Многоступенчатая коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к многоступенчатым коробкам неремены передач (КПП) с Н1естернями постоянного зацепления. Цель изобретения - повьппенио эффективности путем снижения нагруженности фрикционных муфт. Разгон на .чюбой передаче осуществляется на двух последовательно соединенных фрикционных муфтах 22 или 27 и 5, или 22 и И, или 27 и И, переключение всех передач производится на ходу без разрыва потока мопишсти. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 К 1/ 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2!) 3990000/30-!1 (22) 11.12.85 (46) 07.06.88. Бюл. № 21 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (72) А. А. Абдурахманов, Г. С. Савельев, А. II,. Шапкайц и В. А. Вернигор (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1276534, кл. В 60 К 41/00, !985.

„„SU„„1400914 А 1 (54) МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА

ПЕРЕДАЧ ТРАНСГIОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкрстно к многоступенчатым коробкам перемены передачч (КПП ) с шестерня м и постоя иного зацепления. Цель изобретения — повышение эффективности путем снижения нагр женности фрикционных муфт. Разгон на любой передаче осуществляется на днуx послсдoвательно соединенных фрикционных муфтах

22 и 5 или 27 и 5, или 22 и 11, или 27 и 11, переключение всех передач производится на ходу без разрыва потока мощности. 1 ил.

1400914

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к системам трогания, разгона и переключения передач ступенчатых коробок транспортных средств.

Цель изобретения — повышение эффективности работы путем снижения нагруженности фрикционных муфт.

На чертеже изображена кинематическая схема 32-ступенчатой коробки передач.

Многоступенчатая коробка передач состоит из двухпозиционного распределителя 1, гидроаккумулятора 2, исполнительного силового цилиндра 3, фрикционной муфты 4, муфт 5 и 6 с синхронизаторами, шестерен 7 и 8, муфт 9 и 10 с синхронизаторами, фрикционной муфты 11, исполнительного силового цилиндра 12, золотникового распределителя 13, источника 14 давления, двухпозиционного распределителя 15, гидроаккумулятора 16, шестерен 17 — 20, исполнительного силового цилиндра 21, фрикционной муфты 22, шестерни 23, муфт 24 и 25 с синхронизаторами, шестерни 26, фрикционной муфты 27, исполнительного силового цилиндра 28.

На остановке золотник распределителя 13 устанавливается на слив в бустерах исполнительных силовых цилиндров 3, 12, 21 и 28 фрикционных муфт 4, 11, 22 и 27.

Перед разгоном с места с ступицами фрикционных муфт блокируют пары шестерен постоянного зацепления муфтами 24, 25 и 5 с синхронизаторами или 6, 9 или 10. Например, муфтой 24 блокируют пару шестерен 18 и 23 с фрикционной муфтой 22, муфтой 25 — пару шестерен 17 и 26 с фрикционной муфтой 27, муфтой 6 — пару шестерен 7 и 20 с фрикционной муфтой 4, муфтой 9 — пару шестерен 8 и 19 с фрикционной муфтой 11. При разгоне с места золотник распределителя 13 переводят в положение подачи масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 3, 21 или 12, 28 или 12, 21 или 3, 28. Например, при переводе золотника распределителя на вторую позицию происходит подача масла от источника давления в бустера исполнительных силовых цилиндров 3 и 21.

При этом осуществляется разгон с места на фрикционных муфтах 4 и 22. Одновременно масло через двухпозиционные распределители 1 и 15 подается в гидроаккумуляторы 2 и 16 для зарядки. Таким образом, обеспечивается разгон с места на двух последовательно соединенных фрикционных муфтах на любой выбранной передаче коробки передач.

При переключении передач муфтами с синхронизаторами производят предварительную блокировку пар шестерен постоянного зацепления с включенными фрикционными муфтами. При переводе золотника распределителя 13 на третью позицию (золотник

10 t5

55 находился на второй позиции) происходит подача масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 12 и 28 фрикционных муфт 11 и 27. Одновременно источник 14 давления подает масло под торец двухпозиционных распределителей 1 и 15. Пока давление масла, подводимого к бустерам исполнительных силовых цилиндров 12 и 28 включаемых фрикционных муфт 11 и 27, не превысит давления масла в гидроаккумуляторах 2 и 16, они (гидроаккумуляторы), постепенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотникового распределителя 13, поддерживают давление в бустерах исполнительных силовых цилиндров 3 и 21 отключаемых фрикционных муфт 4 и 22, Когда давление масла в бустерах исполнительных силовых цилиндров 12 и 28 включаемых фрикционных муфт 11 и 27 превысит давление масла, создаваемого соответствующими гидроаккумуляторами 2 и 16, золотники двухпозиционных распределителей 1 и 15 сдвигаются и отсоединяют гидроаккумуляторы от бустеров исполнительных силовых цилиндров 3 и 21 отключаемых фрикционных муфт 4 и 22. Гидроаккумуляторы 2 и 16 соединяются через двухпозиционные распределители 1 и 15 с источником 14 давления и заряжаются. Этим создается перекрытие передач. Как видим, при переводе золотника распределителя 13 с второй позиции на третью и обратно происходит выключение соответственно двух пар фрикционных муфт 4, 22 и 11, 27.

При переводе золотника распределителя

13 на четвертую позицию (золотник распределителя находился на третьей позиции) происходит подача масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 12 и 21 фрикционных муфт 11 и 22. Одновременно источник 14 давления подает масло в гидроаккумулятор 2 через двухпозиционный распределитель 1 и под торец двухпозиционного распределителя 15. Пока давление масла, подводимого к бустеру исполнительного силового цилиндра 21 включаемой фрикционной муфты 22, не превысит давления масла гидроаккумулятора 16, он (гидроаккумулятор), постепенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотникового распределителя 13, поддерживает давление в бустере исполнительного силового цилиндра 28 отключаемой фрикционной муфты 27.

Когда давление масла в бустере исполнительного силового цилиндра 21 превысит давление масла, создаваемого гидроаккумулятором 16, золотник двухпозиционного распределителя 15 сдвигается и отсоединяет гидроаккумулятор от бустера исполнительного силового цилиндра 28 отключаемой фрикционной муфты 27. Гидроаккумулятор

16 соединяется через двухпозиционный распределитель 15 с гидролинией питания бустера исполнительного силового цилиндра 21 и заряжается.

1400914

Формула изобретения

Составитель A. Барыков

Редактор E. Папп Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 2529/20 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобрезеннй и открытий

1.13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4

При переводе золотника распределителя

13 на пятую позицию (золотник распределителя находился на четвертой позиции) происходит подача масла в бустера исполнительных силовых цилиндров 3 и 28 фрикционных муфт 4 и 27. Дальнейший принцип работы аналогичен рассмотренному, т. е. аналогичен переводу золотника распределителя 13 с второй на третью позицию. Отметим, что при переводе золотника распределителя 13 с четвертой на пятую позицию и обратно происходит выключение и включение двух пар фрикционных муфт 12, 21 и 3, 28.

Многоступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая два вала коробки передач с шестернями постоянного зацепления, муфты предварительной блокировки шестерен и систему управления коробкой передач, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, золотниковый распределитель, связанный магистралями с гидроуправляемыми муф- 25 тами с исполнительными силовыми цилиндрами, гидроаккумулятор, связанный магистралями с гидроуправляемыми муфтами с исполнительными силовыми цилиндрами, гидроаккумулятор, связанный магистралями через двухпозиционные трехлинейные золотниковые распределители с фрикционными муфтами, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем снижения нагруженности фрикционных муфт, она снабжена третьим валом с шестернями постоянного зацепления, кинематически связанными с соответствующими шестернями одного из двух упомянутых валов, при этом золотниковый распределитель выполнен пятипозиционным шестилинейным, причем первая линия сообщена с источником давления рабочей жидкости, вторая, третья, четвертая и пятая линии сообщены с соответствующими исполнительными силовыми цилиндрами гидроуправляемых фрикционных муфт, шестая линия сообщена со сливом, третья линия шестилинейного распределителя сообщена с первой линией двухпозиционного распределителя и с одной из управляющих полостей последнего, пятая линия шестилинейного распределителя сообщена с второй линией двухпозиционного распределителя и с другой управляющей полостью последнего, причем в первой позиции шестилинейного распределителя вторая, третья, четвертая, пятая и шестая линии сообщены между собой, во второй позиции первая линия сообщена с второй и третьей линиями, четвертая и пятая линии сообщены с шестой, в третьей позиции первая линия сообщена с четвертой и пятой, вторая и третья — с шестой, в четвертой позиции первая линия сообщена с второй и пятой линиями, третья и четвертая линии — с шестой, в пятой позиции первая линия сообщена с третьей и четвертой, вторая и пятая — с шестой.

Многоступенчатая коробка передач транспортного средства Многоступенчатая коробка передач транспортного средства Многоступенчатая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к объемным гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к регулируемым гидропередачам трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к землеройным машинам полуприцепного исполнения

Изобретение относится к полноприводным машинам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидропередачам, предназначенным для изменения и бесступенчатой регулировки скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к автостроению , в частности к трансмиссиям автомобилей

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх