Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима

 

Изобретение относится к защите герметизированных электродвигателей и может быть применено в погружных установках для нефтепромыслов. Целью изобретения является увеличение функциональных возможностей, т.е. осуществление контроля верхнего порогового уровня нефти и контроля допустимого порогового уровня температуры погружного электродвигателя. Генерируемые генератором 5 сигналы с частотой F через конденсатор 6,трансформатор 2, кабель 26, электродвигаf Y .Г (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECflYB JlHH

„„SU„„1427473 A1 (51) 4 Н 02 Н 7/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО;ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4218230/24-07 (22) 23.02.8? (46) 30.09,88. Бюл, Р 36 (72) И.Г.Гумеров (53) 621.316,925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 680103, кл. Н 02 Н 7/08, 1977.

Авторское свидетельство СССР

У 1282256, кл. Н 02 Н 7/08, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АНОРМАЛЬНОГО

РЕЖИМА 5?) Изобретение относится к защите герметизированных электродвигателей и может быть применено в погружных установках для нефтепромыслов. Целью изобретения является увеличение функ« циональных возможностей, т.е. осуществление контроля верхнего порогового уровня нефти и кочтроля допусти " мого порогового уровня температуры погружного электродвигателя. Генерируемые генератором 5 сигналы с частотой F через конденсатор б,трансформатор 2, кабель 26, электродвига1427473 тель и конденсатор 8 поступают в мостоиую схему 9. Дальнейшее прохождение сигналов зависит от состояния ключа 11, определяемого состоянием термоэлемента 12. Если температура двигателя вьппе нормы, то ключ II зак рыт. Если температура двигателя в пределах нормы, то ключ 11 открыт.

В этом случае вмсокочастотные сигна1 лы через диоды 13 и l4> резисторы

15 и 1 7, 20 и 21, диоды 18 и 19 воз;вращаются на вход второго вывода ге, "нератора 5. Выходные сигналы контроИзобретение относится к защите герметизированных электродвигателей и может быть применено в погружных установках для нефтепромыслов.

Цель изобретения — расширение

Функциональных возможностей путем осуществления контроля верхнего порогового уровня нефти и контроля допустимого порогового уровня температуры погружного электродвигателя, На фиг.l представлена функциональная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - блок-схема нефтяной сква-.

;жины; на фиг. 3 - схема измерительно- исполнителъного блока; на фиг. 4— схема электронного ключа. . Устройство содержит магнитный пускатель 1 с силовыми контактами для включения в фазовые провода, питающие электродвигатель, через силовой трансформатор 2, первичная и вторичная обмотки которого соединены в звезду, катушку 3 управления магнитным пускателем, соединенную с выходом измерительио-исполнительного блока 4, генератор 5 высокой частоты, одним выводом соединенный с первым разделительным конденсатором 6, датчик 7 влажности нижнего уровня, одним выводом соединенный с клеммой для заземпения, второй разделительный конденсатор 8, диодиый мост 9, соединенный своим первым выводом ггеременного тока через второй разделительный конденсатор 8 с нейтралью об3 моток статора погружного электродвилируются Hà резисторах 20 и 21 измерительно-исполнительным блоком 4. Величина выходных сигналов на резисторах 20-21 азависит от положения уровня нефти в скважине и температуры корпуса электродвигателя. Погружной электродвигатель отключается, когда уровень ниже обоих датчиков; когда температура корпуса электродвигателя больше допустимой Фзрмьц когда уровень нефти, поднимаясь выше уровня нижнего датчика, не достигает датчика верхнего уровня. 4 ил.

2 ,гателя, стабилитрон I О, соединенный параллельно с электронным ключом Il и выходом диодного моста 9, термоэлемент 12, соединенный одним выво5 дом с входом электронного ключа Il а вторым — с минусовым выводом диод° ного моста, первый диод 13 анодом, .а второй диод 14 катодом соединен с вторым выводом диодного моста по переменному току, первый резистор 15, соединенный первым выводом с катодом первого диода, датчик 16 влажности верхнего уровня, первым выводом сое" диненный с первым выводом первого резистора 15, второй резистор 1 7,соединенный первым выводом с анодом второго диода 14 и первым выводом датчика 7 влажности нижнего уровня, при этом вторые выводы первого и второго резисторов и вторые выводы датчиков влажности соединены с заземлением, третий диод 18 катодом, а четвертый диод 19 анодом соединены

5 с вторым выводом генератора 5 высокой частоты, третий резистор 20, соединенный первым выводом с анодом . третьего диода 18 и первым входом измерительно-исполнительного блока

0 4, четвертый резистор 21, соединенный первым выводом с катодом четвертого диода 19 и вторым входом измерительно-исполнительного блока 4,при этом вторые выводы третьего 20 и четвертого 21 резисторов соединены с заземлением, а второй вывод первого разделительного конденсатора 6 з

14274 соединен с нейтралью вторичных обмоток силового трансформатора 2.

