Поршень двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить надежность поршня при форсировании двигателя за счет исключения задиров. Компенсаторы 6 напряжения в виде V-образных элементов покрытия (П) 5 выполнены на кольцевых канавках 7 со скошенными краями и расположены равномерно по боковой поверхности юбки , имеющей антифрикционное П. Е качестве П применена механическая смесь порошков на основе меди и твердой смазки. Элементы установлены путем детонационного напыления. Параметры канавок выполнены в соответствии с соотношениями: h,2hn, , где h ( - глубина канавки; Ь - толщина П; b - ширина дна канавки. При охлаждении поршня в П возникают сжимающие тангенциальные напряжения, формирующие нормальные усилия отрыва , приводящие к разрушению П при недостаточной адгезионной прочности. Компенсаторы расчленяют все П на отдельные фрагменты небольших размеров, снижая т.обр. напряжения в них, придают всему П изогнутую волнообразную форму и демпфируют перемещения П, снижая тем самым возникающие напряжения . 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.,SUÄÄ 143?544 А1

m4 F02Р310

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITMA фее A i «i Ä - g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д " ц

Ч юЫ i Я l, (21) 4155603/25-06 (22) 03.12.86, (46) 15.11.88. Бюл. У 42 (72) В.М.Темкин, В.Н.Власенко, Т.П,Балдина, Б.А.Подольский, А.Н.Косовцев, Э.С.Кулик и Б.К,Любецкий (53) 621.43-242.3 (088.8) (56) Патент Франции У 2333961, кл. F 02 F 3/10, 1977. (54) ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность поршня при форсировании двигателя за счет исключения задиров. Компенсаторы 6 напряжения в виде

7-образных элементов покрытия (П) 5 выполнены на кольцевых канавках 7 со скошенными краями и расположены равномерно по боковой поверхности юбр юа&риулм к лвто сномм свидкткльствм ки, имеющей антифрикционное П. В качестве П применена механическая смесь порошков на основе меди и твердой смазки. Элементы установлены путем детонационного напыления. Параметры канавок выполнены в соответствии с соотношениями: h = 2hä, Ь = hр, где h > — глубина канавки; Ьр - толщи" на П; Ь вЂ” ширина дна канавки. При охлаждении поршня в П возникают сжимающие тангенциальные напряжения, формирующие нормальные усилия отрыва, приводящие к разрушению П прн недостаточной адгезионной прочности.

Компенсаторы расчленяют все П на отдельные фрагменты небольших размеров, снижая т.обр. напряжения в них, придают всему П изогнутую волнообразную форму и демпфируют перемещения П, снижая тем самым возникающие напряжения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1437544

Изобретение относится к двигателестроению„ а именно к конструкции пор шней для форсированных двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Цель изобретения - повышение надежности поршня при форсировании двигателя внутреннего сгорания за счет исключения задиров.

На фиг.1 показан предлагаемый пор- 10 шень с покрытием, обп,ий вид; на фиг.2 — фрагмент покрытия (узел Х на фиг.1).

Поршень двигателя внутреннего

:сгорания (ДВС) содержит корпус 1 из 15

1 алюминиевого сплава, запрессованные ! в корпус 1 стальные, детали: вставку, ,2, кольцедержатель 3 и втулки 4, а, òàêæå детонациопное антифрикционное

:покрытие 5, Покрытие 5 имеет в своем 20

,,ñîñòàâå компенсаторы 6 напряжения,, представляющие собой 7-образные эле менты покрытия 5, выполненные путем напыления последнего на кольцевые канавки 7, расположенные равномерно на

25 боковой поверхности поршня. Рараметры кольцевых канавок 7 определя:;ются иэ соотношений дп — ( пп е dï

h„ с и (м м

Поршень двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При работе двигателя внутреннего

35 сгорания (ДВС) поршень нагревается.

