Мотор-колесо транспортного средства

 

Изобретение относится к моторколесам транспортных средств и может быть использовано в транспортном машиностроении. Цель изобретения - повьшение надежности тягового электродвигателя мотор-колеса путем снижения скорости скольжения контактного

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 В 60 К 7 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАЬ1 ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ollHcAHHE изоБркткния ("", ":

И ABl ОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4168119/27-11 (22) 24.12.86 (46) 23.12.88. Бюл. У 47 (71) Минский автомобильный завод (72) О.Я.Заславский, В.И.Брижанев и Л.В.Шейна (53) 629. 113. 012. 351 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 910480 кл. В 60 К 7/00, 1980, „„SU,, 3445989 А1 (54) МОТОР-KOJKСО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к моторколесам транспортных средств и может быть использовано в транспортном машиностроении. Цель изобретения— повышение надежности тягового злектродвигателя мотор-колеса путем снижения скорости скольжения контактного

1445989 упжетнения его ротора. Мотор-колесо< содержит тяговый электродвигатель, на корпусе которого в подшипниковых опорах установлена ступица

2 колеса. Ротор 10 тягового электродвигателя установлен в подшипниковых опорах внутри корпуса 5 ° На консоль. ном конце 13 ротора 10 установлена подшипниковая опора- 14 коаксиального ротору 10 полого вала 15. Внутри ,полого вала 15 размещены контактные уплотнительные элементы 16,взаимодействующие с консольным концом 13 ротора 10. На шлицевой поверхности

17 консольного конца 13 установлена ведущая шестерня 18 первого планетарного ряда 19 мотор-колеса. Шестерня

18 взаимодействует с сателлитами

2 1, размещенными в водиле 22. Сателлиты 21 введены в зацепление с неподвижной общей коронной шестерней 8.

Полый вал 15 соединен с водилом 22, а кольцевой зазор 29 между ним и корпусом 5 герметизирован контактными уплотнительными элементами 30. 2.з.п, ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к мотор-колесам транспортных средств и может быть использовано в транспортном машиностроении.

Целью изобретения является повышение надежности тягового электродвигателя путем снижения скорости скольжения контактного уплотнения ротора.

На фиг. 1 изображено мотор-колесо транспортного средства, разрез; на фиг. 2 — узел Е на фиг. 1; на фиг.3— мотор-колесо транспортного средства, разрез, вариант исполнения; на фиг. 4 - узел II на фиг. 3.

Мотор-колесо содержит пневматическую шину 1, ступицу 2, тяговый электродвигатель 3, двухрядный планетарный редуктор 4, соединенный со ступицей 2 и тяговым электродвигателем

3 (фиг. 1). На корпусе 5 тягового электродвигателя 3 установлены подшипниковые опоры 6 и 7 ступицы 2, которые зафиксированы неподвижной общей .коронной шестерней 8 и элементами

9 ее крепления. Ротор 10 тягового электродвигателя 3 установлен в его корпусе 5 на подшипниковых опорах

11 и 12. На консольном конце 13 ротора 10 установлена подшипниковая опора 14 коаксиального ротора 10 полого вала 15. Внутри полого вала 15 pasMeщены контактные уплотнительные элементы 16, взаимодействующие с консольным концом 13 ротора 10. На шлицевой поверхности 17 консольного конца 13 ротора 10 установлена ведущая шестерня 18 первого планетарного ряда 19. Шестерня 18 и подшипниковая опора 14 закреплены от осевых перемещений элементом <0 фиксации. Шестерня 18 взаимодействует с сателлитами 21, установленными в водиле 22 первого планетарного ряда

19. Водило 22 опирается на подшипниковую опору 23, установленную на

10 корпусе 5 тягового электродвигателя

3, и соединено с ведущей шестерней

24 второro планетарного ряда 25. Ведущая шестерня 24 установлена в подшипниковой опоре 26 водила 2? BTOрого планетарного ряда 25 . В водиле

27, соединенном со ступицей 2, размещены сателлиты 28, взаимодействующие с ведущей шестерней 24 и неподвижной общей коронной шестерней 8, с которой взаимодействуют сателлиты 21 первого планетарного ряда 19.

Полый вал 15 соединен с водилам 22 первого планетарного ряда i9, В кольцевом зазоре 29 между корпусом 5 тягового электродвигателя 3 и полым валом 15 размещены контактные уплотнительные элементы 30.

Передача мощности от тягового электродвигателя 3 к ступице 2 осу30 ществляется следующим образом.

Ведущая шестерня 18 первого пла нетарного ряда 19 вращается совместно с роторм 10 и через сателлиты 21 приводит во вращение водило 22, полый вал 15 ;ущую шестерню 24 второго

35 планетарного ряда 25. Ведущая шестерня 24 через взаимодействующие с неподвижной коронной шестерней 8 сателлиты 28 приводит во вращение водило

1445989

4 тарного ряда 25. Ведущая шестерня

24 установлена в подшипниковой опоре 26 водила 27 второго планетар5 ного ряда 25. В водиле 27, соединенном со ступицей 2, размещены сателлиты 28, взаимодействующие с ведущеф шестерней 24 и неподвижной общей коронной шестерней 8, с которой взаимо1ð действуют сателлиты 21 первого пла» нетарного ряда 19 Полый вал 15 своим зубчатым венцом 31 взаимодействует с дополнительным зубчатым венцом 32,которым снабжен один из

15 сателлитов 21 первого планетарного ряда 19. В кольцевом зазоре 32 между корпусом 5 тягового электродвигателя 3 и полым валом 15 размещены контактные уплотнительные элементы

20 30.

Передача мощности от тягового электродвигателя 3 к ступице 2 осуществляется следующим образом.

Ведущая шестерня 18 первого пла25 нетарного ряда 19 вращается совместно с ротором 10 и через сателлиты

21 приводит во вращение водило 22 и ведущую щестерню 24 второго планетарного ряда 25. Ведущая шестерня

ЗО 24 через взаимодействующие с неподt вижной коронной шестерней 8 сателлиты 28 приводит во вращение водило

27 второго планетарного ряда 25 и ступицу 2.

Снижение скорости скольжения кон-. тактных уплотнительных элементов 16 относительно консольного конца 13 ротора 10 обеспечивается благодаря вращению контактирующих элементов s

40 одну сторону с разными p ÃëÎÂûìè скоростями. Высокая надежность работы контактных уплотнительных элементов 16 и 30, а следовательно, и герметичность тягового электродвига45 теля 3 достигается при выполнении геометрических и кинематических параметров

G3< (1

+— г,<

) гх

1+— ге

= и °

<5 <о

50 п<о

1 п

27 второго планетарного ряда 25 и ступицу 2.

Снижение скорости скольжения контактных уплотнительных элементов 16 относительно консольного конца 13 ротора 10 обеспечивается благодаря вращению контактирующих элементов в одну сторону с разными угловыми скоростями. При этом абсолютное значение угловой скорости в контакте определяется по формуле где И вЂ” абсолютное значение угловой скорости в контакте;

М вЂ” угловая скорость ротора;

z — число зубьев неподвижной

<< коронной шестерни 8;

z — число зубьев ведущей шесt терни 18 первого планетарного ряда.

Мотор-колесо по второиу варианту исполнения содержит пневматическую шину 1, ступицу 2, тяговый электродвигатель 3, двухрядный планетарный редуктор 4, соединенный со ступицей

2 и тяговым электродвигателем 3 (фиг. 3). На корпусе 5 тягового электродвигателя 3 установлены под- ° шипниковые опоры 6 и 7 ступицы 2, которые зафиксированы неподвижной общей шестерней 8 и элементами 9 ее крепления. Ротор 10 тягового электродвигателя 3 установлен в его корпусе 5 на подшипниковых опорах 11 и

12. На консольном конце 13 ротора

10 установлена подшипниковая опора

14 коаксиального ротора 10 полого вала 15. Внутри полого вала 15 размещены контактные уплотнительные элементы 16, взаимодействующие с консольным концом 13 ротора 10. На шли. цевой поверхности 17 консольного конца 13 ротора 10 установлена ведущая шестерня 18 первого планетарного ряда 19. Шестерня 18 подшипниковая опора 14 закреплены . от осевых перемещений элементом 20 фиксации.Шестерня 18 взаимодействует с сателлитами

21, установленными в водиле 22 первого планетарного ряда 19. Водило 22 опирается на подшипниковую опору 23, установленную на корпусе 5 тягового электродвигателя 3, и соединено с ведущей шестерней 24 второго плане6<4

d>o + "<6

z°, (1 +

3< г<в й» + и < < z3< г%< ъО) в< (<в г2< ) ш<в е

УРН >o<4 «

Где п«число ободОтОВ в минуту ротора 10;

1445989 — число оборотов в минуту полого вала 15, " диаметр контактной поверхности скольжения уплотнительных элементов 16; — диаметр контактной поверхности скольжения уплотнительных элементов 30; — число зубьев неподвижной коронной шестерни 8;

- число зубьев ведущей шестерни 181 — число зубьев сателлита 211

- число зубьев зубчатого венца 31 полого вала 15, — число зубьев дополнительного зубчатого венца 32 сателлила 21; — модуль ведущей шестерни

18 и сателлита 21; — модуль зубчатых венцов

31 и 32, — окружная скорость скольжения в контакте уплотнительных элементов 16 с консольным концом 13 ротора 10; — окружная скорость скольжения в контакте уплот нительных элементов 30 с полым валом 15.

В1В

Zf1

Ш1В окр 16

1. Мотор-колесо транспортного средства, содержащее ступицу колеса, установленную на подшипниковых опоФормула изобретения рах на корпусе тягового электродвигателя, размещенный в ступице редуктор, выходное звено которого связано

:;.о ступицей, а входное размещено на валу ротора тягового электродвигателя, уплотняемого контактным уплотнительным узлом, о т л и ч а ю щ е— е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем снижения скорости скольжения контактного уплотнения ротора, размещенный в зоне соединения тя гово го эле ктродвигателя с редуктором контактный уплотнительный узел включает в себя установленные в корпусе тягового электродвигателя уплотнительные элементы, контактирующие с соединенным с звеном редуктора, имеющим одинаковое по направлению вращение с валом ротора, коаксиально установленным относительно вала ротора полым валом, внутри которого размещены его подшипннковая опора и уплотнительные элементы, контактирующие с уплотняемой поверхностью ротора тягового электродвигателя.

2. Мотор-колесо по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что редуктор выполнен планетарным, а полый вал соединен с его водилом.

3. Мотор-колесо по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что редуктор выполнен планетарным, а полый вал соединен зацеплением с дополнительным зубчатым венцом одного иэ сателлитов.

1445989

1445989

Составитель C. Белоусько

Редактор Н.Лазаренко Техред А. Кравчук Корректор Л, Пилипенко

Заказ бб92/22 Тираж 558 Подписн ое

ВНщПщ Государственного коиитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35 Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к большегрузным транспортнш4 средствам

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для перевозки грузов в установках для бурения шпуров, погрузочных и погрузочнотранспортных машинах

Изобретение относится к i jiaiiciKijT ному машиностроению

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к мотор-колесам самоходных энергонасыщенных кормоуборочных комбайнов

Изобретение относится к приводам машин

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению в частности трансмиссии прицепных и мобильньк сельхозмашин

Изобретение относится к транспортному манжностроению

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх