Ротор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа. Ротор электрической машины содержит обмотку с непосредственным газовым охлаждением, которая выполнена из прямоугольных проводников, образующих пучок, расположенных друг под другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев. Газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы соединены с отверстиями, проходящими радиально через пазовый клин, что приводит к уменьшению перегрева в зоне выхода газа. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„14 9 4 (я) 4 Н 02 К 3/24

3;Е:0". рт 1 ;;

Е, :Б» .-:Н.»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТЪ(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изОБРетениям и ОткРытиям

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3945155/24-07 (22) 26.08.85 (31) 4082/84 (32) 27.08,84 (33) CH (46) 07.05.89. Бюл. N - 17 (71) ББЦ АГ, Браун Бовери унд К (СН) (72) Карл Шельхорн (DE) (53) 621 ° 313. 713 (088.8) (56) Руководство по капитальному ремонту турбогенераторов ТГВ-300.—

M. Оргрэс, 1976, с. 160, рис. 36.

ETG Tachberichteu-3 Krafwerks

Generatoren, VDE. Verlag GmbH.

Берлин, 1977, с. 45-54, рис. 8 и 10.!

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к ротору электрической машины с непосредственным газовым охлаждением обмотки.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа.

На фиг. 1 показан ротор электрической машины, аксонометрия, на фиг. 2 — схема осевого смещения газоотводов ротора, на фиг. 3 — схема части газоотводов в одной половине пучка проводников обмотки ротора, на фиг. 4 — модификация схемы, показанной на фиг. 3, с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ.МАШИНБ! (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа.. стор электрической иашины содержит,обмотку с непосредственным газовым охлаждением, которая выполнена иэ прямоугольных проводников, обра зуюших пучок, расположенных друг под,цругом в пазах ротора и закрепленных " помощью пазовых клиньев. Газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы ц

O соединены с отверстиями, проходящими радиально через пазовый клин, что приводит к уменьшению перегрева в зоне выхода газа. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Проводники 1-6 обмотки ротора имеют по два продольных канала 7 и 8, которые ведут к обоим концам ротора. Ж

Газоотводы 9 и 10 смещены вдоль про- 4Р водников так, что оба выхода следуют непосредственно один за другим.

Пучок проводников размещен в пазах

11 прямоугольного сечения, выполненных в теле 12 ротора. Каждый провод-! ник снабжен изоляцией 13 и зафикси- .Ь рован в пазу с помощью клиновой прокладки 14 и пазового клина 15. В зонах газоотводов 9 и 10 предусмотрены перегородки 16 и радиальные каналы

17, проходящие через проводники 1 6.

Все радиальные каналы 17 проходят через пазовый клин 15 и клиновую

3 14790 прокладку 14 и выходят на наружную поверхность ротора.

Через отверстия, пронизывающие все проводники 1-6 обмотки пропущен

5 стержень 18 из изоляционного материала, диаметр которого больше ширины продольных каналов 7 охлаждения.

Этот стержень выполняет функцию средних перегородок 16. 10

В показанном варианте выполнения стержень 18 служит в качестве вспомогательного монтажного средства и для центрирования проводников обмотки во время эксплуатации ротора. Однако он может быть использован и для центрирования пучка проводников в осевом направлении, если, как показано на фиг. 1 пунктиром, стержень входит в отверстие в основании паза 2р и с другой стороны — в соответствующее отверстие в пазовом клине 15.

Перекрытия продольных каналов 7 и

8, играющие роль перегородок 16, могут быть выполнены смятием указанных 25 каналов внутрь до полного перекрытия сечения, как показано на фиг.1.

Перегородки могут быть образованы также тем, что с помощью соответствующего штампа с нижней или с верхней стороны проводника вырубается часть стенкИ продольного канала в виде язычка, который загибается внутрь до соприкосновения с противоположной стороной канала.

Образовать перегородку можно также, например, путем установки со свободного конца проводника вставной детали и ее фиксации в соответст- 4О вующем месте, например, посредством пластической деформации ударом кернера. Такая вставная деталь может быть также выполнена из деформируемого, а затем отверждаемого материала, например, в виде пропитанной синтетической смолой пробки.

Возможен вариант выполнения конструкции ротора, при котором в радиальные каналы 17 установлены изоля- ° ционные трубки 19 (фиг. 4). (Изолирующие трубки, кроме той, что установлена в верхнем проводнике 6, перекрывают обе половины каналов 7 и 8. Изоляционные трубки 19, образующие радиальные каналы, имеют внутренний диаметр, с оотв етс твующий ширине продольных каналов 7.и 8. Проводники 1-6 при таком исполнении мо14

Ф о р мул а изобретения

1. Ротор электрической машины, содержащий, обмотку с непосредственным газовым охлаждением, выполненную из образующих пучок расположенных друг над другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев прямоугольных проводников, имеющих по меньшей мере по два продольных канала охлаждения и по меньшей мере гут состоять из проводящих элементов Е-образного профиля, соединенных стыковым швом 20.

Такое выполнение проводников обмотки имеет то преимущество, что облегчает образование в них отверстий и обеспечивается большая свобода в выборе формы поперечного сечения радиальных каналов l7.

При работе электрической машины охлаждающий газ с обеих сторон ротора под лобовыми частями обмотки входит в полые проводники и разделяется на два потока. Часть газа проходит по проводникам лобовой части обмотки и выходит из полости лобовой части через отверстия в полюсной зоне ротора. Основная часть газа проходит по полым проводникам в продольном направлении и выбрасывается в середине ротора через радиальные каналы.

Благодаря предлагаемому согласно изобретению смещению газоотводных узлов обеспечиваются следующие преимущества: участки проводников, не охлаждаемые непосредственно, охлаждаются потоком газа в соседней половине проводника, газовые потоки в радиальных каналах охлаждения способствуют непосредственному охлаждению участков проводников в газоотводном узле, так как в конструкции практически не имеется мертвых зон, исполнение с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов возможно только с осевым смещением газоотводов, так как иначе наличие мертвых зон приведет к значительному перегреву, меньше ослабляется пазовый клин, так как выходы радиальных каналов распределены на осевой длине, вдвое большей по сравнению с известными машинами, проводники роторной обмотки можно изготавливать из элементов

Е-образного профиля, что упрощает монтаж и обработку.

5 i4790 два смещенных в тангенциальном направлении газоотвода с радиальными каналами от каналов каждого проводника к наружной поверхности ротора на его среднем участке, где каналы

5 охлаждения перекрыты разделительным элементом, причем в местах перекрытия каждая половина каналов охлаждения соединена с одним из радиальных га- 1О зоотводов, выходящих на поверхность., ротора с образованием зоны выхода гааа, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем уменьшения

14 перегрева в зоне выхода газа, газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы соединены с отверстиями, проходящими радиально через па.зовый клин.

2. Ротор по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что газоотводы разме- щены в трубках из изоляционного материала, проходящих наружу до пазового клина с образованием разделительных элементов для вышележащих каналов охлаждения проводников.

Юиг.2

14 79014

Я

17 17 17 17

ЩгА

Составитель А.Воинов

Редактор Г. Гербер Техред А. Кравчук Корректор С.Черни

Заказ 2380/59

Тираж 647

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101

Ротор электрической машины Ротор электрической машины Ротор электрической машины Ротор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашинострое1шю

Изобретение относится к синхронным электрическим двигателям

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники, а именно к выполнению устройства или комплекта из множества устройств, каждое из которых содержит множество вытянутых вдоль продольной оси и уложенных друг на друга в стопку вдоль вертикальной оси стержней обмотки, каждый из которых содержит четыре направленных параллельно к продольной оси и попарно в направлении перпендикулярной к продольной оси и вертикальной оси поперечной оси, лежащие рядом друг с другом, а также лежащие попарно вдоль продольной оси друг за другом канала охлаждения, каждый из которых соответствующим входом входит в одну из двух расположенных примерно соосно относительно продольной оси зону выхода газа и там переходит в направленный под острым углом к вертикальной оси выходной канал

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, предназначенным для электрических машин, используемых, например, для электромагнитного перемешивания жидкого металла на машинах непрерывного литья заготовок

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструктивным элементам охлаждения обмотки ротора явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении в явнополюсных электрических машинах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к особенностям конструктивного выполнения роторов электрических машин
Наверх