Устройство управления многоступенчатой трансмиссией

 

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией. Цель изобретения - повышение надежности в работе устройства управления многоступенчатой трансмиссии путем компенсации погрешности углового перемещения выходного звена шагового привода. Устройство содержит крановый распределитель 5, который кинематически связан с выходным поворотным звеном 14 шагового привода 6 и обеспечивает переключение ступеней в трансмиссии 1 по сигналу командного блока 7. Точность позиционирования выходного звена 14 обеспечивается устройством позиционирования, которое выполнено в виде гидроцилиндра 22, штоком которого служит взаимодействующий с возвратной пружиной 34 фиксатор 23, а его рабочая коническая поверхность взаимодействует с роликами выходного звена 14. Управление гидроцилиндром 22 осуществляется командным блоком 7 через дополнительный двухпозиционный трехлинейный электромагнитный клапан 21, при этом устройство формирования команд блока 7 выполнено в виде двух переключающих электрических контактов 26, 27. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 5 В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУД АРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4360956/31-11 (22) 11,01,88 (46) 23,02.90, Бюл, Я- 7 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин AH БССР и Минский автомобильный завод (72) JI,Г,Красневский, В,И.Кочергин, А.Г.Белогуров и Л.П,Иванов (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1369936, кл. В 60 К 41/06, 1987.

2 (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИЕЙ (57) Изобретение относится к транспортной технике и может 6нть использовано для дистанционного управления многоступенчатой трансмиссией. Цель изобретения — повьппение надежности в работе устройства управления многоступенчатой трансмиссии путем компенсации погрешчости углового перемещения вы1544597

3 ходного звена шагового привода. Устрой,ство содержит крановый распределитель ! .5, который кинематически связан с вы-. ходным поворотным звеном 14 шагового привода 6 и обесяечивает переключение ступеней в трансмиссии 1 по сигналу командного блока 7. Точность позиционирования выходного звена 14 обеспечивается устройством-позиционирования,10 которое выполнено в виде гидрофлинд-ра 22, штоком которого служит взаимодействующий с возвратной пружиной 34 фиксатор 23, а его рабочая коническая поверхность взаимодействует с роликами выходного звена 14. Управление гидроцилиндром 22 осуществляется командным блоком ? через дополнительный двухпозиционный трехлинейный электромагнитный клапан 21, при этом устройство формирования команд блока 7 выполнено в виде двух переключающих электрических контактов 26, 27, 2 ил.

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использоваНо для дистанционного управления мноГоступенчатыми трансмиссиями, преимущественно транспортных средств большой мощности и грузоподъемности.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства управления многоступенчатой трансмиссией пу- 25 тем компенсации погрешности углового перемещения выходного звена шагового привода.

На фиг,1 приведена rидравлическая схема устройства управления многоступенчатой трансмиссией в состоянии подачи сигнала,на включение гидроцилиндра устройства позиционирования выходного звена шагового привода, на фиг.2 — конструкция шагового привода с устройством позиционирования во включенном состоянии гидроцилиндра последнего.

Многоступенчатая трансмиссия 1 (фиг,1) содержит гидроцилиндры 2 управления фрикционными муфтами и тормозами (по числу указанных элементов) для включения различных ступеней зубчатого редуктора (не показаны}. Для соединения гидроцилиндров 2 с напор- 45 ной гидролинией 3 источника 4 давления рабочей жидкости либо со сливом служит многопозиционный крановый распределитель 5 известной конструкции, число угловых положений (позиций) которого равно числу ступеней трансмиссии плюс нейтраль.

Шаговый механизм управления трансмиссией содержит шаговьтй привод 6 устанавливаемый непосредственно на

55 трансмиссии, и электрогидравлический командный блок 7.

Шаговый привод б содержит два расположенных вертикально гидроцилиндра т

8 и 9 с подпружиненными поршнями 10 и 11 штоками 12 и 13, на которых шарнирно закреплены собачки .храпового механизма, и поворотное выходное звено 14, установленное соосно крановоыу распределителю 5 и кинематически свя" занное с ним, Командный блок 7 содержит два установленных на трансмиссии электромагнитных двухпозиционных трехлинейных клапана 15 и 16 включения гидроцилиндра 8 и 9, Первые линии клапанов 15 и

16 сообщены с напорной гидролинией 3 источника 4 давления рабочей жидкости, вторые — со сливом, а третьи— гидролиниями 17 и 18 с напорными полостями гидроцилиндров 8 и 9 шагового привода 6, Напорная полость каждого из гидроцилиндров 8 и .9 сообщена соответственно гидролинией 19 и

20 со штоковой полостью другого гидроцилиндра, В командный блок 7 также входит дополнительный (третий). электромагнитный двухпозиционный трехлинейный клапан 21, первая линия которого сообщена с напорной гидролинией 3 источника 4 давления рабочей жидкости, вторая — со сливом, третья,— с напорной полостью гидроцилиндра 22, в котором размещен шток 23, служащий фиксатором устройства позиционирования, Блок 7 содержит также устройство 24 формирования команд на пошаговое перемещение выходного звена 14 и на включение и выключение гидроцилиндра 22 устройства позиционирования, Формирование указанных команд в виде электрических сигналов может осуществляться любым известным путем, например с помощью электроконтактов.

В устройстве используются управляемые рычагом 25 переключающие контакты

26 и 27, связанные через электричес-

97 6

5 15445 кие цепи 28 и 29 с обмотками электромагнитных клапанов 15, 1б и 21, питание электрического контура которых осуществляется от источника 30, В кор5 пусе 31 шагового привода б по радиусу расположения роликов 32 выходного звена 14 эксцентрично установлен стакан, 33, который вместе с отжимной пружиной 34 и штоком 23 образует гидроцилиндр устройства позиционирования, На торце 35 штока 23 выполнена коническая поверхность 36, острие которой может входить в межроликовое пространство выходного звена 14. Для разгрузки штоковой полости гидроцилиндра от утечек рабочей жидкости служит сливной канал 37, Устройство работает следующим образом.

При отсутствии давления рабочей жидкости в напорных полостях гидроцилиндров 8 и 9 шаговый прибор находится в положении, изображенном на фиг,2, а шток 22 гидроцилиндра 23 устройства 25 позиционирования сжимает пружину 34 и своей конической поверхностью 36 входит в межроликовое пространство поворотного выходного звена 14, сопри- касаясь с ними. 30

Для переключения с одной ступени трансмиссии 1 на соседнюю оператор пе реводит рычаг 25 устройства 24 формирования команд против или по часовой стрелке (по схеме) и удерживает

его в этом положении некоторое время, При этом в обоих случаях происходит о Р сначала выключение размыкающих контактов в переключающих контактах

26 и 27 и, соответственно, обесточи- 40 вакие электрического контура электромагнитного клапана 21. Одновременно в гидравлическом контуре последнего выход, связанный с напорной полостью гидроцилиндра 22, сообщается со сли- 45 вом и пружина 34 отводит шток 23 в исходное положение, при этом торец 35 штока 23 и его коническая поверхность

36 выходят из зацепления с роликами

32 выходного звена 14, После выключе ния размыкающего контакта в переключающих контактах 26 и 27 включается их замыкающий контакт и сигнал через электрические цепи 28 и 29 подается на вывод обмотки соответствующего 55 электромагнитного клапана 15, 16, Включенный клапан переходит на вторую позицию„ при которой его выход, связанный магистралями 17 либо 18 с напоркыми полостями гидроцилиндров 8, 9 шагового привода 6 сообщается с входом, на который подается давление из напорной гидравлической линии 3.

Поршни 10 и 11 и связанные с ними штоки 12 и 13 с храповыми механизмами перемещаются вниз. В зависимости от поступившей команды происходит поворот выходного звена 14 против или по часовой стрелке на одну позицию.:

Таким образом осуществляется первый этап переключения ступени, который можно назвать предварительным, При этом, вследствие различных кинематических погрешностей в приводе, нали" чия сопротивлений в крановом распределителе, разброса усилий сжатия пружин и параметров их настройки и так далее может возникнуть погрешность в угловом перемещении выходного звена 14.

Если величина указанной погрешности выйдет за пределы допустимых значений, может существенно повыситься сопротивление в гидромагистралях гидроцилиндров 2 трансмиссии за счет сужения проходных сечений, а также может произойти передача ложной информации оператору о включенной ступени, Последний фактор имеет первостепенное значение при автоматизации управления трансмиссией на базе микропроцессорной техники, Для более точной установки кранового распределителя 5 на втором этапе переключения используется устройство позиционирования, выполненное в. виде гидроцилиндра 22, При отпускании рычага 25 в исходное положение после подачи команды на переключение ступе— ни и отработки гидроцилиндров 8 и 9 вновь включаются замыкающие контакты переключателя 26 или 27 и электромагнитный клапан 21 переходит в первую (исходную) позицию, в которой его первая линия (вход) сообщена с третьей (выходом) и в напорной полости гидроцилиндра 23 создается давление рабочей жидкости. В гидроцилиндрах путем варьирования величинами площади поршня и давления жидкости можно получить достаточно большие усилия на штоке. Под действием указанного усилия торец 35 штока 23 входит конической поверхностью 36 в межроликовое пространство, Допустим, ось штока не совпадает с биссектрисой, угла между осями двух смежных роликов, т.е. имеется некоторая погрешТ54Л ность в угловом позиционировании звейа 34, В этом случае коническая по-! верхность 36 скользит по поверхности одного из роликов и под действием тангенциальной к цилиндрической по, 5 верхности ролика составляющей усилия на штоке 23 звено l4 (соответственно т крановый распределитель 5), занимаЙт требуемое точное угловое положеНие определяемое координатами ролиКов, В этом случае исключена вероятНость накопления погрешности при больatoM числе циклов срабатывания устройства, так как компенсация ее происходит при каждом переключении, Формула изобретения.

Ус трой с тв о упр авл ения мно гос тупенчатой трансмиссией, содержащее шаго- 20 вый привод, включающий два гидроцилиндра, поворотное выходное звено с равномерно расположенными по окружности роликами, фиксатор, рабочая поверхность которого выполнена в виде конуса; два двухпозиционных трехлиФ йейных электромагнитных клапана для у травления гидроцилиндрами шагового привода, устройство управления электромагнитными клапанами с источни- 30 ком питания, причем поворотное выходное звено схематически связано с многопозиционным крановым распределителем, который соединяет гидроцилиндры управления фрикционными муфтами и тормозами с источником давления рабочей жидкости, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с.целью повышения надежности работы устройства управления многоступенчатой трансмиссией путем компенсации погрешности углового перемещения выходного звена шагового привода, оно снабжено дополнительным двухпозиционным трехлинейным электромагнитным клапаном, фиксатор выполнен в виде гидроцилиндра:.с подпружиненным штоком, полость которого соединена с одним из выходов дополнительного электромагнитного клапана другой вы4

9 ход соединен со сливом, а вход — с источником давления рабочей жидкости, при этом устройство управления электромагнитными клапанами выполнено в виде двух переключателей, при этом вход одного из них соединен с источником, а выходы — соответственно с первым электромагнитным клапаном и входом второго переключателя, выходы которого .соединены с вторым и дополнительным электромагнитными клапанами.

1544597

С ос тави тель А. Б арыков

Редактор О.Головач Техред Л.Сердюкова Корректор H,Êîðoëü

Заказ 460

Тираж 419

Подписно е

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретенйям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 1111

Устройство управления многоступенчатой трансмиссией Устройство управления многоступенчатой трансмиссией Устройство управления многоступенчатой трансмиссией Устройство управления многоступенчатой трансмиссией Устройство управления многоступенчатой трансмиссией 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к автоматизированному управлению тракторами

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам автоматического управления механическими и гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств, преимущественно большой мощности и грузоподъемности

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к транспортной технике

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для управления многоступенчатыми трансмиссиями транспортных средств, преимущественно большой мощности и грузоподъемности

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматического управления трансмиссиями транспортных средств, преимущественно большой грузоподъемности

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх