Устройство для демонстрации модуляции звуковой волны

 

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть широко использовано в лекционных курсах по физике таких, как оптика, колебания, спектроскопия и т.д. Цель изобретения - повышение наглядности демонстрации выделения гармоник спектра колебаний. Сущность изобретения заключается в том, что в нем частотный генератор, прерыватель и излучатель выполнены в виде последовательно соединенных генератора звуковых частот, управляемого частотного реле и акустической головки, причем к входам управляемого частотного реле подключен своими выходами аналогичный генератор, а приемное устройство выполнено в виде трех резонаторов Гельмгольца с разными частотами, установленными на одинаковом уровне относительно центра акустической головки, причем на выходе резонаторов установлены три идентичных индикатора-вертушки, служащих для индикации возбуждения резонаторов. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

C0LLHA JlHCTVHECHHX

РЕСПУБЛИК (51) 4 С 09 В 23/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4400033/31-12 (22) 30.03.88 (46) 07. 12.89. Бюп. Ф 45 (71) МГУ им. М.В.Ломоносова (72) М. Г. Вабищевич, В.П. Кандидов, Т.Ш.Мусаев и M.Â.Cåìåíîâ (53) 530.075 (088.8) (56) Иверонова В.И. Лекционные демонстрации по физике.-М., 1972,с.239, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ МОДУЛЯЦИИ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ (57) Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть широко использовано в лекционных курсах по физике, таких как оптика, колебания, спектроскопия и т.д. Цель изобретения — повышение наглядности демонстрации выделения гармоник

Иэ обр ет ение относится к средствам обучения, в частности к учебным приборам по физике, и может быть широко использовано в ряде лекционных наглядных экспериментов, таких, например, как демонстрация спектральной плотности энергии колебаний, модуляция колебаний, расширение спектра колебаний и т.д., и может быть применено в таких курсах по физике, как оптика, колебания, спектроскопия и т.д.

Целью изобретения является повышение наглядности демонстрации выделения гармоник спектр а колебаний.

На схема устройства; на фиг.2 — принцип выделения спектра гармоник колебаний. устройство содержит последователь- . но соединенные частотный генератор 1, „,SU„„1527651 A 1 спектра колебаний. Сущность изобретения заключается в том, что в нем частотный генератор, прерыватель и излучатель выполнены в виде последовательно соединенных генератора звуковых частот, управляемого частотного реле и акустической головки, причем к входам управляемого частотного реле подключен своими выходами ана- логичный генератор, а приемное устройство выполнено в виде трех резонаторов Гельмгольца с разными частотами, установленными на одинаковом уровне относительно центра акустической головки, причем на выходе резонаторов установлены три идентичные ин- Я г дикатора-вертушки, служащие для индикации возбуждения резонаторов. 2 ил. спужащий для создания излучения звуковой частоты с акустической головки 2, прерыватель 3, выполненный в виде реле и служащий для амплитудной модуляции с возможностью изменения частоты модуляции, прерывание которого осуществляется аналогичным гене,ратором 4, резонаторы Гельмгольца 5-7 с частотами, например, 150, 250, 350 Гц, три идентичные индикатора-вертушки 8-10, установленные на г одинаковом уровне относительно рвзонаторов Гельмгольца 5-7, по вращению которых судят о возбуждении резонаторов, и падающие, сферические волны 11 от излучения головки 2,служащие для возбуждения резонаторов

Гельмгольца 5-7.

Чтобы показать спектральную плотность энергии, определяющую энергию

152 7651 гармоник спектра в единичной полосе частоты, возникает вопрос реальны ли гармоники Фурье или они являются результатом математической абстрак5 ции ° Согласно спектральному подходу уединенный импульс представляется непрерывным множеством гармоник.

Гармонические колебанияу, существующие на бесконечной оси времени, образуют при суперпозиции сигнал, отличный от нуля лишь на конечном интервале времени t(-Г./2(tc /2). Если гармоники спектра реальны, то их можно обнаружить до появления сигнайа.

В реальности гармоник спектра можно убедиться лишь экспериментапь-, ным путем при регистрации реальным измерительным прибором. Таким прибором является резонатор, который откликается на гармонические колебания в некоторой полосе частот й1 в окрестности резонансной частоты прибора. Суперпозиция гармоник непрерывного спектра в этой полосе такова, что прибор откликается лишь после прихода сигнала, т.е. при

-c /2, и молчит до его появления.

Можно показать математически, что отклик любого реального резонатора равен тождественно нулю при t (-,/2, т.е. до прихода сигнала.

Уме ныне ни е п ол о сы пр и бор а в целях выделения бесконечно узкой части спектра приводит к бесконечному увеличению времени регистрации у которое обратно пропорционально согласно теореме о ширине частотной полосы. Поэтому регистрация одной гармоники непрерывного спектра Б(И) принципиально невозможна. а

Наглядным зспериментом по выделению гармоник спектра является

45 опыт с резонаторами Гельмгольца 5-7, на которые воздействует звуковая волна различной частоты 1 и длительности . Схизма эксперимента л с тремя резонаторами, настроенными

50 на частоты, 1, приведена на

O у

-фиг.1. При воздействии звуковой волной в течение нескольких секунд на частоте 1 возбуждается средний резонатор, что свидетельствует о сущест 55 вовании в спектре сигнала гармоник, лежащих з окрестности частоты .

Однако при большой длительности воздействия спектр узкий, гармоники на частотах ), и отсутствуют,а соответствующие резонаторы «е откликаются (фиг.2а) .

