Устройство для управления многодвигательным электроприводом транспортного средства

 

-Изобретение относится к транспорту , в частности к устройствам для автоматического управления скоростью транспортных средств, и обеспечивает повышение устойчивости. Устройство содерж 1т регулятор 1 напряжения тяговых электродвигателей 2 с датчиками 3тока, подключенными к входам блока 4выделения максимального сигнала, и датчикаьм 5 скорости., пoдключeнны и к входам блока 6 выделения экстремального сигнала. Выход блока 4 и выход блока 6 подключены соответственно к входу регулятора 7 тока и регулятора 8 скорости. Устройство содержит также задатчик 13 скорости, элемент И 14, элемент НЕ 15, блок 16 задания режима движеьшя, включающий .кo mapaтop 17, нуль-органы 18 и 19, элементы 20 и 21 РАВНОЗНАЧНОСТЬ и НЕРАВНОЗНАЧ- , НОСТЬ, элемент НЕ 22 и элементы И 23, 24, задатчик 25 интенсивности изменения движения. Мгновенное значение (О (Л iU ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (l1) д11 4 В 60 1, 15/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3775397/22 — 11 (22) 25.07,84 (46) 23.07.88. Бюл. Р 27 (71) Воропыловградский филиал Государственного проектно †конструкторско и научно-исследовательского института по автоматизации ут ольной промыщленности (72) В.П.Сисев, В.Н.Чернявский и А.Н.Маркелов (53) 629.423 (088.8) (56) Жулев О,Н. и др. Электровоз

Sr-1-3000. Вестник "Электротехничес— кая промьпппенность, Сер. Тяговое и подъемно-транспортное электрооборудование, — М., 1975, У 6. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЪНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ TPAHC—

ПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для ав-1 томатического управления скоростью транспортных средств, и обеспечивает повыц|ение устойчивости. Устройство содержит регулятор 1 напряжения тяговых электродвигателей 2 с датчиками

3 тока, подключенными к входам блока

4 выделения максимального сигнала, и датчиками 5 скорости., подключенными к входам блока 6 выделения экстремального сигнала, Выход блока 4 и выход блока б подключены соответственно к входу регулятора 7 тока и регулятора

8 скорости. Устройство содержит также задатчик 13 скорости, элемент И 14, элсмент HF. 15, блок 16 задания режима движения, включающий компаратор

17, нуль — органы 18 и 19, элементы 20 и 21 РАВНОЗНАЧНОСТЬ и НГРАВНОЭНАЧНОСТЬ, элемент HF. 22 и элементы И

23, 24, задатчик 25 интенсивности изменения движения. Мгновенное значение!

411175 устявки скорости при увспичении или уменьшении величины задания задатчиком 13 скорости формируется задатчиком 25 интенсивности изменения движеч ния и блоком 16 задания режима движе— ния в .виде линейно возрастающег0 или спадающего во времени сигнапа. По веИзобретение относится к транспор"ту, в частности к устройствам для автоматического управления скоростью транспортных средств.

Цель изобретения — повышение vcтойчивости устройства.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого устройства °

Устройство содержит регулятор 1 на. пряжения тяговых электродвигателей 2 с датчиками 3 тока, подключенными ! выходами к входам блока 4 вьщеления

1 максимального сигнала, и с датчика,1 ми 5 скорости, подключенными выходами к входам блока 6 выделения экстремального сигнала, Выходы блоков 4 и 6 подключены к одному из входов соответственно регулятора 7 тока и регулятора

8 скорости с блоками 9 и 10 сравнения и усилителями 11 и 12. Устройство содержит также задатчик 13 скорости,, первый элемент И 14, первый элемент

НЕ 15, блок 16 задания режима двнже- 25 ния, включающий компаратор 17, первый 18 и второй 19 нуль-органы, элемент РАВНОЗНАЧНОСТЬ 20, элемент НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ 21, второй элемент НГ

22, второй 23 и третий 24 элементы И, задатчик 25 интенсивности изменения движения, выполненный на интеграторе

26, первом пороговом элементе 27 и эацатчике 28 ускорения, блок 29 ликвидации избыточного скольжения, включающий задатчик 30 напряжения, второй 35 пороговьп+ элемент 3 1, ключевой эл е мент 32, элемент 33 памяти и первый

34 и второй 35 блоки сравнения, и блок 36 управления режимом движения.

