Устройство для контроля углов установки колес транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для контроля углов установки колес при сборке, ремонте и техническом обслуживании транспортного средства. Целью изобретения является повышение производительности и удобства в эксплуатации. Системы контроля углов выполнены в виде единого блока с возможностью перемещения по трем взаимно-перпендикулярным осям и вращения вокруг горизонтальной оси. Введение в конструкцию каждой системы контроля координатной сетки 29 с подвижной мишенью 35 и выполнение шкал 30, 31 подвижными и связанными с механизмом синхронного вертикального перемещения позволяет упростить считывание информации при контроле. В качестве проектора использован лазер с ослабителем мощности лазерного излучения. Световой пучок проходит через отверстие 33 в индикаторном экране и, отражаясь от зеркал, установленных на контролируемых колесах, проецируется на координатную сетку 29. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1543281 (51) 5 G 01 И 17/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П<НТ СССР

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 446351 2/40-11 (22) 30.05.88 (46) 15.02.90. Бюл. К 6 (72) А.Д.Ребиэов, А.Е.Кущев и В.M.Ïàíòåëååâ (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР к 885801, кл. G 01 M 17/06, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛОВ, УСТАНОВКИ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО CPEUCTBA (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для контроля углов установки колес при сборке, ремонте и техническом обслуживании транспортного средства. Цель изобретения— повышение производительности и удобства в эксплуатации. Системы контроля углов выполнены в виде единого блока с возможностью перемещения по трем взаимно перпендикулярным осям и вращения вокруг горизонтальной оси.

Введение в конструкцию каждой системы контроля координатной сетки 29 с подвижной мишенью 35 и выполнение шкал

30 и 31-подвижными и связанными с механизмом синхронного вертикальнбго перемещения позволяет упростить считывание информации при контроле. В качестве проектора использован лазер с ослабителем мощности лазерного излучения. Световой пучок проходит через отверстие 33 в индикаторном экране и, отражаясь от зеркал, установленных на контролируемых колесах, проецируется на координатную сетку

29. 4 э.п. ф-лы, 4 ил.

3 154328

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для контропя углов установки колес при сборке, ремонте и техническом обслуживании транспорт- 5 ного средства.

Цель изобретения — повышение производительности и удобства в эксплуатации.

На фиг ° 1 показано устройство, общий вид; на фиг.2 — блок контроля углов, общий вид; на фиг.3 — схема размещения шкал на экране блока контроля углов; на фиг.4 — схема определения,расстояния между рисками боко15 вых шкал.

Два блока 1 и 2 контроля углов располагаются слева и справа от контролируемых колес 3 транспортного средства 4, на колесах 3 закреплены отражающие зеркала 5 в юстировочных ,оправах 6. Каждый из блоков 1 и 2 контроля углов установлен на подставке 7 с направляющими 8> вдоль которых может перемещаться плита 9 блоков

1 и 2 контроля углов. Плита 9 шарнирно связана с основанием 10, которое состоит из двух частей — верхней подвижной 1 1 и нижней неподвижной 12, Верхняя и нижняя части 11 и 12 осно- 30 вания соединены между собой реечной передачей. На верхней подвижной части основания 10 жестко закреплены две вертикальные направляющие 13, по которым с помощью винта 14 с рукояткой 35

15 может перемещаться каркас 16 с закрепленным на .нем лазером 17, кол лиматором 18, поворотными зеркалами

19-21, закрепленными в юстировочных оправах 22-24, и ампулой 25 уровня.

Юстировочная оправа 24 зеркала 21 имеет ручки 26 и 27 управления положением зеркала 21 в пространстве.

На внешней стороне каркаса 16 расположен индикаторный экран, состоя- 45 щий из лицевой панели 28 и накладного экрана 29 сетки. Лицевая панель 28 .имеет возможность вертикального перемещения относительно каркаса 16. Накладной экран 29 может горизонтально перемещаться вдоль направляющих относительно лицевой панели 28, По краям лицевой панели слева и. справа расположены вертикальные подвижные планки со шкалами 30 и 31 контроля углов наклона осей поворота колес.

Обе шкалы проградуиронаны в угловых величинах с нулевыми точками отсчета и идентичны одна дрyrой.

Расстояния между рисками шкал d определены из соотношения где 1 — расстояние между шкалами; у — угол, образованный двумя прямыми, одна из которых проходит через нулевые точки обеих шкал, а другая соединяет нулевую точку одной шкалы и соответствующую риске точку другой шкалы.

Риски на шкалах нанесены с кратностью

15 угл. мин и в целом шкалы являются нелинейными. Планки со шкалами соединены между собой и связаны с автономным механизмом вертикального перемещения, который приводится в действие вращением рукоятки 32.

На накладном экране 29 нанесена координатная сетка в виде штриховых вертикальных и горизонтальных линий.

На оси .абсцисс координатной сетки обозначены углы схождения, по оси ординат — углы развала колес с дискретностью в 5 угл.мин. В начале координат сетки на накладном экране имеется отверстие 33 диаметром порядка 2-3 мм для вывода пучка лазерного излучения.

Перед координатной сеткой экрана

29 находится узкая вертикальная планка 34, которая может горизонтально перемещаться на поверхности координатной сетки. На планке установлена прямоугольная мишень 35, размер которой по вертикали соответствует диапазону допустимых значений развала колес транспортного средства, а размер по горизонтали — диапазону допустимых значений схождения управляемых колес 3. На мишени 35 нанесены горизонтальная и вертикальная риски, точка пересечения которых соответствует номинальным значениям углов развала и схождения колес. Мишень 35 имеет возможность перемещаться вдоль планки 34 в вертикальном направлении.

Позицией 36 обозначена смотровая канава, 37 — площадки для колес, 38 рукоятка.

Каждая система контроля снабжена регулируемым ослабителем 39 мощности лазерноГо излучения.

Устройство работает следующим образом.

Два блока 1 и 2 контроля жестко закрепляют по обе стороны от смотро1543281 6 жаются от зеркала 5, закрепленного на колесах 3, на индикаторные экраны соответствующих блоков контроля.

Координаты х и у лазерного пятна на экране связаны с углами развалЛ (g) и схождения (р ) соотношениями: у 1 tS 2d; х- "L tg 2p (2) (3) Y

arctic L

2 (4) arctg ь

2 вой канавы 36 один напротив другого таким образом, чтобы плоскости их экранов были параллельны продольной оси смотровой канавы. С помощью подвижной части 11, винта 14 и зеркала

21 добиваются, чтобы пучки лазерного излучения, выходящие из отверстий 33 в центре экранов блоков контроля углов, были соосны между собой, проходили параллельно плоскости опорных площадок 37 на высоте, соответствующей центру регулируемых колес 3 автомобиля 4, и были перпендикулярны про- дольной оси смотровой. ямы. Далее на каждом блоке 1 и 2 контроля вращением рукоятки 38 добиваются, чтобы ось абсцисс координатной сетки была горизонтальной, контролируя это положение по ампуле 25 уровня. Затем 2О перемещением накладного экрана 29 добиваются, чтобы пучок лазерного излучения выходил точно в центре отверстия 33 экрана, а мишень 35 устанавливают на координатной сетке в такое положение, чтобы координаты центра ее соответствовали номинальным значениям углов развала.и схождения колес контролируемого автомобиля.

После укаэанных операций автомобиль 4 так заезжает колесами на опорные площадки 37, чтобы продольная ось автомобиля соответствовала продольной оси смотровой ямы. На колесах !

3 закрепляют в юстировочных оправах

6 отражающие зеркала 5 и перемещением блоков 1 и 2 контроля углов вдоль направляющих 8 устанавливают расстояние от поверхности зеркал до экранов, .Равное L ° После этого с помощью 40 подъемника или домкрата вывешивают контролируемые колеса и зеркала 5 юстируются таким образом, чтобы их поверхность была перпендикулярна асяМ вращения колес. В этом случае при 45 вращении колес пятно отраженного зеркала лазерного пучка остается неподвижным на экране (при неправильной yc". тановке зеркала пятно на экране описывает окружность при вращении колеса), затем передняя подвеска автомобиля опускается и колеса встают на опорные площадки 37.

Затем производится контроль и (при необходимости) регулировка углов установки колес автомобиля. Пучки лазерного излучения, выходящие из отверстий экранов левого и правого блоков 1 и 2 контроля углов, отрагде Ь вЂ” расстояние от зеркала до индикаторного экрана.

Из формул (2) и (3) определяют искомые углы развала и схождения колес:

Координатная сетка на индикаторном экране проградуирована в условных координатах с учетом приведенных формул, поэтому визуально очень просто считывать результаты контроля.

Если пятно лазерного излучения находится на координатной сетке вне поля мишени, то необходимо произвести регулировку углов установки колес т автомобиля. В процессе регулировки колес добиваются, чтобы пятно лазерного излучения попало в мишень. В этом случае углы установки колес соответствуют допустимым значениям.

Для определения продольного угла наклона оси поворота колес вращают руль автомобиля до тех пор, пока пятно отраженного лазерного излучения не попадет на одну иэ боковых шкал 30 или 31. После этого совмещают нулевую риску шкалы с центром пятна, поднимая или опуская шкалу sa счет вращения рукоятки 32. Далее вращением рулевого колеса автомобиля перемещают пятно лазерного излучения на вторую боковую шкалу, на которой считывают значение продольного угла наклона оси поворота колес.

Формула и з обретения 1. Устройство для контроля углов установки колес транспортного средства, содержащее опорные площадки с поворотными кругами для размещения

1 1з 81 на них проверяемых управляемых колес, два узла контроля углов и отражающие зеркала для закрепления их на контролируемых колесах, причем каждый узел контроля углов выполнен в виде единого блока, включающего проектор и закрепленный с внешней стороны индикаторный экран с. отверстием для прохождения светового пучка и шкалами контролируемых углов, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности и удобства эксплуатации, каждый узел контроля углов выполнен с возможностью перемещ(ения по трем взаимно перпендикулярным осям и вращения относительно горизонтальной оси, проектор состоит из лазера и поворотных зеркал, закрепленных в юстировочных оправах, а индикаторный экран снабжен координатной сеткой, центр которой соответствует отверстию в экране.

2, Устройство по п.1, о т л и— ч а ю m, е е с я тем, что оно снабже1 но механизмом синхронного вертикального перемещения, а шкалы индикаторного экрана для определения продольного угла наклона оси поворота колеса выполнены подвижными и связаны с упомянутым механизмом синхронного вертикального перемещения.!

О

3. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что координатная сетка индикаторного экрана выполнена с возможностью перемещения в плоскости экрана в горизонтальном

А. Устройство по п. t, о т л ич а ю щ е е с я тем, что каждая система контроля снабжена регулируемым ослабителем мощности. (э. Устройство по п.1, о т л и—

20 ч а ю m, е е с я тем, что оно снабжено подвижной мишенью, центр которой совмещен с номинальными значениями

25,углов развала и схождения. (1543281

Составитедь В.Ионова

Техред М.Дидык

Корректор H.ÈÓñêà

Редактор М.Петрова

Заказ 395 Тираж 442 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул..Гагарина, 101

Устройство для контроля углов установки колес транспортного средства Устройство для контроля углов установки колес транспортного средства Устройство для контроля углов установки колес транспортного средства Устройство для контроля углов установки колес транспортного средства Устройство для контроля углов установки колес транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для проверки системы рулевого сервоуправления автомобилей, в частности для диагностических проверок

Изобретение относится к средствам технического диагностирования и может использоваться для измерения параметров технического состояния рулевого управления автомобилей

Изобретение относится к техническому обслуживанию подвижного состава, в частности к экспресс-диагностированию автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях рулевых механизмов транспортных средств

Изобретение относится к испытательному оборудованию, а именно к оборудованию для специальных испытаний транспортных средств, в частности рулевых управлений автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению ,в частности, к испытанию и доводке колесных машин

Изобретение относится к средствам диагностирования технического состояния автотранспортных средств

Изобретение относится к испытательным устройствам, в частности к стендам для испытаний рулевых механизмов транспортных средств

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния несущей системы транспортных средств

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, и может быть применено при эксплуатации транспортных средств, а также в приборостроении

Изобретение относится к технической диагностике состояния рулевого управления транспортных средств по величине люфта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования ходовой части автомобиля, а именно для контроля углов установки колес

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения

Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам диагностирования агрегатов, обеспечивающих безопасность движения
Наверх