Чтобы спектр сигнала перекрывал частоты 1,,1, 4 одновременно, необходимо, следуя теореме о ширине частотной полосы, сократить длительность л (3 -9 (- / — °

Пусть, например, у, = 150 Гн, уе

250 Гц, уq = 350 Гц и, следовательно, 2 (10 с. При сокращении длительности импульса уменьшается амплитуда гармоник спектра, так как она обратно пропорциональна ь . В результате энергии гармоник в полосе резонатора h3 оказывается недостаточно, чтобы возбудить в нем колебания (фиг.26). Поэтому при воздействии одиночным коротким импульсом с несущей частотой 4 или М,, не откликается ни один резонатор.

° Дня увеличения энергии гармоник можно перейти к воздействию в виде периодической последовательности коротких импульсов, например, с несущей частотой ) . В этом случае при той же ширине, охватывающей все частоты резонаторов 1,, г, спектр становится дискретным (фиг, 2в) .

Шаг гармоник = 1/Т, где Т вЂ” период следования импульсов. Величина

I должна быть достаточно мала, чтобы . несколько гармоник укладывалось в ширине спектра 61 . Отсюда Ха)61)

Опыт с воздействием периодической последовательностью коротких импульсов с несущей частотой 2 показывает,что возбуждаются все три резонатора. Это подтверждает существование в спектре сигнала гармоник, лежащих в окрест-! ности частот

Наблюдение гармоник Фурье в спектре сигнала возможно при достаточной их энергии в полосе измерительного прибора.

Первоначально включают генератор 1 и при замкнутом прерывателе 3. демонстрируют, например, при частоте излучения генератора )g 250 Гц с помощью звуковой излучательной головки 2 (динамика) возбуждение среднего резонатора Гельмгольца 6 по наличию вращения вертушки 9. При этом остальные не работают.

Затем включают прерыватель 3 и путем включения генератора 4 управляют частотой прерывания сигнала от генератора 1, например, с частотой

152 765!

100 Гц, вследствие указанного вращаются все три вертушки 8-10 резонаторов, тем самым демонстрируется наличие гармоник Фурье. Параллельно излучателю звуковой частоты можно подключить осциллограф с анализатором, на экране которого дополнительно можно наблюдать реальный спектр (фиг.2в), Прерыватель может быть выполнен нз реле, управление которым осуществляется синусоидальным генератором, а через его контакты пропускается генерируемый сигнал, прерывание которого происходит за счет электромеханического размыкания контактов.

Он также может быть выполнен и в виде электронного модулятора на транзисторе.

Вертушки-индикаторы вращения выполнены из легкого материала, например тонкого пенопласта, в виде турбинок, установленных своим центром в одной точке на игольчатый упор, дающий минимальное трение и свободу вращению.

Расширение демонстрационной наглядности вызвано тем, что использование трех приемников в реле-модуляторе дает воэможность продемонстри, ровать спектральную плотность энергии их гармоники, амплитудную модуляцию и условия их существования.

Формула изобретения

Устройство для демонстрации модуляции звуковой волны, содержащее частотный генератор, излучатель в виде акустической головки, прерыватель и приемное устройство, о т л и— ч а ю щ е е с я; тем, что, с целью повышенйя наглядности демонстрации выделения гармоник спектра колебаний, прерыватель состоит из управляемого частотного реле и дополнительно20 го генератора, который выходами подключен к входам реле, а приемное устройство состоит из нескольких расположенных на одинаковом уровне от центра акустической головки резонато25 ров Гельмгольца с различными частотами и расположенных на их выходах ин;., дикаторов-вертушек, 1527651

Составитель P.Óæâèé

Техред Ч.Дидык Корректор Э,Лончакова

P едакт ор И. Шулл а

Заказ 7514/54 Тираж 469 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для демонстрации модуляции звуковой волны Устройство для демонстрации модуляции звуковой волны Устройство для демонстрации модуляции звуковой волны Устройство для демонстрации модуляции звуковой волны 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет значительно расширить демонстрационные возможности при изучении в курсе сопротивления материалов углов сдвига и углов закручивания в произвольных сечениях деформируемых объектов (стержней) в зависимости от их текущих радиусов поперечных сечений и текущих расстояний, на которых расположены эти сечения по отношению к неподвижному сечению (опоре)

Изобретение относится к области демонстрационных приборов и позволяет производить количественную оценку касательных напряжений, возникающих в любой точке поперечного сечения скручиваемого бруса, при изучении процессов кручения в курсе сопротивления материалов

Изобретение относится к учебным приборам по физике, в частности к приборам для выявления и устранения у учащихся ошибок в понимании законов сложения движений тела, состоящих из движения под действием силы тяжести и поступательного горизонтального движения

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет изучать, например, в курсе сопротивления материалов характер изменения напряжений, возникающих внутри круглого закручиваемого стержня в зависимости от ориентации в нем элементарного объема

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано для демонстрации взаимодействия твердого тела с когерентным излучением при изучении разделов физики: механика, электромагнетизм, оптика, твердое тело

Изобретение относится к приборам, предназначенным для выявления и устранения у учащихся ошибок в понимании механики кругового движения

Изобретение относится к демонстрационным приборам по сопротивлению материалов и строительной механике и позволяет в лекционных демонстрациях иллюстрировать эпюру напряжений, возникающих в стержнях, нагруженных осевыми силами

Изобретение относится к учебным пособиям по физике и может быть использовано в целом ряде лекционных курсов, например статистической физике, молекулярной физике, термодинамике и т.д

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям , в частности, к приборам по сопротивлению материалов

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх