Способ контроля трещин в бандажных кольцах ротора турбогенератора

 

Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения - снижение трудоемкости и упрощение контроля. На обмотку статора 2 подается переменное напряжение промышленной частоты. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии, установленным на бандажном кольце. Величина тока через обмотку статора составляет 0,05-0,1 от номинального тока статора. Нагрев бандажных колец пропусканием тока по обмотке статора осуществляют в случае, если надо обнаружить трещины на наружной поверхности колец. Если же необходимо обнаружить трещины, расположенные ближе . к внутренним поверхностям, более предпочтительным является пропускание тока по обмотке ротора. Величина тока выбирается в пределах от 0,1 до 0,2 номинального тока через обмотку ротора . Данньй способ дает возможность контроля трещин в бандажных кольцах турбогенератора в рабочем положении ротора и не требует его выемки из статора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. с (в (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4076690/24-07 (22) 08. 04. 86 (46) 15.06.88. Бюл. № 22 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (72) Ю.Л.Аронштам, Г. 3. Горбатов и О.И. Ибадов (53) 621. 313. 04 (088. 8) (56) Balogh I., Peter А. Monitoring

stress corrosion cracking of austenitic. steels for endwinding ге ахпю

rings of generator rotors by acoustic, emissions. — Proc. of Int. Conf. of

Electr. Machines. Part.3. September

1982, Budapest р. 863-867. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТРЕЩИН В БАНДАЖНЫХ КОЛЬЦАХ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА (57) Изобретение относится к области электротехники. Цель изобретения— снижение трудоемкости и упрощение контроля. На обмотку статора 2 подается переменное напряжение промышлен—

„„SU„, 1402975 А 1 (ц g G 01 R 31/34, Н 02 К 15/02 ! ной частоты. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии, установленным на бандажном кольце.

Величина тока через обмотку статора составляет О, 05-0, 1 от номинального тока статора, Нагрев бандажных колец пропусканием тока по обмотке статора осуществляют в случае, если надо обнаружить трещины на наружной поверхности колец. Если же необходимо обнаружить трещины, расположенные ближе к внутренним поверхностям, более предпочтительным является пропускание тока по обмотке ротора, Величина тока щ

С2 выбирается в пределах от 0,1 до 0,2 номинального тока через обмотку ротора. Данный способ дает возможность контроля трещин в бандажных кольцах турбогенератора в рабочем положении ротора и не требует его выемки из статора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. Ьиий

1402975

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для ббнаружения дефектов типа трещин в бандажных кольцах турбогенератора.

Целью изобретения является снижение трудоемкости и упрощение процедуры контроля.

На фиг.! показана схема реализациг

< пособа контроля бандажных колец пуРем пропускания переменного тока через статор," на фиг.2 - то же, путем пропускания постоянного тока через ротор, Способ, реализуемый согласно схеме, изображенной на фиг.1, заключает-. ея в следующем.

От блока 1 управления (трансформатор мощностью 180-630 кВт в зависимости от мощности турбогенератора) íà 20

Обмотку статора 2 подается переменное

Напряжение промышленной частоты. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3 и их последующем охлаждении после отключения напряжения, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии, установленным на бандажном коль-. це 3 с помощью липкой ленты,,и аналиЗируются в измерительном блоке 5 сиг- 30 йалов (например, серийный прибор АФ15) акустический эмиссии.

При контроле согласно схеме, изобваженной на фиг.2, на обмотку ротора через контактные кольца 7 от блока

8 управления (возбудитель постоянного

Мока резервный или другой машины) подается постоянное напряжение. Сигналы акустической эмиссии, возникающие при нагреве бандажных колец 3 и их после- 4 дующем охлаждении после отключения

Напряжения, регистрируются преобразователем 4 акустической эмиссии (входит в состав серийного прибора АФ- >

15), установленным на бандажном кольце 3 с помощью липкой ленты, и анализируются в измерительном блоке 5 сигналов акустической эмиссии.

Выбор интервалов значений переменйого тока через обмотку статора от

Î,05 до 0 1 номинального переменного

50 т. ока через обмотку статора и от 0,1 до 0,2 номинального постоянного тока через обмотку ротора связан с тем, Что большие значения тока нежелательны из"за ухудшенных условий охлаждения ротора на остановленной машине, а меньшие будут слабо нагревать бандажные кольца.

В обоих случаях ротор остается неподвижным или периодически поворачивается с помощью валоповорота с целью недопущения деформации вала ротора при нагреве. Температуру бандажного кольца можно контролировать термопарным щупом, а температуру обмотки ро тора — путем измерения ее сопротивления.

Нагрев колец путем пропускания тока по обмотке статора является предпочтительным в случае, если необходимо обнаружить трещины, расположенные с наружной поверхности бандажных колец. Если необходимо обнаружить трещины, расположенные ближе к внутренним поверхностям, более предпочтительным является пропускание тока по обмотке ротора.

Предлагаемый способ дает возможность контролировать трещины в бандажных кольцах турбогенератора в рабочем положении ротора, не требуя выемки ротора из статора и обратной его установки, Формула из обре т ения

1. Способ контроля трещин в бандажных кольцах ротора турбогенератора, закжочающийся в том, что создают напряженно-деформированное состояние в материале колец путем нагрева и последующего охлаждения, регистрируют сигналы акустической эмиссии и по ним судят о наличии трещин, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и упрощения процедуры контроля, кольца нагревают путем пропускания тока по обмоткам электрической машины.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения чувствительности к трещинам, расположенным на внутренней поверхности бандажного кольца, нагрев колец осуществляют пропусканием по обмотке ротора постоянного тока, значение которого составляет 0,1-0,2 от номинального тока ротора.

3. Способ по п. l, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения чувствительности к трещинам, расположенным на внешней поверхности " бандажного кольца, нагрев колец осуществляют пропусканием по обмотке статора переменного тока промышленной частоты, значение которого составляет 0,05-0,1 от номинального тока статора.

1402975

Составитель Ф.Подольская

Редактор А.Маковская Техред М,дидык

Корректор И.Муска

Заказ 2854/36

Тираж ?72 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул., Проектная, 4

Способ контроля трещин в бандажных кольцах ротора турбогенератора Способ контроля трещин в бандажных кольцах ротора турбогенератора Способ контроля трещин в бандажных кольцах ротора турбогенератора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техноло-- гии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьгашенности

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в точном приборостроении и электротехнической промьшшенности

Изобретение относится к технологии производства электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологии электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к техног

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологическому оборудованию и может быть использовано в области электротехники

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин , может быть использовано в приборостроении и электротехнической промьшшенности, преимущественно для изготовления магнитопроводов магнитных головок магнитофонов

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электротехнике и испытательной технике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к способам определения активных и индуктивных сопротивлений рассеяния обмотки ротора асинхронного двигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для испытания разновидных электрических машин поочередно, например асинхронного трехфазного двигателя, синхронной трехфазной машины и машины постоянного тока, по способу взаимной нагрузки

Изобретение относится к электротехнике и позволяет контролировать величину зазора между ротором и статором электрической машины при любой геометрической поверхности статора

Изобретение относится к технологии электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении магнитопроводов статоров электрических машин на электромашиностроительных заводах, в частности, при серийВи&amp; ном изготовлении электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и используется для испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовых электрических машин

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора
Наверх