Способ сварки трением

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ социАлистичесних й=-спжьлин

{51)4 В 23 K "0/12

ГООУДАРстВенный кОмитЯТ . по изоьРетениям и отнРытиям

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4292718/30-27 Ф (22) 27.05.87 (46) 30.12.88.Бюл. У 48

{7I) Научно-производственное обьединение "Анитим" и Московский вечерний металлургический институт (72) З.С.Каракозов, В.И.ьгоров, В.И.Коминов, В.M,Степанов и В.Г.Кусидис (53) 621,791;14(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

1";-ь5,а9921, кл. Б 23 К 20/12, .1974.

Авторское свидетельство СССР

Р 998057, кл. В 23 K 20/12, 1981. (54) СПОСОБ СВАРКИ ТРЕНИЕМ ,{57) Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в машиностроении. Цель изобретения—

„.ЯО„„И476И А1 повышение качества сварного соединен ния, улучшение условий эксплуатации оборудования и снижение припуска на сварку. Для этого частоту вращения заготовки при нагреве сначала уменьшают от ее максимального значения до величины, соответствующей 35% максимального значения, затем вновь увеличивают до максимального значения. После прекращения вращения подстуживают зону соединения до температуры начала полиморфного превращения, Проковку осуществляют в процессе полиморфного превращения с принудительной скоростью дефсрмнрования, равной 10 - 10 с . При этом повышается прочность сварного шва.

2 табл.

1447614

Изобретение относится к сварке, в частности к сварке трением, и может. быть использовано в машиностроении, авиастроении и другпх областях промъппленности.

Целью изобретения является повышение качества сварного соединения, улучшение условий эксплуатации оборудования и уменьшепие припуска на сварку.

Способ осуществляют следующим образом.

С?Уариваемые заготовки закрепляют в эажимных патронах сварочной машины и сообщают шт?инде??ю вращение. После набора максимал ных оборотов Irn??í;.. деля привод отклю-.ают а заготовки вводят B со??рикос??ове??ие с прило,ение, осевого Ус??л??Я. Под действи: г? 20 спп с?сэатъгва????я частота вращения пад..-.ет. ?у ло достижени?? 35% максимальпого ее значения включают привод для повторного раэгс:??а шпинделя. 11аксимальную частоту вращения, осевое 25 усилие, длительность цикла изменения частоты вращения и их количество выбирают таким образом, чтобы припуск на сварку и время нагрева бьгли мини? Оlь)A=У?п? Э 30 ..ри дост..ь?се????и контактными пс ве?ухностями температуры несколько ниже тэмперату. ъ? пу?авле????я металла вращение прекращают v.:подстуживают на воэpухe зону c:оединения до тс мператуъ5 ры начаута ?I»;I??«Qpg??Qro превращсния.

HpQêQâIcó осуществляют в процессе поу???мор}ун",.го превращения с постоян-?Io?I п1?инудительноH скоростью деформирования, 40

П р ?и м е р . Производили сварк"-" образцов диаметром 20 мм из титанового сплава Бт-9 па специальном стенде, ЗB? Qòoâ? .?? закрег?ляли .: эажимных приспособУ;е??Иях стенДа и шпинДСУ?Ьнь?й уэ ел 1 г ередней бабки приводили ва вращение с частотой 600 об/мин. Привод откУвачали от шп?нсдсльиого узла, а заготовки доводили до соприкосновения с

r?- -?У?о;Ф е??? е?/ "1ав ?е??ия Яа.грев а 90 ИДа в

После . нижения частоты вращения до

1610 об/мин в течение 1,5 ч привод повторно под?-;у?ючали к шгиндельному узлу, послецний разгоняли до 4600 об/

/мип, "r,,B, цо начальной частоты вра55 щения. В стадии нагрева продолжительностью .... .ыло испс;льэовано два цикла т?зм анас? частоты вращения 4

Вращение прекращали после нагрева зоны стыка до 1430 20 С, контроль температур осуществляли термопарой на эталонном образце, затем подстуживали зону соединения до t = 990 С о на воздухе (t = 990 С вЂ” температура начала полиморфного превращения для титанового сплава BT-9). Проковку осуществляли при температуре сплава в зоне соединения 950+10 0 (процесс полиморфного превращения) с принудительной скоростью деЬормирования 10 с

В табл.1 приведены припуск на сварку и прочность на растяжение сварных соединений титановых сплавов

ВТ-9, полученных известным и предлагаемым способами.

Влияние принудительной скорости деформ??рования и температуры при проковке на механические свойства сварного соединения представлено в табл.2, а влия????е частоты вращения в стадии нагрева перед повторым вку?ючением привода на условия работы привода следующее:

Частота: ращения Условия рабоперед повторным ты привода включением привода„ об>мин

° l.

2300 (50%, n), 1.610 (35% n) Нормальные

Нормальные

".580 (с35" :, и) Приз??акп заклинивания (BB n = 100% пр.?и:.Та :,.:..ксимальная Bc..-.,"B враще :.;.??, равная 4600 обб/мин), 0 ??сывае?!ъ?1? с "IOOQ6 сварки трени ем позволяет рез?:о г?озъ;с??.гь г?роч-. ность свар;?ого шва.„т.е. поныси-.:ь качество с?3RpHQI о соединени, улу--.-шить условия эксплуатап"I?I оборудования и уменьшить общий припуск нэ сварку.

Формул-.изобретения

Сг?ос< б сварки трением, вклю .:.ающий стадию нагрева, ня которой Осушес?в ляют Периодическое иэмепенис скорости относительного враш-.??ия деталей и стад:сю проковки, о т л и ч а юшийся тем, ITQ> с целью повышения кач-ства сварного соединения, у";ó÷II?åíèÿ условий эксплуатации оборудования и уменьшения припус.ка на сварку„ периодическое изменение скорости вращения на стадии нагрева осуществляют путем ее уменьшения от

144761 4 максимального значения до величины, соответствующей 35Х этого значения, н последующего увеличения вновь до максимального значения, а после окончания нагрева подстуживают зону соединения до температуры начала полиморфного превращения и проковку осуществляют в процессе полиморфного превращения с принудительной ско5 -2 -Ю ростью деформирования 10 - 10 с

Таблица l

Общий при- Прочность Место разрупуск на в МПа щения сварку, мм

Способ сварки, /

1020

Зона сварки

Известный

Предлагаемый

1110

По титановому сплаву ВТ 9

Т а б л и ц а 2

Место разрушение

Относи- Относительное тельное

Температура проковки, С сужение

+ qX удлинение d,X

1,2 10

Зона сварки

1035

1!10

990

17, По образцу из титанового сплава

ВТ9

1230

l0-

1164

910

2,6 -10

Зона сварки

800

Составитель И.Фелицина

Редактор N.Циткинч Техред М.Ходанич Корректор М.Васильева

Заказ 6789/16 Тираж 922 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета но изобретениям и открьггиям при ГЕНТ СССР

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Скорость деформации при проковке, с

Предел прочности на растяже в, МПа

По образцу из титанового сплава

ВТ9

По образцу из титанового сплава

ВТ9

Способ сварки трением Способ сварки трением Способ сварки трением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сварке и может быть использовано при разработке гидравлических приводов осевого сжатия машин для стыковой сварки трением

Изобретение относится к области сварки , в частности к оборудованию для сварки трением, и м

Изобретение относится к области сварки и может быть использовано при разработке машин для стыковой сварки трением одновременно трех деталей под действием общего гидропривода осевого сжатия

Изобретение относится к сварке и м.б

Изобретение относится к сварке, в частности к оборудованию для сварки трением, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства , где применяется сварка трением при производстве сварных изделий из трех деталей, состоящих из длинномерной центральной и взаимоориентированных .относительно друг друга концевых деталей

Изобретение относится к сварочной технике и может найти применение в машинах для сварки трением, в которых передача крутящего момента от двигателя к шпинделю осуществляется зубчатой передачей

Изобретение относится к области свар- .ки трением и может быть использовано при изготовлении изделий типа колес
Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например, при производстве режущего инструмента

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении элементов конструкции электрических установок, например роторов турбокомпрессоров

Изобретение относится к способу сварки трением соединяемых (металлических) элементов или деталей и, в частности, к так называемой сварке трением с перемешиванием, основанной на взаимном полирующем движении или перемещении между щупом из более твердого материала и соединяемыми деталями

Изобретение относится к области сварки трением и может использоваться в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области технологии неразъемного соединения деталей /сварки/ "в стык" и может быть использовано в авиастроении, судостроении и в других отраслях машиностроения и строительства для соединения преимущественно листовых конструкций-панелей, обечаек, корпусов и т.п

Изобретение относится к способу сварки трением с применением нескольких головок для одновременной сварки стыкуемых поверхностей открытых или закрытых профильных рам
Наверх