Выход задатчика 28 ускорения подклю40 чен к одному из входов первого порогового элемента 27, соединенного выходом с входом интегратора 26. Выход инличине и полярности сигналов рассогласования на выходах регуляторов 7 тока и регулятора 8 скорости блок 16 формирует режим движения (тягу, выбег, торможение) в зависимости от изменяющихся условий сопротивления движению и заданной скорости, 2 з.п, ф-лы, 1 ил. тегратора, являющийся входоМ задатчика 25 интенсивности изменения скорости, подключен ко второму входу регулятора 8 скорости и к одному из входов компаратора 17, к другому входу которого подключен задатчик 13 скорости. Регулятор.8 скорости подключен выходом к входу регулятора 7 тока.

Вход второго нуль-органа 19 соединен непосредственно с выходом блока 10 сравнения регулятора 8 скорости. Выход регулятора 7 тока подключен к одному из входов первого блока 34 сравнения и к, входу первого нуль-органа, 1

Выход первого нуль-органа 18 подключен к входам первого 14 и второго 23 элементов И, второго элемента HE 22, блока РАВНОЗНАЧНОСТЬ 20, второго порогового элемента 31 и блока 6 выделения экстремального сигнала.

Выход второго нуль-органа 19 подключен к входам блока НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ

21 и. второго элемента И 23. Выход компаратора 17 подключен к входам первого порогового элемента 27, элементам

РАВНОЗНАЧНОСТЬ 20 и НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ

21 и второму элементу И 23, выход которого через первый элемент. НЕ 15 подключен к входу первого элемента

И 14, соединенного выходом с одним из входов блока управления режимом движения, другой вход которого соединен с выходом второго элемента НЕ 22, а третий — с выходом первого блока

34 сравнения. Выходы элементов 20 и

21 подключены к входам третьего эле-, мента И 24, соединенного выходом с входами второго порогового элемента

31 и элементом 33 памяти, выход которого подключен к одному из входов второго блока 3 5 сравнения, другой вход которого соединен с другим вхо1411175

При движении электровоза под уклон, когде действительная скорость превосходит заданную уставку скорости, нуль — орган 19 переключается в ну— левое состояние и сигнал управления тяговым режимом через элемент И 23, элемент HE 15 и элемент И 14 в блок

36 управления не поступает. В этом случае напряжение на тяговые электро55 дом элемента 33 памяти и выходом блока 4 выделения максимального сигнала, а выход — с выходом задатчика 30 на— пряжения. Выход последнего поцключен к другому входу второго порогового элемента 31, соединенного выходом с другим входом блока 34 сравнения.

Устройство работает следующим образом. 10

Мгновенное значение уставки скорости при уменьшении или увеличении величины задания задатчиком 13 скорости формируется задатчиком 25 интенсивности изменения движения и бло- 15

КоМ 16 задания режима движения. Сиг— налы с эадатчика 13 и с интегратора

26 сравниваются в компараторе 17, который в зависимости от знака рассогласования сравниваемых сигналов перехо- 20 дит из одного устойчивого состояния в другое и своим выходным сигналом воздействует на элемент 27,, который реверсирует полярность сигнала с задатчика 28 ускорения. 25

Таким образом, в переходных режимах движения (разгоне, замедлении вплоть до остановки, переходе с уста— новки на уставку) в качестве сигнала мгновенно задаваемой скорости исполь- 30 зуется линейно возрастающий или линейно падающий во времени сигнал с выхода интегратора 26.

После преобразования рассогласования между задаваемой и действительной з5 скоростями в регуляторе 8- скорости и рассо1.ласования токов в регуляторе

7 тока сигнал с выхода последнего поступает на нуль-орган 18, сигнал с которого в зависимости от полярности 40 через элемент И 14 или через элемент

HF. 22 переводит электропривод блоком управления в режим тяги или в режим торможения. После достижения выходным сигналом интегратора 26 . сигнала устав-45 ки скорости с задатчика 13 скорости переходной режим движения завершается, и электропривод переходит в режим ста— билизации заданной скорости движения.

50 двигатели не подается, и электрово находится в режиме выбега.

Если при движении электровоза в режиме выбега действительная скорость относительно JIJгительное время превосходит ".ëllëнную скорость (составпяю— щая веса на уклоне превосходит сопротивление движению), преобразован— ное рассогласование токов на выходе регулятора 7 тока изменяет свою по— лярность, что приводит к изменению состояния нуль †орга 18 и исчезновению сигнала на его выходе, ПоcJle этого элемент HF, 22 перекгючает электропривод через блок 36 управления в режим торможения. При восстановлении положительного рассогласования скоростей, а затем и положительного сигнала на выходе регулятора 7 тока электроприводу задается режим тяги, При разгоне и торможении электро— привод работает, как правило, с повышенным моментом нагрузки, который может превысить предельный момент по условиям сцепления колес с рельсами.

После этогo развиваемый одним или несколькими электродвигателями момент становится больше момента, фактически передаваемого колесными парами составу, и имеющий место избыточный момент электропривода расходуется на сообщение колесным парам дополнительной кинетической энергии (при боксовании) или на заклинивание колесных пар (при юзе) . Я обоих случаях избыточное скольжение характеризуется с одной стороны несовпадением величины, задаваемой интегратором 26 скорости и уставки с задатчика 13, а с другой — изменением знака рассогласования между. задаваемой и действительной скоростями.

При нормальном разгоне, которьп осуществляется в режиме тяги, сигналы с выходов,компаратора 17, нуль— органов 19 и 18 равны логической единице. В случае боксования сигнал с выхода элемента 10 сравнения становится отрицательным, следовательно, сигнал на выходе нуль-органа 19 становится равным логическому нулю, После этого на выходах элемента РАВНОЗНАЧНОСТЬ 20 и элемента НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ

21 присутствуют сигналы логических единиц, которые через элемент И 24 замыкают посредством элемента 31 цень между задатчиком 30 напряжения и блоком 34 сравнения, в котором иэ выход—

1411175 ного сигнала регулятора 7 тока вычитается сигнал с задатчика 30 напряжения. Аналогично воздействие блока 16 задания режима. движения на элемент

32 в случае юза колесной пары при торможении электровоза, однако в этом случае состояния компаратора 17 и нуль-органов 19 и 18 изменяются на дротивополо>кные. Так как в режимах тя-10

il"è и торможения полярность выходного сигнала c: регулятора 7 тока изменяется, для согласования знаков сигналов задатчика 30 и с регулятора 7 эле-, мент 3 1 реверсирует полярность выход- 15

Мого сигнала в зависимости от состоя Мия нуль †орга 18.

Поскольку в переходных режимах дви1кения тяговые электродвигатели могут быть различно нагружены из-за неиден- 20 тичности механических характеристик, а также из-за вариации осевых нагру— зок на колесные пары электровоза, для предупреждения избыточного скольжения в устройство вводят блок 4 выде — 25

Дения максимального сигнала тока из всех измеренных токов якорей многодвигательного электропривода,а для BhI явления наиболее буксующей или юзую цей колесной пары введен блок 6 опре†3p

Деления максимального сигнала скорости при разгоне и минимального сигнала, скорости при торможении, причем пере— ключение блока 6 из одного режима в, другой производится по сигналу с выхода нуль-орraна 18.

Для предотвращения возможных автоколебаний в системе регулирования

Ори ступенчатом изменении управляю цего воздействия на электропривод при возникновении избыточного скольжения колес. в вариантах устройств (либо в устройстве с контролем параметров одного электродвигателя, либо в устройстве с контролем параметров всех, электродвигателей) предлагается из45 менение спгна.ia с вьхода регулятора .7 тока производить B функции разности между величиной тока, измеренной в момент возникновения избыточного скольжения, и текущим значением тока. 50

Для этого сигнал с выхода элемента И поступает на управляющий вхоц элемента 33 памяти, который запоминает величину тока в момент возникновения боксования или юза. Далее с этой величиной сравнивается текущее значение тока, и пропорционально ра.зности изменяется пепи«ина напряжения с задатчика 30, т,е. изменяется величина снижения управляющего воздействия на тяговые электродвигатели. При исчезновении сигнала с элемента И 24, т.е. при восстановлении нормального сцепления копес с рельсами, элемент

33 памяти (например, обратным фронтом сигнала управления) восстанавливается в исходное нулевое состояние.

Формула из обрeт ения

1. Устройство для управления многодвигательным электроприводом транспортного средства, содержащее регулятор напряжения тяговых электродвигателей, регулятор тока, один из входов которого соединен с BhK.одом од— кого из блоков выделения максимального сигнала, подключенного входами к датчикам токов электродвигаTелей, а другим входом — к одному из выходов регулятора скорости, подключенного одним входом к датчику скорости электродвигателей, задатчик скорости, задатчик интенсивности изменения скорости, блок ликвидации избыточного скольжения, блок задания режима движения, блок управления режимом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с це— лью повышения устойчивости, оно снаб-. жено первыми элементами И и НЕ, задатик интенсивности изменения скорости включает в себя интегратор, первый пороговый элемент и задатчик ускорения, блок задания режима вкдючает в себя элементы РАВНОЗНАЧНОСТЬ и НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ, второй и третий элементы И, второй элемент НЕ, компаратор и нуль-органы, а блок ликвидации избыточного скольжения — задатчик напряжения, второй пороговый элемент ключевой элемент, первый блок сравнения, один из входов которого соединен с выходом регуля-ора тока и входом ключевого элемента, а выход †.с одним из входов блока управления режимом, подключенного выходом к входу регулятора напряжения тяговых -.ïåêòродвигателей, вторым входом — к выхо— ду второго элемента НЕ„третьим входом — к выходу первого элемента И„ один вход которого через первый элемент HE подключен к выходу второго элемента И, а другой вход — к выходу первого нуль-органа, к входу второго . лемента H Е, к одним из вхоцoD вт ор ого элемента И, элемента РЛБНОЗНАЧ1411175

Составитель Л.Резинкова

Редактор И.Горная Техред Л.Олийнык

Корректор М.Шар ощи

Заказ 3606/16 Тираж 569

Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

НОСТЬ и к управляющему входу второго порогового элемента, соединенного с выходом задатчика напряжения, а вы— ходом — с одним из входов ключевого 5 элемента, другой вход которого подключен к выходу третьего элемента

И, при этом задатчик ускорения подключен к одному из входов второго порогового элемента, соединенного выходом с входом интегратора, вход которого подключен к другому входу регулятора скорости и к одному из входов компаратора, соединенного другим входом с задатчиком скорости, а выходом - с другим входом элемента

РАВНОЗНАЧНОСТЬ, другим входом второго элемента И, другим входом второго порогового элемента и с одним из вхо дов элемента НЕРАВНОЗНАЧНОСТЬ, другой 20 вход которого и третий вход второго элемента И подключены к выходу второго нуль-органа, подключенного входом к.другому выходу регулятора скорости.

2. Устройстно по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабже- но дополнительными датчиками скорости электродвигателей и блоком выделения экстремального сигнала, информационный вход которого соединен с датчиками скорости тяговых двигателей, управляющий вход соединен с выходом первого нуль-органа, а sbrxorr, — с одним из выходов регулятора скорости.

3. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок ликвидации избыточного скольжения снабжен элементом памяти и вторым блоком сравнения, один из входов которого подключен к выходу блока выделения максимального сигнала, связанному с одним из входов элемента памяти, а другой вход — к выходу элемента памяти, другой вход которого соединен с выходом третьего элемента И, при этом выход второго блока сравнения подключен к входу задатчика напряжения.

Устройство для управления многодвигательным электроприводом транспортного средства Устройство для управления многодвигательным электроприводом транспортного средства Устройство для управления многодвигательным электроприводом транспортного средства Устройство для управления многодвигательным электроприводом транспортного средства Устройство для управления многодвигательным электроприводом транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту и предназначено для использования при регулировании систем автоматического управления параметрами тяговых электродвигателей

Изобретение относится к области электропривода и может быть использовано для управления тяговыми двигателями транспортного средства, например локомотива

Изобретение относится к автоматике и предназначено для контроля и регистрации скорости движения подвижного состава

Изобретение относится к рельсовому транспорту с тягой от воздушного винта

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть применено для управления электрооборудованием транспортных средств с электротягой

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано на транспортных средствах с электротягой

Изобретение относится к электрооборудованию подвижного состава железных дорог, а именно к способам регулирования тока в микропроцессорных системах управления тяговым электроприводом

Изобретение относится к устройствам для регулирования тягового электропривода автономного транспортного средства

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для управления тяговым электроприводом электровоза переменного тока с двигателями независимого возбуждения

Изобретение относится к средствам автоматического контроля движения поезда и предназначено для работы в системах автоматизированного управления движением поездов метрополитена

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности, к электроприводам электромобилей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования на тепловозах и большегрузных автомобилях, оборудованных электрической силовой передачей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения при создании модульных транспортных платформ особо большой грузоподъемности и может быть использовано для управления транспортными средствами с индивидуальным электроприводом колес

Изобретение относится к области транспорта, в частности к устройствам для автоматического регулирования скорости движения тягового подвижного состава

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к приводу транспортных средств и может быть использовано в качестве электропривода электромобилей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления тяговыми синхронными электродвигателями с независимым возбуждением в приводах транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к устройствам передачи на железнодорожный подвижной состав сигналов о допустимой скорости движения по путям перегонов и станций и управления допустимой скоростью движения поезда
Наверх