Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа

 

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для управления ведомым звеном автопоезда. Цель изобретения - повышение устойчивости движения тележки в тормозном режиме. При движении автопоезда по криволинейной траектории рама 1 полуприцепа с помощью рычагов 8,9 поворачивает кинематически связанную с ней переднюю ось 4 двухосной тележки полуприцепа. Поворотный круг оси 4 имеет два шкворня 12 и 13, закрепленных, например, на раме оси 4 и установленных в пазах балансира 7 тележки. Центр кривизны каждого паза находится на оси противоположного шкворня. При повороте автопоезда один из шкворней остается на месте, а другой движется по своему пазу вокруг остановленного шкворня, причем расстояние от этого шкворня до внешнего колеса оси 4 больше, чем до внутреннего по отношению к центру поворота колеса, поэтому при торможении внешнее колесо создает больший разворачивающий момент относительно шкворня 12, чем внутреннее, обеспечивая таким образом стабилизацию тележки в тормозном режиме. В устройстве может быть применен дополнительный механизм фиксации шкворней 12, 13, предотвращающий одновременное их перемещение по пазам при прямолинейном движении назад из-за бокового зазора между шкворнями и пазами. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.

А1

СОЮЗ СОВЕ ТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН, SU 14 2 4 (5П 4 В 62 П 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЛ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4235888/29-11 (22) 24.04.87 (46) 30.05.89. Вюл. У 20 (71) Донецкий филиал Конструкторскотехнологического бюро "Укрстройиндустрия" (72) И.В.Каверин и С.П.Комаров (53) 629.1.13.014„5(088„8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 1355534, кл. В 62 D 13/02, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ПОЛУПРИЦЕПА (57) Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для управления ведомым звеном автопоезда. Цель изобретения — повышение устойчивости движения тележки в тормозном режиме, При движении автопоезда по криволинейной траектории рама l полуприцепа с помощью рычагов 8,9 поворачивает кинематически связанную с ней переднюю ось 4 двухосной тележки полуприцепа. Поворотный круг оси 4 имеет два

2 шкворня 12 и 13, закрепленных, например, на раме оси и установленных в пазах балансира 7 тележки. Центр кривизны каждого паза находится на оси противоположного шкворня, При- повороте автопоеэда один из шкворней остается на месте, а другой движется по своему пазу вокруг остановленного шкворня, причем расстояние от этого шкворня до внешнего колеса оси 4 больше, чем до внутреннего по отношению к центру поворота колеса, поэтому при торможении внешнее колесо создает больший разворачивающий момент относительно шкворня 12, чем внутреннее, обеспечивая, таким образом, стабилизацию тележки в тормозном режиме. В устройстве может быть применен дополнительный механизм фиксации шкворней, предотвращающий одновременное их перемещение по лазам при прямолинейном движении назад иэ-за бокового зазора между шкворнями и пазами. 3 э.п. ф-лы, 8 ил, 1482848

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для управления ведомым звеном автопоезда, Цель изобретения — повышение устойчивости движения тележки в тормозном режиме.

На фиг. 1 изображена схема транспортного средства, состоящего из тягача и полуприцепа при криволинейном движении (механизм фиксации шкворней не показан), на фиг. 2 и 3 схемы механизма фиксации шкворней соответственно в нейтральном положении и при криволинейном движении; на фпг. 4 — полуприцеп с предлагаемым устройством управления, общий вид, на д иг. 5 — вид А на фиг. 4> на фиг. 6 и 7 — варианты конструктивного выполнения поворотного круга передней оси, вид сверху (механизм дппссации шкворней не показан); на фиг. 8 — вариант конструктивного вы" полнения поворотного круга передней оси по фиг. 6 с механизмом фиксации шкворней, Рама 1 полуприцепа, явля|ощаяся рычагом устройства управления, переднеи своеи частью опирается на седельно-сцепное устройство 2 тягача, а задней — на верхний поворотный круг 3 тележки, имеющей переднюю поворотную ось 4 и заднюю поворотную ось 5. Поворотный круг 3 шарнирно крепится к раме 1 полуприцепа с возможность1о качания вокруг поперечной горизонтальной оси. I< верхней неповоротной относительно рамы 1 части поворотного круга 3 неподвижно прикреплен центральный шкворень 6, вокруг котсрого может поворачиваться нижняя часть поворотного круга 3, жестко соединенная с балансиром 7 тележки. Шкворень 6 в нижней своей части жестко соединен с рычагом 8,, лежащим на продольной оси полуприцепа, а рычаг 8 шарнирно связан с двуплечим рычагом 9, лежащим на продольпой оси телехжи при прямолинейном движении полуприцепа и имеющим возможность поворачиваться вокруг шарнира соединения с ры агом 8 при повороте рамы 1 относительно балансира 7. Задний конец рычага 9 mapнирно соединен с направляющей 10, связывающей этот конец.с неподвижной рамой задней оси 5, а передний конец -рычага 9 шарнирно соединен с

55 направляющей 11, связывающей его с рамой передней поворотной оси 4.

Направляющие 10,11 могут быть выполнены в виде кулисы или другого точного или приближенного прямолинейно- го направляющего механизма (прямила), либо заменены другим направляющим механизмом, обеспечивающим с допустимой погрешностью перемещение концов рычага 9 по траекториям, незначительно отличающимся от траекторий, обеспечиваемых кулисами (фиг. 5).

Поворотный круг передней оси 4 содержит два шкворня 12 и 13, закрепленных на одной его части и входящих в дугообразные пазы, принадлежащие другой части поворотногo Kp". га. Например, если шкворни 12,13 жестко закреплены на нижней части поворотного круга. то пазы расположены на его верхней части (фиг. 6) и, наоборот, если шкворни 12,13 жестко закреплены на верхней части поворотного круга, то пазы расположены на нижней (фиг. 7). Шкворни 12,13 расположены в поперечной плоскости при прямолинейном движении, а центр кривизны каждого паза находится на оси противоположного шкворня, находящегося в положении, соответствующем прямолинейному движению, например внутренняя поверхность паза имеет кривизну радиусом К, проведенным из центра противоположного (в данном случае левого) шкворня 12 (фиг. 2).

Кроме того, пазы вырезаны от нейтрального положения шкворней в направлении, обеспечивающем перемещение наиболее удаленного от данного шкворня колеса передней оси тележки вперед по направлению движения полуприцепа„ Например, для шкворней, закрепленных на нижней части поворотного круга передней оси (фиг. 6), вырезы направлены вперед, а для шкворней, закрепленных на верхней части этого поворотного круга, — назад.

Крепление рамы поворотной оси 4 к балансиру 7 может осуществляться либо посредством шкворней 1 2,13 за счет выполнения их с головкамт, имеющими больший диаметр, чем тело шкворня, входящее в паз, либо, например, посредством отдельного крепежного элемента в центральной части поворотного круга, проходящего че1482848

45 рез вырез в одной из его частей, Форма выреза выбирается такой, чтобы обеспечивалось перемещение крепежного элемента (например, болта с гайкой) по траекториям, задаваемым

5 шкворнями 12 и 13„Вырез предопределяет необходимость применения в этом случае шайб повышенной площади. Крепление рамы оси 4 к балансиру 7 услов- 10 но не показано.

Механизм фиксации шкворней представляет собой два захвата 14 и 15, закрепленных подвижно на осях 16 и

17, параллельных осям шкворней 12, 13 и смещенных относительно них на величину эксцентриситета С, Захваты

14,15 соединены между собой поперечной тягой 18, образуя шарнирный четырехзвенный механизм в виде равно-.

0 бокой трапеции. По форме захваты 14, 15 выполнены в виде плоских фигурных пластин, имеющих две поверхности взаимодействия со шкворнями 12,13. Первая поверхность захвата 14 является 25 плоскостью (участок a ), расположенной с зазором е относительно шкворня 12 в нейтральном положении захвата 14 (при расположении поперечной тяги 18 перпендикулярно продольной ч0 оси тележки) вторая, смежная с первой поверхностью ь захвата 14, совпадает с поверхностью паза после поворота на угол, ограниченный поворотом соединенного с ним противоположного захвата 15 до исчезновения зазора е между ним и шкворнем

13, Оба захвата имеют одинаковую форму и расположены зеркально один относительно другого. Требуемое 40 взаимное перемещение захватов обеспечивается выбором соответствующей кинематики четырехзвенного механизма, образованного захватами 14,15, тягой 18 и осями 16.,17 захватов.

Устройство работает следующим образом.

При криволинейном движении транспортного средства рама 1 поворачивается на верхнем поворотном круге

3 тележки вместе со шкворнем 6 и рычагом 8 и посредством рычага 9 поворачивает относительно балансира 7 раму оси 4 вокруг одной из шкворней, например 12 (фиг. 8). Другой шкворень 13 перемещается при этом по пазу, открывая захват 15 и закрывая захват 14 посредством тяги 18.

При торможении прямолинейно движущегося автопоезда происходит перераспределение вертикальной нагрузки с задней оси тележки на переднюю ее ось. Тяговое усилие, приложенное к центральному шкворню 6, перемещает тележку вперед на величину тормозного пути. Линия действия этого усилия до определенного угла поворота балансира 7 относительно рамы 1 проходит между шкворнями 1?,13, т.е. балансир тележки может находиться в отличие от прототипа в положении устойчивого равновесия относительно шкворней поворотного круга передней оси 4. Более того, в лн1бом положении тележки расстояние от неподвижного в данный момент шкворня до внешнего по отношению к центру поворота колеса передней оси тележки больше, чем до внутреннего, поэтому тормозные силы на колесах будут стремиться развернуть тележку в положение прямолинейного движения, даже если сцепление шин с дорогой внутреннего колеса несколько больше, чем внешнего. Таким образом, обеспечивается стабилизация тележки в тормозном режиме движения.

При движении полуприцепа назад сопротивление перемещению колес вызывает смещение шкворней 12,13 по пазам. В случае одновременного перемещения шкворней это перемещение ограничивается величиной зазоров е (фиг. 2) .

Шкворни 12,13 стремятся при этом развернуть захваты 14,15 в противоположные стороны, что невозможно, так как они соединены между собой тягой 18. Движение назад IIQ криволи-, нейной траектории вызывает закрытие механизмом фиксации одного из шкворней (фиг. 8), поэтому в данном случае наличие бокового зазора между шкворнями 12, 13 и пазами не будет вызывать нежелательное перемещение передней оси 4, так как ее положение однозначно определяется положением закрытого" шкворня и шарнира, соединяющего раму оси 4 с двуплечим рычагом 9.

Формула из обретения

1 ° Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа, имеющей неповоротную заднюю и поворотную переднюю оси, содержащее шар7 14 нирно-рычажный механизм, рычаги которого расположены на продольной оси полуприцепов и шарнирно связаны с передней поворотной осью и с рамой полуприцепа, соединенной с балансиром тележки посредством поворотного. круга, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения устойчивости движения тележки в тормозном режиме, передняя поворотная ось связана с балансиром посредством поворотного круга скольжения, имеющим два неподвижно закрепленных шкворня, расположенных в поперечной плоскости тележки на одном из поворотных элементов устройства и установленных с возможностью взаимодействия с дугообразными пазами, выполненными, на другом поворотном элементе, а центр кривизны каждого иэ пазов расположен на оси противолежащего шкворня, 2. Устройство по п, I о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что шкворни закреплены на передней оси, а пазы выполнены на балансире по направлению вперед от шкворней.

3. Устройство по п, 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что шкворни

82848 закреплены на балансире, а пазы выполнены на передней оси по направлению назад от шкворней. (5

4. Устройство по п, 1, о т л и — . ч а ю щ е е с я тем, что на поворотном круге со стороны расположения пазов установлен механизм фиксации шкворней, выполненный в виде двух захватов, подвижно закрепленных на осях, параллельных осям шкворней, и с эксцентриситетом относительно последних, причем захваты соединены между собой поперечной тягой, образуя шарнирный механизм в виде равнобокой трапеции, а по форме захваты выполнены в виде плоских фигурных пластин, имеющих две поверхности

20 взаимодействия со шкворнями, первая из которых представляет собой плоскость, в нейтральном положении захвата расположенную с зазором относительно шкворня, а вторая, смежная с

25 первой, поверхностью совпадает с поверхностью паза в том положении захвата, при котором плоская поверхность противоположного захвата взаимодействует с поверхностью шкворня.

1482848

I482848

<И/Р. б

Составитель В. Ионова

Техред M. Ходанич Корректор М.Васильева

Редактор M. Келемеш

Заказ 2749/16 Тираж 480 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, I01

Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа Устройство для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для управления колесами транспортных средств, в частности прицепов-роспусков лесовозных автопоездов

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к приводам управления поворотными тележками полуприцепов., входящих в состав автопоезда

Изобретение относится к автотранспортным средствам, в частности к длиннобазовым двухосным полуприцепам с поворотными осями

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, например прицепам автопоездов

Изобретение относится к транспортным средствам и предназначено для управления ведомым звеном автопоезда

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам

Изобретение относится к транспортны.м средствам и может быть использовано для управления ведомым звеном автопоезда

Изобретение относится к устройствам для управления поворотом двухосной тележки полуприцепа

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов, в частности к прицепам, предназначенным для сцепки с ведущим транспортным средством, и может быть использовано в условиях ограниченного пространства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается способов управления транспортными средствами

Изобретение относится к стопорным устройствам поворотных тележек преимущественно тракторных прицепов
Наверх