2 по их периферии, т.е. нерасчетная осевая сила приводит к упругому отгибу разгрузоч- 30 ного диска 2 без контакта его с пятой 4, что обеспечивает гашение возможньгх гидроударов.

Перетекающая из полости 10 в торцовую дросселирующую щель 8 и далее на слив жидкость, а также жидкость из кольцевой камеры 6 дросселирувтся в образовавшемся зазоре между пятой

4 и разгрузочным диском 2, поглощая энергию увеличивающегося давления, и обеспечивая возможность увеличения изгиба радиального участка 5 пяты

4 до величины, ограничиваемой только его собственной упругостью.

Таким образом, широкий диапазон 45 изменения конфуэорности торцовой дросселирующей щели 8, а следовательно, степени использования поверхности разгрузочного диска 2 и его уравновешивающей силы обеспечивает уравно- 50 вешивание переменной осевой силы при неизменном относительно корпуса

3 положении вала 1 насоса, дросселирование вытесняемой иэ полости.10

IKHIIKocTH H IK KocTH> пеРетекаюЩей из кольцевой камеры 6, демпфирует колебания давления жидкости, а упругий отгиб разгрузочного диска 2 гасит возможные гидроудары, Торцовая дросселирующая щель 8 дополнительно служит демпфирующим каналом, а разгрузочный диск 2 — компенсатором гидроударов. Устройство наряду с уравновешиванием осевой силы насоса выполняет функции демпфирования энергии колебаний давления жидкости в насосе, уменьшая динамические осевые колебания вала насоса, и компенсатора гидроудара в насосе, защищая детали устройства и насоса от повреждений.

Полость 10 заполняется жидкостью иэ торцовой дросселирующей щели 8, а значит, восстановление нормального положения радиального участка 5 пяты

4 возможно только после раскрытия торцовой дросселирующей щели 8 и восстановления этим уравновешивающей силы разгрузочного диска 2, так как жидкость имеет большую прочность на разрыв, а полость 10 герметична.

Для уменьшения влияния на демпфирующие свойства торцовой дросселирующей щели 8, образующейся конфузорности ее и увеличения отгиба разгрузочного диска 2 на нерасчетном режиме соединение полости 10 с торцовой дросселирующей щелью 8 выполнено на ее периферии, где абсолютная величина изгиба пяты 4 мала и минимальна жесткость разгрузочного диска 2 на изгиб.

При нерасчетном или аварийном режиме работы возможно запирание торцовой дросселирующей щели 8. При этом прекращается течение жидкости через нее из кольцевой камеры 6. Давление в кольцевой кам ре сравнивается с давлением в полости нагнетания насоса. Это давление передается в резу-. льтате изгиба радиального участка

5 пяты 4 к жидкости в полости 10 и далее, через отверстия 11 и канавки

12 или 13 — на диск 2 (фиг.7). Вследствие очень малой степени сжимаемости жидкости давление в полости 10 достигает максимально возможной величины при незначительной деформации радиального участка 5 пяты 4 и за короткий период времени.

Р

Давление жидкости в кольцевых канавках 12 и 13 развивает усилие, действующее на разгрузочный диск 2, отгибая его в сторону от пяты 4 и уравновешивая нерасчетную осевую силу, устраняя этим непосредственный контакт разгрузочного диска 2 и пяты

4. Жидкость при этом перетекает иэ

5 1370309 замкнутой полости 10 через отверстия р

11, кольцевые канавки 12 или 13 и о черо 3 участок торцовой ц1 оосели1э vto 1 щей щели 8 на слив, обеспечивая воз- ж можность изгиба радиального участка 5 с

5 пяты 4 и увеличение конфузорности торцовой дросселирующей щели 8. Из- б гиб радиального участка 5 пяты 4 щ

30 поддерживае г давление жидкости в кольцевых канавках 12 и 13. Разгру- 10 зочный циск 2 при этом находится на определенном расстоянии Я от пяты

4, создающем определенное гидравлическое сопротивление участка щели 8 (фиг.8). 15

Гидравлическое сопротивление определяется расстоянием 1ч по нормали к боковым поверхностям кольцевых канавки 12 (13) и выступа 14 (15). При этом рассгоянис между разгрузочным 20 д»ском 2 и пятой 4 на участке от кольцевой камеры 6 до кольцевых канавки 12 (13) и выступа 14 (15) будет больше, пропорционально углу между плоскостью торцовой дроссели- 25 рукнцей щели 8 и боковой поверхностью канавки 12 (13) и выступа 14 (15), что способствует распространению давления из кольцевой камеры 6 в торцовую дросселирующую щель 8.

Вследствие увеличивающейся конфузорности дросселирующей щели 8 давление жидкости, находящейся в кольцевой камере 6, распространяясь периферии разгрузочного диска 2, создает дополнительную силу, уравновешивающую осевую силу и воссганавливающую нормальное раскрытие торцовой дросселирующей щели и нормальную работу устройства (фиг.3). После,10 раскрытия торцовой дросселирующей щели 8 конфузорность ее уменьшается заполнением полости 10 жидкостью иэ торцовой дросселирующей щели 8 через отверстия 11. 45

При возможном гидроударе в насосе ударное давление снижается. в результате укаэанного процесса упругим отгибом участка 5 пяты 4 и разгрузочного диска 2, поглощающим энергию удара.

Предлагаемое устройство обеспечивает компенсацию отгиба разгрузочного диска 2 на нормальном режиме работы при параллельных поверхностях пяты

4 и разгрузочного диска 2, образующих горцовую дроссепирующую щель S в нерабочем состоянии, автоматическое регулирование уравновешивающей силы

6 азгрузочного диска 2 в зависимости т колебаний давления жидкости, демпп рова1п е энергии колебаний давления идкости и гашение гидроударов в паосе, что повышает надежность работы устройства, позволяя выполнить раочпй зазор в торцовой дроссепирующей ели 8 минимальным и снизить этим расход жидкости. формула и з о б р е т е н и я

1. Устройство для разгрузки вала от осевых сил по авт.св. У 615250, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения на жности путем расширения диапазона регулирования степени конфузорности торцовой дросселирующей щели и снижения динамических осевых колебаний ротора, полость гидравлически сообщена с периферией торцовой дросселирующей щели, образованной торцовыми поверхностями пяты и разгрузочного диска.

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что полость сообщена с периферией торцовой дросселирующей щели посредством каналов, выполненных в пяте, 3. Устройство по пп,1 и 2, о тл и ч а ю щ. е е с я тем, что на торцовой поверхности пяты выполнена по крайней мере одна кольцевая канавка, сообщенная с каналами.

4. Устройство по пп ° 1 и 2, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что на торцовой поверхности разгрузочного диска выполнена по крайней мере одна кольцевая канавка, расположенная напротив каналов.

5. Устройство по пп.1-3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что торцовая поверхность разгрузочного диска снабжена по крайней мере одним кольцевым выступом, расположенным напротив кольцевой канавки, сообщенной с каналами.

6. Устройство по пп.1 2 и 4, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что торцовая поверхность пяты снабжена по крайней мере одним кольцевым выступом, расположенным напротив кольцевой канавки, выполненной в диске, каналы выполнены в выступе.

7, Устройство по пп,1-6, о т л ич а ю щ е е с я тем, что по периферии торцовых поверхностей пяты и диска выполнены противолежащие дополнительные кольцевые канавки и выступы. е7

1370309

У

7 г.2

Диг. 3

71

14

8 б

У

8. Устройство по пп.1-7, о т л ич а ю щ е е с я тем, что все канавки

11

5 о и выступы выполнены трапецеидального сечения.

Х

У

1370309 г./

1(15) Составитель Л.Анисимова

Корректор Л.Пилипенко

Заказ 388/32 Тираж 574 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д,4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

17

Редактор И,Касарда Техред А.Кравчук

9 фиг. 7

Устройство для разгрузки вала от осевых сил Устройство для разгрузки вала от осевых сил Устройство для разгрузки вала от осевых сил Устройство для разгрузки вала от осевых сил Устройство для разгрузки вала от осевых сил Устройство для разгрузки вала от осевых сил 

 

Похожие патенты:

Насос // 1361384
Изобретение относится к конструкциям подшипниковых опор центробежных насосов

Насос // 1359495
Изобретение относится к конструкциям подшипниковых узлов насосов и позволяет, повысить долговечность узла путем предотвращения контакта поверхностей гидростатических подшипников (П) и вала в период пуска и останова насоса

Изобретение относится к насосостроению и м.б

Изобретение относится к управлению насосными станциями и позволяет повысить надежность путем снижения нагрузок на рабочие элементы насоса при торможении о Вспомогательный насосный агрегат (ВНА) включают в режим турбогенератора и подают питающее напряжение на основной насосный агрегат (ОНА) от ВНА

Изобретение относится к гидро.машиностроению и м

Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет снизить гидравлические потери и предотвратить утечки жидкости из кольцевой камеры

Изобретение относится к гидромашиностроению, более конкретно к установкам погружных центробежных электронасосов, предназначенных для подъема на поверхность газожидкостных смесей, например нефтегазовых
Наверх