Узел трения скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения, нриборостроения и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов , в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента. Целью изобретения является повышение несущей способности узла и улучшение условий самосмазки. Узел трения скольжения включает вал и вкладьш с антифрикционными элементами из поликристаллов сверхтвердых материалов на трущихся поверхностях. Определенное расположение этих антифрикционных элементов, например размещенных по кольцевым дорожкам на расстоянии друг от друга в дорожке 0,2-0,7 диаметра элементов, позволяет достичь увеличения ресурса в несколько раз, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 С 33/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21, 3956303/31-27 (22 . 18.09.85 (46) 07.03.88. Бюл. 11 - 9 (71) Институт физики высоких давлений им. 7. Ф. Верещагина (72) A. В. Довбня, Ю. С. Коняев, Е. Н. Яковлев, B. И. Бугаков и Ю. В. Ярцев (53) 621.822.5(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 775954, кл. В 24 В 5/18, 1978.

Авторское свидетельство СССР

628355, кл. Р 16 С 33/02, 1974. (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, приборостроения и может быть использовано в различных

„„SU„„1379511 А 1 узлах трения механизмов и инструментов, в частности в подшипниках погруженных элек тронасо сов и бурового инструмента. Целью изобретения является повышение несущей способности узла и улучшение условий самосмазки.

Узел трения скольжения включает вал и вкладыш с антифрикционными элементами из поликристаллов сверхтвердых материалов на трущихся поверхностях.

Определенное расположение этих антифрикционных элементов, например размещенных по кольцевым дорожкам на расстоянии друг от друга в дорожке 0,2-0,7 диаметра элементов, позволяет достичь увеличения ресурса в несколько раз. 2 ил.

1379511

25

40 ках.

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов, в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента.

Целью изобретения является повышение несущей способности, абразивной и коррозионной стойкости узла трения скольжения, а также улучшение условий самосмазки.

На фиг. 1 показаны вкладыш (а) и вал (b) с размещенными по трущимся поверхностям антифрикционными сверхтвердыми элементами,вал повернут вокруг вертикальной оси на 180, т.е. та поверхность вала, которая соприка1 сается с поверхностью вкладыша ); на фиг ° 2 — схема размещения антифрикционных элементов по трем кольцевым дорожкам на соприкасающихся трущихся поверхностях.

Узел содержит вкладыш 1 и вал 2 с размещенными в них элементами 3 и 4, а — расстояние между элементами в соседних дорожках, b — расстояние между элементами в дорожках, 1 — шаг размещения элементов в дорожках, l— смещение элементов в соседних дорожРасположение антифрикционных элементов на трущихся поверхностях по кольцевым дорожкам на расстоянии 0,20,7 размера элемента по направлению дорожек и не менее размера элемента между дорожками позволяет при минимальном расходе антифрикционных элементов обеспечить высокую несущую способность, надежно закрепи-.ь элементы в связке, улучшить самосмазку элементов материалом рабочей среды или адсорбирующими газами, исключить их перетирание алмазным шламом. Расположение дорожек ближе, чем размер элементов, неэффективно из-за снижения прочности закрепления элементов и ухудшения выноса шлама.

Многочисленные испытания комбинации пар трения с различными расстояниями между элементами на поверхностях скольжения показали, что только укаэанные значения величин позволяют достигать увеличение ресурса пар трения скольжения в несколько раз, т.е ° в полной мере использовать достоинства алмаза как антифрикционного материала при сохранении высокой прочности конструкции пары трения и обеспечения технологичности ее изготовления. Значения этих величин носят общий характер и не являются технологическими для определенных условий.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Узел трения скольжения, включающий вал и вкладыш с антифрикционными элементами из поликристаллов сверхтвердых материалов на трущихся поверхностях, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и улучшения условий самосмазки, антифрикционные элементы размещены по кольцевым дорожкам íà расстоянии друг от друга в дорожке 0,20,7 диаметра элементов, расстояние между элементами в соседних дорожках не менее диаметра элемента, элементы в соседних дорожках смещены по кольцевым дорожкам на 1/и величины шага элементов в одной дорожке, где п — количество дорожек, при этом элементы на вкладыше смещены в одну сторону, а на валу - в другую.

1379511

Составитель Т. Хромов а

Редактор JI. Лангазо Техред Л.Сердюкова Корректор С. Шекмар

Заказ 961/36

Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул . Проектная, 4

Узел трения скольжения Узел трения скольжения Узел трения скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин

Изобретение относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах , работающих при больших удельных нагрузках и высокой температуре рабочих поверхностей упорных колодок

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения турбореагентов и мощных электродвигателей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для автономной жидкостной смазки низкооборотньгх вращающихся элементов с горизонтальной осью вращения, например муфт свободного хода, подшипниковых узлов с неподвижной цапфой

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к опорным сегментным подшипникам турбомашин,.Цель изобретения - повьшение эффективности работы опоры

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к подшипниковым узлам, работаюшим в условиях измепяюшегося угла наклона к горизонту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной , так и жидкой смазки

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх