Способ чистовой обработки зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к чистовой обработке зубчатых колес. Цель изобретения - повышение качества обработки за счет исключения невыглаженных участков. Инструмент реечного типа содержит режущие элементы и следующие за каддым из них выглаживающие элементы. Уголы профиля выглаживающих элементов назначают различ- Hbttoi BE соответствии с лЛвисимостями: ai. ti, -г выг + кЛре - K lt,; et 4 ВЫГ -ре гдев,в,р - угол профиля первого заглаживающего элемента; Уол профиля второго выгла ч живающего элемента;об-g - угол профиля режущего элемента; 1 - расстояние от режущей кромки режущего элемента до оси симметрии первого выглаживающего элемента; 1 - расстояние от режущей кромки режущего элемента до оси симметрии второго выглажившощего элемента; К - (), где Sg - скорость обката; п - часто та вращения инструментального шпинделя; R - средний радиус траектории движения рабочих элементов; m - модуль обрабатываемого колеса; Z - число эубьев обрабатываемого ко .леса. 5 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4060242/31-08 (22) 18.03.86 (46) 30.01.89.Бюл. У 4 (71) Институт сверхтвердых материалов АН УССР и Институт проблем материаловедения АН УССР (72) Н.П,Дудник,М.Г,Сторчак, Н .Я .Корж, П.В.Захаренко, Н.И.Антохин и М.А.Борисов (53) 621.914 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ио заявке У 4036874/31-08, кл. В 23 F 19/00, 1986. (54) СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к чистовой обработке зубчатых колес. Цель изобретения — повышение качества обработки за счет исключения невыглаженных участков. Инструмент реечного типа содержит режущие элементы и следующие sa каждым из них выглажи1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к чистовой обч работке зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение каче| ства обработки. 5

На Фиг.l представлена схема рас- положения режущих и выглажнвающих элементов в инструменте для комбинированной обработки зубчатых колес; на фиг.2 — схема формообразования 10 эвольвентной поверхности зубьев зубчатого колеса при зубонареэании с .последующим выглаживанием; на фиг.3

„„SU„„1454588 А 1

gg 4 В 23 Р 19/00 вающие элементы. Уголы профиля выглаживающих элементов назначают различными в соответствии с мависимостя+ 2 выл вФс 4 в1 в вон

+ K.1; где в, sblr - угол профи». ля первого заглаживающего элемента;

eL в выл — угол профиля второго выгла живающего элемента; К вЂ” угол профиля режущего элемента; 1 - расстояние от режущей кромки режущего элемента до оси симметрии первого выглаживающего элемента; 1 — расстояние от режущей кромки режущего элемента до оси симметрии второго выглаживающего элемента; К - Я : (2ФК.п.ш z)s где S — скорость обката; п - часто та вращения инструментального шпинделя; R — средний радиус траекroрии движения рабочих элементов; ш - модуль обрабатываемого колеса;

z — - число зубьев обрабатываемого ко .леса. 5 ил.

2 сечение А-А на фйг.1; на фиг.4— сечение Б-Б. на фиг.l; на фиг.5— сечение В-В на фиг.l.!

Инструмент содержит режущие элементы и 2 с активной высотой h

Ьв-h,, h>-h и т.д. и следующие за ними выглаживамщие элементы. Выглаживающие элементы 3 и 4 и т.д., сле-. ду вщие непосредственно за режущими элементами расположены на расстоянии 1, от режущей кромки, имеют активную высоту hb . ВыглаSo

hsL

2 йп Rmz iвыг = epee K 4 где в i вы„

М, Во

К = — — — — — — >

2 вnRm z

30 где Б

1 и в r вы r = oL ре к K 1,в е выг реж+ К Ig e о 1

4<

27 п Rm z

3 145458 живающие элементы 5 и 6 и т.д., следующие за выглаживающими элементами

3 и 4, расположены на расстоянии 14 от режущих элементов и имеют актив5 ную высоту ЬЪе. Активная высота выглаживающих элементов выполнена не менее расстояния b от точки контакта режущего элемента с номинальным профилем Г зуба обрабатываемого колеса (рез I-I) до точки пересечения двух соседних резов I-1 и II-II. Угол профиля выглаживающих элементов 3 и 4, следующих непосредственно эа режущими элементами, определяется 15 по зависимости угол профиля первых 2п выглаживающих элементов; угол профиля режущих элементов; расстояние от режущей кромки режущего элемента 25 до оси симметрии первых выглаживающих элементов, скорость обката; — частота вращения инструментального шпинделя;

R — средний радиус траектории движения рабочих элементов;

m — модуль обрабатываемого колеса;

z — число зубьев обрабатываемого колеса.