Нефтяная скважина (фиг.2) содержит погружной электродвигатель 22, 5 насос 23 скважинный трубопровод 24, трубопровод 25 для откачки нефти, высоковольтный кабель 26 и силовую подстанцию 27.

Устройство работает следующим образом.

Генерируемые генератором 5 сигналы с частотой F через конденсатор

6, трансформатор 2, обмотки статора электродвигателя и конденсатор 8 поступают в диодный мост 9. Дальчейшее прохождение сигналов зависит от состояния электронного ключа 11 определяемого состоянием термоэлемента 12. Если температура двигателя 20 вьппе нормы, электронный ключ 11 закрыт. Если температура двигателя в пределах нормы, то ключ 11 открыт.

В этом случае высокочастотные сигналы через диоды 13 и 14, резисторы 2Б

15 и 17, 20 и 21 и диоды 18 и 19 возвращаются на вход второго вывода генератора 5. Выходные сигналы контролируются на резисторах 20 и 21 измеритепьно-исполнительным блоком 4.

В предлагаемом устройстве могут иметь место пять состояний.

Первое состояние. Температура погружного электродвигателя (ПЗД) находится в пределах допусковой нормы.

Уровень нефти в скважине находится вьппе датчика 16. В этом случае дат- чики 16 и 7 шунтируют резисторы

15 и 17. На резисторах 20 и 21 виде.ляются максимальные сигналы, которые 1О условно обозначим уровнем " !", Измерительный блок 4 включает магнитный пускатель 1.

Второе состояние. Температура погружного электродвигателя в пределах нормы. Уровень нефти, снижаясь, становится ниже уровня датчика 16.

В этом случае резистор 15 не шунтируется датчиком 16, а резистор 17 шунтирован датчиком 7, Это вызывает выделение на резисторе 20 уровня сигнала, равного "0", а на резисторе 21 — "+1". При этих состояниях измерительно-исполнительный блок 4 продолжает выдачу питания на погружной электродвигатель.

Третье состояние. Температура погружного электродвигателя находится в пределах нормы. Уровень нефти, снижаясь, становится ниже уровня датчика 7 нижнего уровня. При этом резисторы 15 и 17 перестают шунтироваться датчиками 16 и 7. На резисторах уронни сигналов становятся равными "0".

Измерительный блок 4 отключает магнитный пускатель 1, прекращая питание двигателя.

Четвертое состояние. Температура электродвигателя вьзпе допустимой нормы. Б этом случае термоэлемент 12 запирает электронный ключ 11 и на резисторах 20 и 21 имеет место уровень сигналов "0". Измерительный блок 4 отключает питание электродвигателя, Пятое состояние, Температура погружного электродвигателя в норме.Уро- вень нефти, подним" ÿñü,,становится вьпне датчика 7. В этом случае резистор 15 не шунтируется датчиком 16, а резистор 17 шунтируется датчиком 7.

Соответственно на резисторе 20 имеет место уровень сигнала "0"„ а на резисторе 21 — уровень "1", т,е. аналогичные второму состоянию. Однако ь;з" мерительно-исполнительный блок команду на включение электродвигателя не подает до тех пор, пока не образуется первое состояние.

Измерительно-исполнительный блок

4 (фиг.3) состоит из компаратора 28 ныходчых сигналов нижнего уровня, подключенного к резистору 21, составных транзисторов 29 и 30, реле 31 с контактами 32„ ннертора 33, подключенного к резне гору 20, компаратора

34 выходных и..налов верхнего уровня, составных транзисторов 35 и 36, реле 37 с контактами 38-39 и источника 40 питания.

Принцип работы схемы при различных состояниях заключается в следующем.

При первом состоянии на резисторе

20 присутствует уровень "-1", а на резисторе 21 уровень "+!". Следовательно, компаратор 28 находится в сработанном состоянии и выдает сигнал открытия состанньм транзисторам

29-30. Реле 3!, срабатывая, замыкает свой замыкающий контакт 32, подавая

IIHTpHHe H3 источника 40 питания На составные транзисторы 35-36. Уровень

"-1" сигнала на резисторе 20 нннертируется инвертором 33 и оценивается компаратором 34, который открывает составные транзисторы 35-36, вызывая срабатывание реле 37. При этом

Все это позволяет повысить надежность и долговечность работы электродвигателя и нефтяной скважины.

Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима, содержащее магнитный пускатель с силовыми контактами для включения в фазные провода, питающие электродвигатель через силовой трансформатор, первичнав и вторичная обмотки которого соединены в звезду, катушку управления магнитным пускателем, соединенную с выходом измерительноисполнительного блока, генератор высокой частоты,. одним выводом соединенный с первым разделительным конденсатором, датчик влажности нижнего уровня, одним выводом соединенный с заземлением, второй разделительный конденсатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, оно дополни3 тельно снабжено датчиком влажности верхнего уровня, диодным мостом,стабилитроном, электронным ключом, термоэлементом, первым, вторым, третьим и четвертым диодами, первым, вторым и третьим резисторами, при этом диодный мост своим первым выводом переменного тока через второй разделительный конденсатор соединен с клеммой для соединения с нейтралью обмоток статора электродвигателя, стабилитрон соединен параллельно с электронным ключом и выходом диодного моста, термоэлемент соединен одним выводом с входом электронного ключа, а вторым - с минусом диодного моста, первый диод анодом, а второй катодом соединены с вторым выводом диодного моста по переменному току, катод первого диода соединен с первым выводом первого резистора и первым выводом датчика влажности верхнего уровня, анод второго диода соединен с первым выводом второго резистора и первым!

427473

6 замыкается контакт 39, вызывая сра - двигателя отличается от прототипа батывание магнитного пускателя 1 и более широкими функциональными воэзамыкание контакта 38, произведя са- можностями, а имени в а именно возможностью моблокировку обмотки реле 37.

При втором состоянии на резисторе РУжного электродвиг У

5 о о элект о вигателя путем конт20 присутствует уровень "0", а на . роля нижнего и верхнего уровней нефрезисторе 21 уровень "+1". При этом ти в скважине и температуры корпуса на входе транзисторов 29-30 присут- электродвигателя, ствует открывающий сигнал, реле 31 находится в сработанном состоянии.

Несмотря на отсутствие сигнала открытия транзисторов 35 и Зб реле 37 остается в сработанном состоянии за мула и з обретения счет самоблокировки контактом 38. 1В Р У

Следовательно, замкнутый контакт продолжает держать магнитный пускатель 1 „ обеспечивая-подачу питания на элект; родвигатель.

При третьем состоянии на обоих ре- 2п зисторах 20 и 21 присутствует уровень

"0" Реле 31 и 37 отключены. СледоваТельно, электродвигатель не получает йитание..

При четвертом состоянии на обоих 26 резисторах 20 и 21 присутствует уровень "0", т.е. как и в предыдущем случае, электродвигатель остановлен.

При пятом состоянии на резисторе

20 присутствует уровень "0", а на ре- 30 зисторе 21 уровень "+1". Реле 3l,ñðàбатывая, замыкает свой контакт 32.

Реле 37 обесточено из-за отсутствия открывающего сигнала на входе тран-. зистора 35. Следовательно, электродвигатель не получает питание. Электродвигатель получит- питание только тогда, когда образуются условия первого состояния.

Электронный ключ 11 (фиг,4) сос- 4п таит из составных транзисторов 41 и

42, делителя напряжения на резисторах 43 и 12. Резистор 12 представляФт собой терморезистор и устанавливается в корпусе электродвигателя. При 45 температуре ниже допустимой кормы резистор имеет большое значение номинала, поэтому ключ ll находится в ,открытом состоянии. При достижении температуры корпуса электродвигателя до опасного порога происходит резкое снижение сопротивления терморезистора 12, что вызывает закрытие ключевой схемы.

В качестве ключа 1 1 могут быть использованы другие известные варианты.

Таким образом, использование устройства защиты погружного электро1427473 выводом датчика влажности нижнего уровня, вторые выводы первого и второго резисторов и вторые выводы датчиков влажности соединены с клеммой для заземления, третий диод катодом, четвертый диод анодом соединены с вторым выводом генератора высокой частоты, при этом анод третьего диода соединен с первым выводом третьего резистора и первым входом измерительно-исполнительного блока, катод четвертого диода соединен с первым выводом четвертого резистора и вторым входом измерительно-исполнительного

5 блока, вторые выводы третьего и четвертого резисторов соединены с клеммой для заземления, а второй вывод первого разделительного конденсатора соединен с клеммой для соединения с нейтралью вторичных обмоток силового трансформатора, питакщего электродвигатель.

1427473

ЮО

Составитель В.Орлов

Редактор А.Лежиина Техред А.Кравчук Корректор М.Васильева Заказ 4859/50

Тираж 651 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима Устройство для защиты погружного электродвигателя от анормального режима 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите трехфазного электродвигателя от несимметричных режимов

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электроустановок в случаях недопустимых отклонений от нормальных режимов работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для тепловой защиты электродвигателей лифтов

Изобретение относится к : лектроте.- нике и может быть использовано в станкостроении , бытовой и специальной технике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателей от работы на двух фазах

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх