Устройство для измерения геометрических неровностей пути

 

Изобретение относится к сооружениям и эксплуатации железнодорожного путевого хозяйства и может быть использовано в качестве измерительного оборудования для контроля состояния рельсовых путей и стрелочных переводов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение экспрессности измерений. Устройство для измерения геометрических неровностей пути содержит два соединенных между собой базовых элемента 1 с подвижным элементом 2. В центральной части каждого базового элемента 1 выполнено продольное окно 3. Каждый базовый элемент 1 снабжен направляющими, в которых установлены с возможностью вертикального перемещения относительно продольной оси устройства по два ограничителя 4 и 5, а на торце одного из базовых элементов 1 жестко закреплена планка-ограничитель. Базовые элементы соединены между собой шарниром 7. В продольном окне 3 одного из базовых элементов установлен с возможностью перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях угольник, который размещен на крестообразном ползуне с прижимным винтом. На меньшей полке угольника установлена планка, связанная с меньшей полкой шарниром и взаимодействующая с ограничителями поворота. На большей полке угольника выполнено продольное окно. Первая шкала 15 нанесена на лицевой стороне одного из базовых элементов в направлении, перпендикулярном продольной оси базового элемента, вторая шкала - на обратной стороне другого базового элемента по краю в направлении его продольной оси, третья шкала - на лицевой стороне большей полки угольника по краю вдоль продольного окна, а четвертая шкала - в выборке на конце базового элемента со стороны второй шкалы. На базовый элемент, снабженный первой шкалой 15, нанесена риска 19 перпендикулярно его продольной оси для измерения желобов. Устройство позволяет измерять желоба от 40 до 80 мм, определять вертикальный и боковой износ рельсов, износ рамного рельса, понижение остряка относительно рамного рельса, а также толщину сердечника крестовины и шаг пера рельсов типов Р-43, Р-50 и Р-65. 9 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (59 4 Е 01 В 35/00

Риа.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР(21) 4314597/27-11 (22) 06.10,87 (46) 30.10.89. Бюл. В 40 (75) М.П. Гинзбург (53) 625. 144 .7(088 .8) (56) Фришман М.А., Пономаренко Н.А., Финицкий С,И. Конструкция железнодорожного пути и его содержание. М.:

Транспорт, 1987, с. 184-186, рис.9.11 и 9.12 ° (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ НЕРОВНОСТЕЙ ПУТИ (57) Изобретение относится к сооружению и эксплуатации железнодорожного путевого хозяйства и может быть использовано в качестве измерительного оборудования для контроля состояния рельсовых путей и стрелочных переводов, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение экспрессности измерений. Устрой„„SU» 1518420 А 1 ство для измерения геометрических неровностей пути содержит два соединенньгх между собой базовых элемента

1 с подвижным элементом 2, В центральной части каждого базового элемента 1 выполнено продольное окно 3.

Каждый базовый элемент 1 снабжен направляющими,. в которых установлены с возможностью вертикального перемещения относительно продольной оси устройства йо два ограничителя 4 и 5, а на торце одного из базовых элементов

1 жестко закреплена планка-ограничитель. Базовые элементы соединены между собой шарниром 7. В продольном окне 3 одного из базовых элементов установлен с воэможностью перемещения в горизон алькой и вертикальной плоскостях угольник, который размещен на крестообразном полэуне с прижимным винтом. На меньшей полке

1518420

10 угольника установлена планка, связанная с меньшей полкой шарниром и вза-, и11одействующая с ограничителями поворота. На большей полке угольника выполнено продольное окно. Первая шкал а 15 нанесена на лицевой стороне од фго из базовых элементов в направлен ш, перпендикулярном продольной оси базового элемента, вторая шкала — на обратной стороне другого базового лемента по краю в направлении его гродольной оси, третья шкала — на ицевой стороне большей полки угольика по краю вдоль продольного окна,.

Изобретение относится к сооружению эксплуатации железнодорожного путеого хозяйства и может быть использо- ано в качестве измерительного оборуования для контроля состояния рельсо-25

ых путей и стрелочных переводов.

Цель изобретения — расширение ункциональных возможностей и повыше|не экспрессности измерений.

На фиг. 1 показано устройство в

1 аскрытом положении, общий вид; на ариг. 2 — то же, лицевая сторона устройства; на фиг. 3 — Фо же, обратная сторона устройства; на фиг. 4 — уст1 ойство в закрытом положении, общий

Фид; на фиг. 5 — то же, в рабочем положении при определении вертикального износа рельса; на фиг. б — то

:Ке, при определении бокового износа фельса; на фиг ° 7 — то же, при опре- 40

Пелении смещенного вертикального изно à рельса; на фиг, 8 — то же, при определении износа рамного рельса; на фиг, 9 вЂ, то же, при определении уровНя понижения остряка стрелочного перевода относительно рамного рельса, Устройство для измерения геометрических неровностей пути содержит два соединенных между собой базовых элемента 1 с подвижным элементом 2.

В центральной части каждого базового элемента 1 выполнено продольное окно

3. Каждый базовый элемент 1 снабжен направляющими, в которых установлены с возможностью вертикального пере55 мещения относительно продольной оси шаблона по два ограничителя 4 и 5, а на торце одного из базовых эле- ментов 1 жестко закреплена планкаа четвертая шкала — B вь борке на конце базового элемента со стороны второй шкалы. На базовый элемент,.снабженный первой шкалой 15> нанесена риска 19 перпендикуляр о его продольной оси для измерения желобов, Устройство позволяет измерять желоба от

40 цо 80 мм, определять вертикальный и боковой износ рельсов, износ рамного рельса, понижение остряка относительно рамного рельса, а также толщину сердечника крестовины и шаг пера рельсов типов P=43, P=50 и P=65.

9 ил, ограничитель б. Базовые элементы 1 соединены между собой при помощи шарнира 7, В продольном окне 3 одного из базовых элементов 1 установлен с воэможностью перемещения в горизон-" тальной и вертикальной плоскостях угольник 8, который размещен на крестообразном ползуне 9, снабженном прижимным вин-.îì 10. На меньшей ветви угольника 8 установлена планка 11, связанная с меньшей ветвью шарниром

12 и взаимодействующая с ограничителями 13 поворота. На большей ветви угольника 8 выполнено продольное окно 14.

Система измерения неровностей выполнена в виде системы шкал. Первая шкала 15 нанесена на лицевой стороне одного из базовых элементов

1 в направлении, перпендикулярном продольной оси базового элемента 1.

Вторая шкала 16 нанесена на обратной стороне другого базового элемента 1 по периферии в направлении его продольной оси. Третья шкала 17 нанесена на лицевой стороне большей ветви угольника 8 по периферии вдоль про дольного окна 14, а четвертая шкала

18 — в выборке на конце базового элемента 1 со стороны второй шкалы

16. На баэовшй элемент 1, снабженный первой шкалой 15,. нанесена риска 19, расположенная перпендикулярно его продольной оси, Подвижный элемент 2 и ограничители 4 и 5 заделаны в базовые элементы 1 в виде ласточкина хвоста и могут свободно передвигаться вверх и вниз в своих пазах, На подвижном элементе 2 имеются две

0 6 базового элемента 1 со стороны шкалы ! 6 выполнена выборка, в которой нахо— дится четвертая шкала 18, служащая для замера неплотного прилегания остряка к рамному рельсу. Этот замер производится против первой тяги и не должен превышать 4 мм.

Дпя определения вертикального износа рельса устройство (см. фиг. 5) снабжено угольником 8, который закреплен с возможностью перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях в продольном окне 3 одного из базовых элементов 1 на крестообразном ползуне 9 с прижимным винтом 10, При помощи продольного окна 14,выполненного на большей ветви угольника 8, и крестообразного ползуна 9 осуществляется взаимное перемещение базового элемента 1 и угольника 8, При определении вертикального износа рельса меньшую ветвь угольника 8 подводят под подошву рельса, над головкой которого размещают базовые элементы 1. Прижимным винтом 10 фиксиЭ руют положение угольника 8 и базового элемента 1, к которому угольник

8 прикреплен, например, на уровне, равном 155 мм по третьей шкале 17.

Затем на головку рельса опускают подвижный элемент 2 и по шкале 15 производят отсчет, равный 8 мм. Натурная величина рельса P-50 составляет 1-55-8 147 мм. Вычитая измеренную натурную величину рельса из натурной величины нового рельса, определяют вертикальный износ: 152-147=

=5 мм, Для определения бокового износа рельса (см. фиг. 6) базовый элемент

1 и угольник 8 устанавливают таким образом, чтобы планка 11, закрепленная на меньшей ветви угольника 8 на шарнире 12, была размещена перпендикулярно нижней. грани угольника 8 и параллельно его большей ветви. Дальнейший поворот планки 11 предотвращается ограничителями 13. Базовые элементы 1 в сложенном виде размещаются вертикально, а большая ветвь угольника 8 — горизонтально, Угольник 8 на крестообразном ползуне

9 перемещают в продольном окне 3 и устанавливается в таком положении, чтобы острие подвижного элемента 2 находилось на 13 мм ниже головки рельса. Затем подвижный элемент 2 передвигают в выработанную часть бо5 151842 риски 19, одна из которых соответствует значению 30 мм, а другая — 40 мм.

Риски 19 обеспечивают измерение желобов от 40 до 80 мм и боковой износ рельсов в пределах от нормы до макси—

5 малько возможного значения.

Устройство для измерения геометрических неровностей пути работает следующим образом. 1О

Для определения износа сердечника крестовины ограничители 4 опускают, а базовые элементы 1 перемещают от вершины сердечника крестовины в сторону пяты крестовины, В точке соприкосновения ограничителей 4 с боковбй поверхностью сердечника крестовины сечение ее составляет 40 мм. В этом месте базовые элементы 1 концами своих нижних ребер опираются на усики 20 стрелочного перевода, а конец подвижного элемента 2 опускается на сердечник крестовины. Затем по риске 19 и первой шкале 15 системы регистрации неровностей определяют вертикальный 25 износ крестовины. Аналогично замеряют с помощью ограничителей 5 сечение крестовины, равное 30 мм, От этого места до горла крестовины визуально определяют максимальный износ усовиков, который замеряют подвижным элементом 2. Степень износа определяют по шкале 15. Планка-ограничитель 6 ограничивает максимальное опускание торца шаблона со сложенными базовыми элементами 1 в любой желоб на величину 13 мм от головки рельса, В этом месте с помощью подвижного элемента

2 и шкалы 15 определяют размер желоба, Общая длина устройства со сложенными 40 на шарнире 7 базовыми элементами 1 составляет 170 мм, а в раскрытом виде — 340 мм. На одном из концов устройства выполнены два уступа шириной

36 и 38 мм, которые предназначены для предварительного определения ширины желобов, которая не должна превышать 36-38 мм. Точные измерения желобов производятся торцом устройства со сложенными базовыми элементами 1. На обратной стороне одного из базОвых элементов 1 имеется вторая шкала 16, которая в практической работе позволяет исключить использование других измерительных инструментов, Шкала 16 равна 152 мм с допусками от +8 до -2мм, что соответствует шагу пера остряка для рельсов типов Р-43, P-50, P-65, На конце

1518420 к явой грани головки рельса до упора .

11Оковой износ определяют по рискам

2 и первой шкале 15. Планка 11 rro в емя замера бокового износа наход тся в горизонтальном положении и р бром плотно опирается на головку р льса. Перед замером угольник 8 з, крепляют на базовом элементе 1 приж мным винтом 10. Данные вертикаль10 н го износа суммируют с 0,5 величии r бокового износа и таким образом о ределяют величину приведенного и носа, по которой судят о возможн с.ти дальнейшей эксплуатации рельса.

Боковой износ рельса может быть т кже определен другим путем, При э ом угольник 8 устанавливают в гор зонтальное положение и кромкой б льшей ветви совмещают с риской 20, р сстояние от которой до острия подв жного элемента 2 составляет 92 мм д. я описываемой конструкции устройс ва, Базовый элемент 1 передвигают д совмещения риски 20 с верхней кром-25 к и угольника 8, затем положение у ольника 8 и базового элемента 1 ф ксируют прижимным винтом 10. При э ом острие подвижного элемента 2 н ходится точно на расстоянии 13 мм о головки рельса, Таким образом и меряют боковые износы всех типов рельсов (P-75, P-50, P-43), находяm õñÿ в эксплуатации на железных дорогах.

Для измерения вертикального износ, смещенного к боковой поверхности горловки рельса (см, фчг. 7), меньшую ветвь угольника 8 подводят под подошву рельса, а базовые элементы 1 размещают над головкой рельса. Прижимным винтом 10 фиксируют взаимное положение угольника 8 и базовых элементов например, на отметке 150 мм по третьей шкале 17, Затем подвижнь.й

45 элемент 2 опускают на головку рельса в месте минимального вертикального износа и определяют износ по первой шкале 15, например, равный 11 мм. Натурная высота рельса равна 150-11=

=139 mr, Из.высоты новoro рельса (Р-43) вычитают натурную высоту 140-139=1 мм и таким образом определяют

c, èåùåííüï вертикальный износ, Затем аналогичным образом производят замер в месте максимального износа, При

"- òîì подвижный элемент 2 перемеи!ают до соприкосновения с головк;ой рельса ближе к левой стороне, где износ максимальный. 11о шкале

15 определяют значение, равное

17 мм. Таким образом, натурная высота рельса с левой стороны равна

150-17=133 мм ° Вычитая из высоты нового рельса натурную высоту, полу— чают величину износа с левой стороны: 140-133=7 мм, что является мак— симальным износом, определяющим возможность дальнейшей эксплуатации рельсов на данном участке, Для определения износа рамного рельса (см. фиг. 8) базовые элементы 1 в раскрытом виде устанавливают поперек пути с опиранием на головку остряка, меньшую ветвь угольника 8 подводят под подошву рельса, базовые элементы 1 и угольник 8 взаимно фиксируют прижимным винтом 10, подвижный элемент 2 опускают на головку рамного рельса и определяют износ по первой шкале 15 °

Промер понижения остряка относительно рамного рельса (см, фиг. 9) аналогичен определению износа раиного рельса, однако в этом случае базовые элементы 1 ребром опираются на рамный рельс, а между головкой остряка и ребром устройства подвижным элементом 2 при помощи риски 19 и шкалы 15 измеряется зазор, который не должен превышать 2 мм. Измерение производят в том месте, где головка рамного рельса имеет максимальный износ. При этом меньшую ветвь угольника 8 подводят под подошву остряка, а большая ветвь с базовым элементом 1 создает после фиксации прижимным винтом 10 прочную основу под углом

90, Устройство перемешают вверх, вниз, направо и налево в поисках положения, при котором обеспечивается замер максимального понижения оатряка относительно рамного рельса, который производится подвижным элементом 2 при помощи риски 19 и шкалы 15.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для измерения геометрических неровностей пути, содержащее основание с измерительными шкалами, линейно-перемещаемые и поворотные измерительные элементы, подвижно установленные на основании,, ограничитепи и шкалы для измерения бокового и вертикального износа, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возмож1518420 ностей и повышения экспрессности измерений, основание образовано первым и вторым шарнирно соединенными между собой базовыми элементами, в центральной части каждого из которых выполнено продольное окно, на торце первого базового элемента закреплена планка-ограничитель, а в продольном окне второго, базового элемента установлены несущий прижимной винт и ползун, к которому прикреплен с возможностью перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях плоский угольник с неровными полками, расположенными параллельно плоскости движения ползуна, причем в большей полке угольника выполнено продольное окно для перемещения относительно ползуна, а на меньшей полке установлена

5 планка с возможностью взаимодействия с ограничителями поворота, при этом первая шкала нанесена на лицевой стороне первого базового элемента в направлении, перпендикулярном его продольной оси, вторая шкала нанесена на обратной стороне второго базового элемента по краю в направлении его продольной оси, третья — на лицевой стороне большей полки угольника вдоль указанного окна, а четвертая— на конце второго базового элемента основания со стороны второй шкалы.

1518420

15)8420

Составитель А, Петрухин

Редактор И. Рыбченко Техред А. Кравчук Корректор Т.Малец

Заказ 6572/33 Тираж 494 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Устройство для измерения геометрических неровностей пути Устройство для измерения геометрических неровностей пути Устройство для измерения геометрических неровностей пути Устройство для измерения геометрических неровностей пути Устройство для измерения геометрических неровностей пути Устройство для измерения геометрических неровностей пути Устройство для измерения геометрических неровностей пути Устройство для измерения геометрических неровностей пути 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для зависимости показателя плавности хода железнодорожных вагонов от уровня возмущающего воздействия

Изобретение относится к измерительным устройствам, применяемым в железнодорожном транспорте

Изобретение относится к устройствам для контроля неровностей - отступлений от вертикальной продольной прямолинейности поверхностей катания рельсов железнодорожного пути

Изобретение относится к геодезическому приборостроению, а именно к лазерным оптико-электронным устройствам для автоматизированного геодезического контроля прямолинейности направляющих рельсов, в частности для подкрановых путей

Изобретение относится к приборостроению, в частности к приборам выверки геометрии рельсовых путей, а именно к тележкам с механическими центрирующими устройствами

Изобретение относится к устройствам для измерения уровня рельсов пути, просадок рельсов и гаирины колеи

Изобретение относится к устройствам для измерения уровня рельсов пути, просадок рельсов и гаирины колеи

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции устройств для измерения ширины колеи рельсового пути

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути, в частности, к измерительным системам механизмов для выправки железнодорожного пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к контролю состояния железнодорожного пути и может быть использовано для управления рабочими органами путевой машины

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к методам непрерывного контроля состояния геометрических параметров рельсовой колеи, в том числе при измерении ширины колеи

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для контроля и оценки состояния рельсовых путей

Изобретение относится к измерительной технике, а конкретнее, к технике железнодорожных измерений

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта
Наверх