Угол профиля выглажинающих элемен- 4р тов 5 и 6, следующих за выглаживаю цими элементами 3 и 4, определяется по зависимости с -а выл pe*+ К 1а

45 где е „„- угол профиля вторых выглаживающих элементов;

1 — расстояние от режущей кромки режущего элемента до оси симметрии вторых выглаживающих элементов.

Таким образом, угол профиля первых выглаживающих элементов меньше угла профиля режущих элементов на величи-, ну

8

4 а угол профиля вторых выглаживающих элементов больше угла профиля режущих элементов на величину

Способ осуществляют следующим образом, Инструмент описанной конструкции вводят в зацепление с обрабатывае-мым зубчатым колесом и сообщают им необходимые относительные движения, реализуемые при способе обката.

В процессе формообразования эволь вентного профиля режущий элемент l производит рез, след которого I-I, аналогично режущий элемент 2 - след

II-II. Выглаживающему элементу 3, установленному под углом профиля

eL, = g „- Ь „соответствует след а-а, аналогично выглаживающему элементу 4 — след д-д. Йыглаживающему элементу 5, следующему за элементом 3 и установленному под углом профиля h Ывы„< g pe+ + Q Qz соответствует след б-б, аналогично элементу 6 — след г-г.

Как видно из фиг.2, различие в углах профиля режущих и выглаживающих элементов позволяет исключить необработанные участки эвольвентного профиля зубьев колеса и тем самым повысить качество обработки и эксплуатационные свойства зубчатых колес.

Формула изобретения

Способ чистовой обработки зубчатых колес в условиях обката инструментом реечного типа, оснащенным чередующимися режущими и выглаживающими элементами, размещенными в пределах длины контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью, о т л и; ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества обработки путем устранения невыглаженных участков, обработку ведут инструментом, у которого за каждым режущим элементом размещают два выглаживающих элемента, которые выполняют с различными углами профиля, значения. которых определяют в соответствии с зависимостями

1654%88 где g, . 2 Ью

Ж

2нКпш в реа

1 где Яи

5 угол профиля первого выглаживающего элемента; угол профиля второго выглаживающего эле5 мента; угол профиля режущего элемента; расстояние от режущей кромки режущего элемен- щ та до оси симметрии первого выглаживающего элемента; расстояние от режущей кромки режущего элемента 15 до оси симметрии второго выглаживающего элемента, — скорость обката; — частота вращения инструментального шпинделя;

- средний радиус траектории движения рабочих элементов; — модуль обрабатываемого колеса; — число зубьев обрабатываемого колеса;

1454588

otal®Z

Составитель И.Кузнецова

Редактор Т.Лазоренко ТехредМ.Ходанич Корректор С.Шекмар

Заказ 7387/17 Тираж 831 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям нри ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Способ чистовой обработки зубчатых колес Способ чистовой обработки зубчатых колес Способ чистовой обработки зубчатых колес Способ чистовой обработки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству зубчатых колес

Изобретение относится к маииностроению, в частности к изгЬтовлениго станков для чистовой обработки зубчатых колес методами шевингования или ханингования зубьев

Изобретение относится к машиностроению , в частности к чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к метал;|ообработке, в частности к обработке зубчаты.х колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к отделке торцовых кромок зубьев деталей типа зубчатых колес, и может быть использовано для образования фасок по

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению зубчатых изделий

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к обработке заусенцев на торцах зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки звольвентных зубчатых профилей после предварительного формообразования зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к усовершенствованию зуба шестерни и к способу его изготовления

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к технологии машиностроения

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, упрочняющей обработке зубчатых колес
Наверх