Устройство контроля клети шахтной подъемной установки

 

Изобретение относится к горнорудной промышленности и предназначено для контроля положения стопоров в клети на клетевых подъемных установках. Цель - повышение экономичности устройства контроля при одновременном повышении надежности эксплуатации. Устройство содержит датчик 1 контроля стопорения, вагонетки, запирающий элемент 2, механически связанный через поперечный вал 3 с кулаками 4 стопорного механизма клети 5, горизонтальный выключатель 6, переключатель (П) 7 многоканальной аппаратуры 8 и блок 9 питания. На пульте управления подъемом на дневной поверхности установлены блоки 10 сигнализации на горизонте, действия блокировки 11 и действия защиты 12. Выключатель 6 выполнен в виде системы магнит 15 - геркон 16 - геркон 17 - электромагнит (ЭМ) 18. Магнит 15 и геркон 16 установлены в стволе шахты на горизонте, а геркон 17 и ЭМ 18 - в клети 5. Герконы 16 и 17 могут находиться в возбужденном состоянии только при одновременном действии на них магнитных полей магнита 15 и ЭМ 18. Состояние П 7 является функцией состояния пружины 19 шахтного парашюта. При поломке пружины 19 не обеспечивается ее полный рабочий ход, что фиксируется действием П 7. Многоканальная аппаратура 8 состоит из передающего 20 и приемного 21 блоков. Вход блока 20 соединен с герконом 17 и через П 7 - с ЭМ 18, а с выхода блока 21 сигналы поступают на блоки 11 и 12 сигнализации и блоки управления 22 и 23 предохранительным тормозом и подъемным электродвигателем. Устройство позволяет передавать сигналы из клети 5 и горизонта по радиоканалу связи. 1 ил.

СОЮЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК

1 )) ) В 66 В 5/12, 17/?4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Дневная

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯЫ И ОТКРЫТИЯМ

rlPH ГКНТ СССР

1 (21) 4210812/29-03 (22) 04.01 ° 87 (46) 23.08.89. )>юл. ) - Зt (71) Уфимский филиал Московского технологического института (72) И.Н. Латыпов (53) 621.866(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)"- 1077850, кл . В 66 В 1 7/24, 1982.

Латыпов И.К. и др. Контроль стопорения шахтной вагонетки в клети.

Горный журнал, 1983, М - 12, с. 49 — 51. (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ КЛЕТИ ШАХТНОЙ ПОДЪН!)!Ой УСТА)!ОВКИ (57) Изобретение относится к горнорудной пром-сти и предназнач Ho для контроля положения стопоров в клети на клетевых подъемных установках.

„„SU„„1502452 А1

)!ель — повышение экономичности устрва контроля при одновременном повышении надежности эксплуатации. Устрво содержит датчик 1 контроля стопорения, вагонетки, запирающий элемент

2, механически связанный через поперечный вал 3 с кулаками 4 стопорного механизма клети 5, горизонтальный выключатель 6, переключатель (П) 7 многоканальной аппаратуры 8 и блок

9 питания. На пульте управления подъемом на дневной поверхности установлены блоки 10 сигнализации на горизонте, действия блокировки 11 и действия защиты t2. Выключатель 6 выполнен в виде системы магнит 15 геркон 16 — геркон 17 — электромагнит (ЭМ) 18. Магнит 15 и геркон 16

1502452

1О установлены в стволе шахты на горизонте, а геркон 17 и ЭМ 18 — в клети

5. Герконы 16 и 17 могут находиться в возбужденном состоянии только при одновременном действии на них маг— нитных полей магнита 15 и ЭМ 18. Состояние П 7 является функцией состояния пружины 19 шахтного парашюта.

При поломке пружины 19 не обеспечивается ее полньяг рабочий ход, что и фиксируется действием П 7. МногокаИзобретение относится к горнорудной промьшгленности и может найти при менение на шахтных подъемных установ- 20 ках, в частности на клетевых подъемных установках для контроля положения стопоров в клети, как при обмене вагонеток на горизонтах, так и при движении клети с вагонеткой по стволу, а также для контроля натяжения подъемного каната и целостности пружины шахтного парашюта.

Целью изобретения является повышение экономичности устрочства конт- ЗО роля при одновременном повышении надежности эксплуатации.

На чертеже изображена схемл предлагаемого устройства контроля клети шахтной подъемной устлновки. 35

Устройство контроля клети шл сТ ной подьемной установки г-.остоит из датчика 1 контроля стопорения вагонетки, запирающего элемента 2, имеюще -о через поперечный вал 3 механи- 4О ческую связь с кулаками 4 стопорного механизма (показан. частично) клети 5, горизс нтального выключателя 6, переключателя 7, многоканальной радиоапплрлгуры 8, блока 9 питания, блока 45

10 сигнализации на горизонте, блока 11 сигнализации действия блокировки и блока 12 сигнализации действия защиты, установленных на пульте управления подъемом, т.е. на дневной гговерхности, Кулаки 4 стопорного механизма предназначены для стопорения вагонетки 13 за колеса 14, когда она находится в клети 5. Датчик 1 контроля стопорения вагонетки выполнен так, что его состояние (включено выключено) зависит от угла поворота поперечного вала 3 стопорного механизма. Горизонтальный выключатель б нлльнля лппарлтурл 8 состоит из передающего 20 и приемного 21 блоков.

Вход блока 20 соединен с герконом

17 и через П 7 — с 3М 18, л с выхода блока 21 сигналы поступают на блоки

11 и 12 сигнализации и блоки управления 22 и 23 предохранительным тормозом и подъемным электродвигателем .

Устр-во позволяет передавать сигналы из клети 5 и горизонта по радиоканалу связи. 1 ил. выполнен в виде системы магнит 15 геркон 16 — геркон 17 — электромагнит 18, причем магнит 15 и первый геркон 16 установлены в стволе шахты на горизонте, а второй геркон

17 и электромагнит 18 размещены в клети 5. Размещение герконов 16 и

17 относительно магнита 15 и электромагнита 18 таково, что как первый 16, так и второй 17 герконы могут находиться в возбужденном состоянии (замыкающиеся контакты замкнуты) только при одновременном действии на них магнитных полей магнита 15 и электромагнита 18. Переключатель 7 выполнен так, что состояние (открыто-закрыто) его является функцией состояния пружины 19 шахтного парашюта.

Вход датчика 1 соединен с выходом блока 9 питания, а выход соединен с первым выводом переключателя 7, второй вывод которого подкпючен нл вход электромагнита 18, а третий вывод на вход перього канала передающего блока 20. На вход второго канала передающего блока 20 подключен блок 9 питания через геркон 17. Геркон 16 установлен на входных цепях блока 10 сигнализации на горизонте. Выход первого канала приемного блока 21 соединен с входами блока 22 управления предохранительным тормозом, блока 12 сигнализации действия защиты, блока

23 управления подъемного электродвигателя. Выход второго канала приемного блока 21 соединен с входами блока 23 управления подъемного электродвигателя и блока 11 сигнализации действия блокировки. Кроме того, на вход блока 22 управления предохранительным тормозом введен блокирово I ный сигнал тормоза. Блоки 22 и 23

5 1502452 управления, блоки 11 и 12 сигнализации расположены на дневной поверхности. Блокировочный сигнал тормоза может быть сформирован, нанример

Э

5 с помощью тахогенератора.

В нерабочем состоянии устройства контроля, когда вагонетка 13 нормально установлена в клети 5, находящейся на горизонте, когда кулаки 4 стопорного механизма удерживают вагонетку 13 за колеса 14, то поперечный вал 3 повернут так, что датчик 1 обеспечивает электрическую цепь от блока 9 питания к переключателю 7. 15

При этом пружина 19 шахтного парашюта расжата, поэтому состояние перек.начателя таково, что электрическая цепь на его входе замкнута с его же первым выходом, в связи с чем 20 электромагнит 18 запитан от блока

9 питания, а герконы 16 и 17, находясь под действием магнитных полей магнита 15 и электромагнита 18,; замкнуты и обеспечивают проход соответ- 25 ственно сигнала в блок 10 сигнализации, на горизонте и соединение блока

9 питания с входом второго канала передающего блока радиоаппаратуры

8 связи. Поэтому на выходе второго 30 канала приемного блока 21 формируется сигнал, поступающий на входы блока 11 сигнализации действия блокировки и блока 23 управления подъемным электродвигателем. При э1ом на

35 табло блоков 10 и 11 сигнализации, а также на выходе блока 23 управления подъемного электродвигателя будут сформированы сигналы разрешения на включение подъемного электродви- 4р гателя. Предохранительный тормоз будет находиться в расторможенном положении, так как на вход блока 22 управления предохранительным тормозом заблаговременно будет подан блокировочный сигнал TopMc çà, позволяющий снять подъемную машину с предохранительного тормоза в паузах между циклами работы на время установки или обмена вагонетки клети, Блоки- 50 ровочный сигнал тормоза существует . р на стоянках, на горизонте. В таком случае оператор может подать напряжение питания на обмотки подъемного 1 электродвигателя и включить подъем- 5 р ную машину в работу. к

Устройство работает следующим образом.

Если до трогания клети 5 с горизонта каким-либо образом откроется стопорный механизм или, îíаз lв шись незакрытым, вернется н исходное положение, датчик 1 разомкнет электрическую цепь между блоком 9 питания и переключателем 7. В результате чего обесточивается электромагнит 18, размыкаются герконы 16 и 17, прекращается подача сигнала, разрешающего включить подъемную машину в работу, в блоке 10 сигнализации на горизонте и подача питания на вход второго канала передающего блока 20.

А это приводит к прекращению формирования сигнала на выходе второго канала приемного блока 21, а следовательно, к наложению блокировки, т.е. к формированию сигнала, запрещающего включать подъемный электродвигатель в работу, о чем будет сигнализировать блок 11 сигнализации на пульте управления подъемной машиной (на дневной поверхности). При этом на входе блока 23 управления подъемного электродвигателя и блока

11 сигнализации действия блокировки сигнал изменяется. Поэтому даже ошибочное действие оператора подъема включение подъемной машины в работу в результате невнимательности к сигналам блока 11 сигнализации действия блокировки, не приводит к подаче напряжения на обмотке подъемного электродвигателя (не показан).

Включить подъемный электродвигатель в работу будет возможно после устранения причин срабатывания блокировки, т.е. правильной установки вагонетки 13 в клети 5 и закрытия кулаков 4 стопорного механизма. При включении шахтной подъемной установки в работу прежде всего начинает вращаться орган навивки подъемной машины и выборка слабины натяжения каната над клетью. Это приводит к сжатию пружины 19 и переключешпо контактов переключателя 7, в результате чего входная цепь переключателя будет азомкнута со вторым выводом и замкнута с третьим своим выводом.

В результате этого электромагнит

8 будет обесточен, герконы 16 и 17 азомкнуты, а это приводит к Iòðåращению действия сигналов разрешения как в блоке 10 сигнализации на горизонте, так и в блоке 11 сигнализации действия блокировки и н бланке

1502452

23 управления подъемным электродвигателем. Однако подъемный электродвигатель (не показан) остаетсл во включенном состоянии так как на вхо1

5 де блока ?3 управления подъемного электродвигателя снятый сигнал с выхода второго канала приемного блока

21 будет заменен разнозначным сигналом с выхода первого канала приемного блока. Соединение электрической цепи входа и второго выхода переключателя приводит к тому, что на вход первого канала передающего блока

20 радиоаппаратуры связи 8 будет подано питание. В результате чего на выходе первого канала приемного блока

21 появляется сигнал, который будет подан на входы блока 12 сигнализации действия защиты и блока 22 управления предохранительным тормозом, а также на вход блока 23 управления подъемным электродвигателем, причем гораздо раньше, чем будет снят с его входа сигнал второго канала приемно- 25 го блока 21. Таким образом, с момента трогания клети 5 с горизонта вступает в действие блок 22 управления предохранительным тормозом, который все время. пока клеть перемещается от одного горизонта до другого, выполняет роль защиты от выкатывания вагонетки 13 из клети 5, вступаег в действие блок 12 сигпа.шзации действия защиты, указывающий о наличии

35 соответствующего сигнала »а входе блока 22 управления кроме того, < ни1 маетсл сигнал блокировки со входа блока 23 управле п я подъемного электродвигателя и со входа блока 11 40 сигнализации действия блокировки, как не нужный при движении клети по ствслу.

В случае открывания кулаков 4 стопорнэго механизма и освобождения колес 14 вагонетки 13 при движении клети 5 по стволу шахты поперечный вал 3 приводит к срабатыванию датчика 1 и к разрыву электрической цепи между блоком 9 пита)п я и входом первого канала передающего блока 20, от чего первый канал передающего блока прекращает свою работу. Тогда не будет сигнала и на выходе первого канала приемного блока 21. 3-о приводит к прекращению подачи сигнала

55 на входы блока 22 управления предохранительного тормоза, в результате чего происходит наложение предохранительного тормоза и экстренная остановка подъемной машины и клети в стволе, одновременно с этим и отключение подъемного электродээигателя через блок 23 управления. О случившемся будет информировать блок 11 сиг нали з ации дейс твия з ащиты.

Повторное включение подъемной машины в работу возможно только после осмотра и устранения причин экстренной остановки.

В случае зависания клети 5 в стволе шахты и ослабления натяжения подьемного каната происходит расжатие пружины 19 шахтного парашюта и переключение переключателя 7 в исходное положение. Б результате .электрическая цепь между третьим выводом переключателя 7 и его первым выводом будет разорвана и вх«д первого канала передающего блока 20 обесточивается.

Далее, действие схемы устройства аналогично случаю, связанному с открыванием кулаков 4 стопорного механизма при движении клети 5 по стволу. Поэтому происходит наложение предохранительного тормоза„. отключение подъемного электродвигателя и экстренная остановка подъемной машины.

Повсорное гключение подъемной машины в работу возможно после устр".èe øÿ причин аварий в стволе.

С приходом клети ка следующий горизонт и посадки ее на посадочные кулаки (не показаны) подьемная машина и клеть прекращают свое движение, подъемный электродвигатель отключен, рабочий тормоз наложен оператором, а стопорный механизм автоматически открывается, что приводит к срабатыванию датчика 1 и к разрыву им цепи питания переключателя 7. Поэтому ни на один вход передающего блока 20 и на обмотку эле— ктромагнита 18 напряжение питания не поступает. В блоках 11, 12 и 10 сигнализации,,э также в блоках 22 и 23 управления сигналов разрешения нет. После обмена вагонеток в клети и закрытия стопорного мехаэп зма датчик 1 восстанавливает электрическую цепь, а так как при посадке клети произошел технологический напуск каната, расжатие пружины 19 и возврат переключателя 7 в исходное положение, то напряжение питания поступает на обмотки электромагнита 18, а не на ствола.

Формула изобретения

Составитель О. Капканец

Т ехр ед Л. Олийнык

Корректор N. Самборская

Редактор Г. Волкова

Заказ 5029/27 Тираж 628 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕ11Т СГСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

150245 вход первого канала передающего бло1 ка 20. После включения электромагнита 18 герконы 16 и 17 замыкаются и обеспечивают сигнал разрешения на

5 вход блока 10 сигнализации на горизонте и через второй канал радиоаппаратуры 8 связи на входы блока 23 управления подъемного электродвигателя и блока 11 сигнализации действия блокировки. Следовательно, устройство в целом приходит в исходное, т.е. в нерабочее состояние.

Предлагаемое устройство выполняет дополнительную функцию — функцию контроля целостности пружины 19 шахтного параппота клети 5. При поломке п1 ужи«ы не обеспечен полный рабочий ход пружины, что зафиксируется действием переключателя 7. 20

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет организовать передачу сигналов из клети и горизонта по радиоканалу связи, т.е. без применения кабельной линии по всей высоте

Устройство контроля клети шахтной подъемной установки, содержащее датчик контроля стопорения вагонетки, 2 10 первый геркон, установленный на горизонте и соединенный с блоком сигнализации на горизонте, второй геркон, установленньп в клети и соединенный с одним каналом передающего блока, связанного через радиоканал с приемным блоком, один канал котов рого соединен с блоками управления подъемного электродвигателя, сигнализации действия защиты и управления предохранительным тормозом, блок сигнализации действия блокировки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения экономичности при одновременном повьппении надежности эксплуатации, оно снабжено переключателем и электромагнитом, установленным с возможностью взаимодействия с вторым герконом, а приемный и передающий блоки выполнены двухканальными, при этом к блоку питания подключены второй геркон и датчик контроля стопорения вагонетки, выход которого соединен с первым выводом переключателя, второй вывод которого подключен к электромагниту, а третий вывод — к другому каналу передающего блока, а к соответствующему другому каналу приемного блока подключены блоки сигнализации действия блокировки и управления подъемом электродвигателя.

Устройство контроля клети шахтной подъемной установки Устройство контроля клети шахтной подъемной установки Устройство контроля клети шахтной подъемной установки Устройство контроля клети шахтной подъемной установки Устройство контроля клети шахтной подъемной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемно - транспортному машиностроению, касается средств автоматизации механизмов, в частности предохранительных устройств для исключения провеса гибкого тягового элемента подъемника

Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам, а именно к предохранительным устройствам,срабатывающим при провесе каната

Изобретение относится к технологическому оборудованию для работы с канатами

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к области горного дела, в частности к устройствам предохранительного торможения шахтных подъемных мапшн, работающих на стволах с переменным углом наклона

Изобретение относится к устройствам для контроля напуска гибкого тягового органа на йахтных подъемных установках

Изобретение относится к подъем нотранспортному машиностроению, ка сается средств автоматизации механиз - tK)B, в частности предохранительных устройств для исключения провеса гиб кого тягового элемента подъемника, и S 7 - / может быть использовано как на грузо подъемных механизмах, так и в штабе - л ерах-автоматах

Изобретение относится к устрой ствам для контроля натяжения каната шахтной подъемной установки и обеспечивает повышение точности

Изобретение относится к шахтным и рудничным подъемным установкам и может быть использовано в автоматизированных системах управления подъемниками для автоматической остановки подъемной машины
Наверх