Из-за различия в коэффициентах термического расширения (KTP) корпуса 1 поршня (с(м для алюминиевого сплава равен с(м= 24,0 10 ОС ) и покрытия

5 (а и для меди равен с „=17,0 10 С ) в последнем возникают растягивающие тангенциальные напряжения, которые в значительной степени релаксируют в результате пластического деформирования покрытия 5 стенками цилиндра ДВС. Однако при остановке ДВС и охлаждении поршня в покрытии 5 (опять же по причине различия KTP) возникают сжимающие тангенциальные напряжения, формирующие нормальные усилия отрыва, приводящие к разрушению покрытия при недостаточной его адгезионной прочности. Величина этих напряжений зависит от размеров напыленной поверхности. При значительных ее размерах происходит накапливание микронапряжений и увели- . чение их суммарного действия, приводящего к отслаиванию покрытия. Комhq= 2 h„;

= h 1, где h< — глубина канавки;

h > толщина покрытия;

Ь вЂ” ширина дна канавки.

Глубина h кольцевых канавок 7 выбрана равной 2hð, исходя из следующих соображений: глубина h должна быть минимально возможной, дпя того, чтобы, выдерживая необходимый угол наклона стенок канавки, не увеличивать черезмерно ее ширину и обеспечить тем самым возмож но большую площадь поверхности покрытия, контактирующей со стенками цилиндра (участвующий в работе); глубина b должна быть достаточной для того, чтобы при полном срабатывании покрытия в процессе эксплуатации обеспечить сохранение канавки для удержания масла.

Ширина Ь дна кольцевых канавок 7 также выбрана минимально возможной:

Ь h исходя из условия формирова" ния покрытия на дне канавки. При

b(h толщина покрытия на дне канавки будет существенно больше Ьп в связи с явлениями отражения двухфазного детонационного потока от боковых стенок канавки.

Для обеспечения напыления боковых стенок кольцевых канавок 7 и формирования V-образных элементов покрытия боковые стенки скошены под углом не менее 45

Шаг дд между кольцевыми канавками 7 (размер фрагментов покрытия) определяют по формуле (1). Для того, чтобы в адгезионной зоне не возникли отрывные напряжения, необходимо вы" полнение условия размер напыляемой площади, т.е. шаг между кольцевыми канавками; толщина покрытия; коэффициент термического расширения (KTP) материала покрытия, температура на поверхности покрытия;

KTP материала корпуса поршня; температура корпуса поршня.

? к 2hÀ>

Ь =?1п, где h „— глубина канавки

h> толщина покрытия;

Ь вЂ” ширина дна канавки.

2. Поршень по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что в качестве антифрикционного покрытия применена механическая смесь порошков на основе меди и твердой смазки.

Формулаизобретения

1. Поршень двигателя внутреннего сгорания из алюминиевого сплава, содержащий юбку с антифрикционным покрытием на ее боковой поверхности и компенсаторы напряжений в виде V-об20

Составитель А.Гладких (ТехРед А.КРавчУк КоРРектоР P.Кравцова

Редактор А.Ревин

Заказ 5870/33

Подписное

Тираж 505

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

143754 пенсаторы 6 напряжении расчленяют все покрытие 5 на отдельные фрагменты небольших размеров и снижают, таким образом, напряжения в покрытии, 5

При термоциклировании покрытие 5 деформируется, причем основное перемещение происходит вдоль поверхности корпуса I поршня. Компенсаторы 6 напряжения придают всему покрытию 10

5 изогнутую волнообразную форму и

: демпфируют перемещения покрытия 5, снижая тем самым возникающие напряжения. Кроме того, углубления компенсаторов 6 способствуют удержанию мас- ?r„ ла на боковой поверхности поршня. разных элементов покрытия, выполнен" ные на кольцевых канавках со скошенными краями и расположенные равномерно по боковой поверхности юбки, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности поршня при форсировании двигателя путем исключения задиров, V-образные элементы покрытия установлены путем детонационного напыления, а параметры канавок выполнены в соответствии с соотношениями

Поршень двигателя внутреннего сгорания Поршень двигателя внутреннего сгорания Поршень двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (далее ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к методу теплоизоляции поршня двигателя внутреннего сгорания из легкого металла, предпочтительно алюминия или алюминиевого сплава на днище которого сформировано термозащитное покрытие

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к деталям двигателей с поверхностным покрытием

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к области тепловых двигателей и может быть использовано, в частности в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению
Наверх