Способ чистовой обработки зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке зубчатых колес . Цель изобретения -- повышение точности обработки за счет обеспечения постоянной нача.;1ьной фазы су.ммарной д.лины кон/ тактных линий. Инструмент 1 располагают на скрешиваюи ихся осях с обрабатываемым зубчатым колесом 2, нрн этом они образуют гиперболоидную пару. Оба элемента гиперболоидной пары устанавливают со смепк - нием от межосевого перпендикуляра вдоль оси колеса, в сторону, соответствующую относительному винтовому движению пары. Величину смещения определяют по зависимости: х (tgocnwoi -tgwi/t a-a sinw vffi, I до , - угол зацепления инструмента с обрабатываемым колесом; с. - yro. i профиля исходного контура; а,, - межосевое расстояние в паре инструмент -- колесо. Такое смешение обеспечивает изменение амп. ипуды колебаний зубьев пары инструмент обрабатываемое колесо. 2 ил. (Л 00 ОС со о го

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 В 23 Е 19 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ а д д щиг f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2!) 4092360/31-08 (22) 21.05.86 (46) 30.05.88. Бюл. № 20 (71) Институт сверхтвердых материалов

АН УССР (72) М. Г. Сторчак и A. В. Суглобов (53) 621.924.6:621.833.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 952484, кл. В 23 Е 21/03, !981. (54) СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес. Цель изобретения -- повышение точности обработки за счет обеспечения постоянной начальной фазы суммарной длины конÄÄSUÄÄ 1399027 А1 тактных линий. Инструмент 1 располагак)1 на скрещивающихся осях с обрабатываемым зубчатым колесом 2, ори этом они образуK)T гиверболоидную пару. Оба элемента гинерболоидной пары устанавливают со сме пением от межосевого перпендикуляра вдоль оси колеса, в сторону, соответствук) щл н) относительному винтовому движению нары.

Величину смещения определяют l)0 зависимости: х= (tgocnw04 tgФ I, tea а !п „ « где х„ъч„угол зацеплс) ия и истру мента с обрабатываемым колесом; с — угол профиля исходного контура; Hw — — межосевое расс1ояние в паре инструмент -- колесо. Такое смещенис обеспечивает изменение амнли)уды колебаний зубьев пары инструмент обрабатываемое колесо. 2 ил

1399027

Изобретение относится к ма ш и (и? строению, в частности к обработке зубчатых колес.

1Лель изоорстсния новы!пенис IO÷íîñTH оорс160т ки зсl (ч(т 00(<. !!(. ч(.<ни я llocTOH H

Ной НВЧс!.lbHOH (1)3ЗЬ(Сс> Л(МВР1!ОЙ ДГIИНЫ hOHT;tктных линий.

1!и фиг. 1 прсдсTÇHC(((13 сx(М3 обработки зубч(1(!(х колсс; tl3 (t)HI. 2 формы зуба

»t«òpó)((It T3, обсснечиваюц(ая линейный конг;iKT с <>браба(ывасмым колс OM.

И ((Отру мент 1 расног(3 г() к>т itг гипсрболоиднук> нару, если инструмснт имеет форму зубьев, цредставлсннуK) на фи(. 2. Инструл(<. нт 1 и ко.!(со " (ного перпендикуляр(1 Вдоль оси колеса В с Горону, соотвстствующук> относительному ВинтоКОМУ ДВИжСНИК> В Парс ИНСтру (СНТ-КОЛССО.

1Зс.!Нс!Ину смещения онрсдсляк>т и<> иривсдснщи! завис имости (сс Я>с>«<1 t g9.

) — а B I I(iJ. м 1. (<> <

I . l(С<, »)) k У cо.(с C(i!i il, х угол профиля исходного контура; станочнс>е мсжоссвос расстояние.

Тс(кос смс(цение <>беснсчив ic(изл(снс нис

;(мцлигуды колсбаний звеньев нары (t(ICTpx л1(снч обраосl Гь(Ва(л(0(KO. (CCÎ. В !>с :ь>с,(ЬТC(Ü ОСИ КОЛСC3 И НО МерС ИЗНОСа ИНстру мсtlTс Ы с<1 <(PII BH;I,, 1 И Н с(КОН тактных ?!Нний, поскольку суммарная д.чина контактнь!х линий ((.,1,К, 1) lli>0(10pl(HOH3льtI CH Tll К) В Заl(cI(, l(ни И ..? <1 5(Xt Bbl (10,(k(51 tнарамстричссKOI<) огибания семейства боковых нс>верхностсй:ьуоьсв ко,1(са бс>ковыми новер.<н(>стих(и:ьубьс!ь инстру мента, т. е. Для лин l(H(?i 0 контакта инСтРЛ Л!Сита И КС>ЛСС3., )>СТ((НОВЛСНО, ЧтО фаЗа !.1К,(1 изменяется (tpo(t<>pi(HOlidлыщ> и:ьн

0Т расположения инструмс нта и к<>лс 3 Отkl<)cи Tc, 1 ь но м е +со< с 1101 0 II(.р н(il,lH ксс . (я p3 . 10(Ко,(ЬК>с (10 МС P< ИЗН(?(ñi H IICÒÐÓ <1(II Га V(t()ICTСH фаз;1 с . I,Ix.I и, cc(cäOB;Iòcct(t!0, фаза усилий зуб!Н>вой ч TOTbl, тс> элемс нты (сиклиЧ(. СКОИ 1101 P(>11(Н()(ТИ 06РHО;iЧ Ы (!с(С "11>1."; hо, 1(>С

ИЗM(. НЯК) Гс Я В СОО I В(>Т(Тl)HИ с ltЗE(0(Ол(И IIcтрумснт3. Кроме TO(0, изменяется динамис(ЕСКОС СОСтС>ЯНИС тСХНОЛОГИЧС СКОй СИСтСМЫ, B

Чаети<>етн СС <ВМНЛИтУДНО-(!>(1:Ьо!ЬЫС ЧВСтОтНЫС

Х 1 р <1 К Г(р И C T I t К И, I I ОС К О. 1 t> K X с, !Но — ЧВСТО 1 II Ы И С ОС Г 311 сс СИ,ЧI(й.

Изл(с(«.1(1<1< .CKOI » COCTOHIIII и I(XHOлогичссKOII абис!с ((I(,l нри!10;!И.(к (н>терс лстойчивости обработки и износа инструмента, а это, в свок> очередь, снижает точность обработки. (1ля исключения этих негативных явлсний неof)xo,1Hx10 поддерживать фаьл (., I,К. I ностояннои llo мере износа инструмснта.

11ри этом установлсно, что знак фазы

С., 1К. 1 зависит от того, в какую сторону смещается инструмснт или колеco вдоль оси колеса.

Вдоль оси колеса в сторону, соответствуюIll x к> относитсльнол!у Винтовомх движению

В наре инструмент-колесо.

Координата смсl!i(ния инструмента или ко.l(.са ВдОль Оси коле(.3 и(до.ч?кна !!ревыи!Вть половину ширины зуочатого венца инсчрумснта или колсса. Это объясняется тем, что нри сдвиге, большем 0,5h,(или 0,5hl, 113

20 и обрабатывасмог0 колеса из одноцарамет-!

»«ic< hoi 0 превратится В;с(ьухнараметричсское, линейный контакт в зацеплении иерей I(. T В:зона.ч1>Hh(H. 3:ьатсл(и В точ(.чный. IpH этом лс?!Овия зацепления описываются другил!и ьакономсрностями. 1! ри правом HBllpHBл<. нии линии зубьев инструмента (фиг. 1) нерв< K) Н<1! p$ 3KX . 11» м(р( ин тру мента (умс ньшаегся мсжосев<)с расс!Оянис 3-1 изменяется có÷ì3ðí3H,ëëHH3 контактных линий инструмента с колесом. ! с IH кол1!!снсации этого изм(.н(. ния KO.I((.О 2 усч;(навливак>т с к<>рр(кт(ipую;цим смещением и <>но занимаеT носледоватсльньц ноло35 +"ния 6 " " ч- - !. )?ели ина к"ррс ктирлк

Н (Г 0 С М (Н (I l H 51 Т с! К ?К (. O I! P (., > (. Л Я ЕТ С Я Н 0 I l P HВ«денной зависимости. 1сорстичсски смещение инструмсllò3 или колеса в !оль оси колеса необходимо производить нс!!рсрывно, В соответствии с износом инструмента (умень4О н(енисм межс>ссвого расстояния и угла станочного зацепления) . Однако в реальных условиях такое изменение затруднено из-за малых величин смещения (в особенности нри H(нользова. ии инструментов, оснащен45 ных свсрхтвердыми материалами). 11оэтому в нроизводсTâåHíûx условияx цел cooбразtlo такое смс щение осущсс гвлять дискретно, на!(ример во время правок инструмента., ),аннос относительнос смещснис нозво.(Hсч обеспечить обработку зубчатых колес с постоянной величиной циклической ногрс Вности на 1!ротяжении вес>го нерио;(а стойкости инструмента. Лл(иг!Нту13 усилий, дейcтвующHx в зацеплении инструмент-колесо с зубцовой и кратными сIO частотами, л меньн(астся B среднем на 60% но сравнению с

55 извес(HblMH способами обработки. Это позво,I5(((снизить погр IIIHOcTh эвольвенты и шагd

I3ll(IIлсния на, 10 40% и повысить стойK0(òb инструменты н3 30%.

1399027

Формула изобретения!

Еа О1 Яа

Х вЂ” — а» 51Пин»н>, t g(x (.оставитель И Кузнецова

Ре:>актор Л . Гол ин ич Тех реп 11. 13<. рес Корректор В. Ьутнга

Закал >;3((5 13 Тираж H(3() 11одиисное

BHII III 1 I I РосLë>ðe T>(åíí<>ã<> комитета (.(.(.Р но плач ии<>6ретений и о> лрь>ти><

113(3,35, Москна, Ж З5, ау>нск;»(на6., (-Г 5

Г!р<>ианолстненн() >1().»(< ра<ри не>()e ир(лиринтие. I Уж> оро,>. у.> (1рое>T>(>н. 4

Способ чистовой обработки зубчатых колес инструментом, образующим с колесом гиперболоидную пару с линейным контактом, элементам которой сообщают относительное винтовое движение, отличающийся тем, что, с целью повышения точности обработки за счет обеспечения постоянной начальной фазы суммарной длины контактных линий, один из элементов пары устанавливают со смещением относительно межосевого перпендикуляра вдоль оси колеса в сторону, соответствующую направлению относительного винтового движения, при этом величину смещения определяют llo зависи5 мости

10 где а .(> — угол станочного зацепления; о(— угол профиля исходного контура; а. — станочное межосевое расстояние.

Способ чистовой обработки зубчатых колес Способ чистовой обработки зубчатых колес Способ чистовой обработки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к области изготовления зубчатых колес средней и высокой твердости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при чистовой обработке зубчатых колес, к качеству изготовления которых предъявляются повьш1енные требования

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству зубчатых колес, и может быть использовано при притирке (обкатке) зубчатых колес многопоточных редукторов в собственном корпусе

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к технологии упрочняющей обработки и нанесения покрытий на зубчатую поверхность цилиндрических деталей машин

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к инструментам для обработки зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых передач

Изобретение относится к области обработки конических зубчатых колес резанием и тонким пластическим деформированием

Изобретение относится к области финишной обработки деталей, а именно к приработке зубчатых пар на установках по схеме замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой с инструментами , с использованием электроммпупьскых, электроэрозионных и подобных методов обработки

Изобретение относится к машиностроению , в частности к чистовой обработке зубчатых колес
Наверх