Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя. Цель изобретения - повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя. Измеряют зависимости изменения монтажных высот каждого подшипника двигателя от частоты вращения ротора на выбеге со скорости, при которой возникает гидродинамическая пленка смазки в каждом подшипнике. По этим зависимостям определяют частоты, соответствующие частотам разрушения пленки, и по соотношению их разности и среднему значению определяют качество подшипников. Прямым показателем разрушения пленки смазки подшипника является резкое изменение монтажной высоты. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 5 G 01 И 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

E) ..4 " ИО ) . г А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4444702/31-27 (22) 20.06.88 (46) 07.05.90. Бкл. Л - 17 (71) Московский авиационный технологический институт им.К.Э.Циолковского (72) С.В.Карасев, Д.Н.Козлов и О.В.Ясинский (53) 658.562 012 7 (088.8) (56) Кальван В.А., Нефедов В.В., Прохоров В.Л. и др. Об измерении монтажной высоты и нагрузки в процессе работы скоростных шарикоподшипников ° Труды ВНИПП. — Специнформация подшипниковой промьпппенности, 1969, Ф 1, (57) с.48-55. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАРИКОПОД1MIHHК0В ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя.

Целью изобретения является повьпне- ние производительности контроля за счет учета состояния смазки в кажпом шарикоподшипнике электродвигателя.

На фиг.1 изображена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ контроля; на фиг.2 зависимость измерения монтажной высоты от частоты вращения ротора электродвигателя.

Устройство содержит смонтированные на основании 1 упоры 2 для крепления электродвигателя 3. На основании 1 укреплены два бесконтактных емкостных

„„Я0„„1562724 А 1

2 для контроля шарикоподшипников электродвигателя..Цель изобретения — повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя. Измеряют зависимости изменения монтажных высот каждого подшипника двигателя от частоты вращения ротора на выбеге со скорости, при которой возникает гидродинамическая пленка смазки в каждом подшипнике. По этим зависимостям определяют частоты, соответствующие частотам разрушения пленки, и по соотношению их разности и среднему значению определяют качество подшипников. Прямьм показателем разрушения пленки смазки подшипника является резкое изменение монтажной высоты.

2 ил. датчика (БЕД). Изолированная пластин- (Д ка 4 является одной обкладкой конденсатора; другой обкладкой является фф ротор 5 электродвигателя 3. С датчи-. ком БЕД соединен измеритель 6 монтажной высоты (ИИВ). Измерение числа р оборотов ротора производится фотодатчиком 7 и.измерителем 8 частоты вращения (ИЧВ). Информационные выходы

HMB 6 и ИЧВ 8 соединены с входом самописца 9.

Способ осуществляют следующим образом. ° вил

Диагностируемый электродвигатель

3 укрепляют с помощью упоров 2 в основании 1. На основании 1 укрепляют БЕД и подключают ИМВ 6, ИЧВ 8 и самописец 9 типа Н-306. Ротор 5

1562724 электродвигателя 3 приводят во вра1 щение с постоянной скоростью, Выбор скоросги вращения определяется следующим. Высокоскоростные шарикоподшипники работают в гидродинамическом режиме, при котором тела качения и желоба в зоне контакта разделены масляной пленкой, толщина которой завиСит от скорости вращения и состояния смазки. Образование пленки смазки приводит к тому, что наружные кольца смещаются в осевом направлении. На

Определенной частоте наступает стабилизация монтажной высоты, объясняе- 1 мая выходом шариковых подшипников на гидродинамический режим смазки. ИзмеНение монтажной высоты при этом определяется состоянием смазки.

После этого в режиме выбега с помощью ИИВ 6, ИЧВ 8 и самописца 9 одНовременно регистрируют характеристику изменения монтажной высоты и частоту вращения ротора. После завершеНия выбега по полученным графикам on- >5 ределяют частоты, на которых произошли разрушения пленок смазки у каждого из шариковых подшипников. Если разность этих частот, отнесенных к их среднему значению, не превосходит, например, 5,0Х или близка к нулю, то 30 смазка в этих подшипниках имеет одинаковые свойства, в противном случае можно по величине отклонения от ожидаемого результата судить о том, в каком из шариковых подшипников

35 смазка не соответствует нормали. Прямым показателем разрушения пленки смазки шарикоподшипника служит резкое изменение монтажной высоты.

Пример. В устройство, реализующее предлагаемый способ контроля входят бесконтактный емкостный датчик (БЕД), измеритель монтажной высоты (ИВМ), измеритель частоты вращения (ИЧВ), самописец типа Н-306. !

Гиромотор ГМА-0,5 ПК разгоняется до частоты n=9500 об/мин, затем выключается питание. Снятие зависимости монтажной высоты от частоты, вращения ротора производится в режиме выбега. По характеристикам определено: для .1-ro шарикоподшипника частота, на которой началось резкое уменьшение монтажной высоты, равна и 5500 об/мин, для 2-го и

= 6)50 об/мин.

Отношение дп разности частот n>-n, п +п к среднему их значению — — — -- равно

2 950 ь n = — — — — — х 100X=3 99 .

5500+6450 о о °

Предлагаемый способ отличается от известных способов тем, что позволяет резко повысить производительность контроля.

Формула и з о б р е т е н и я

Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя, заключающийся в том, что приводят ротор электродвигателя во вращение, выключают питание двигателя, измеряют монтажную высоту шарикоподшипников и частоту вращения ротора в режиме выбега, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения производительности контроля ,за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя, ротор вращают перед выключением питания со скоростью, обеспечивающей образование гидродинамической пленки смазки, по изменению монтажной высоты подшипника на. выбеге определяют частоты вращения, обеспечивающие разрушение пленки, и по отношению разности частот подшипников к йх среднему значению определяют качество шарикоподшипников путем сравнения с эталонным отношением.

1562724

N Ð и, ОЮ/)йи

000

Составитель Т.Хромова

Техред Л,Сердокова Корректор М.Шароши

P ед акт ор И. Гор ная

Заказ 1056 Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-издательско комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для определения радиального зазора в подшипниках роторов

Изобретение относится к измерительной технике и машиностроению и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других пар трения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для прогнозирования остаточного ресурса работы подшипниковых узлов при испытаниях или во время эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению, а именно к процессам предотвращения прилипания сформованных изделий к формам, и может быть использовано в подшипниковой промышленности при изготовлении подшипников, заполняемых антифрикционным твердосмазочным материалом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к машинам для испытания опор скольжения при экстремальных режимах

Изобретение относится к машиностроению и испытательной технике, в частности к стендам для испытаний шарнирных подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для замера угла контакта шарикоподшипников

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при проверке технического состояния подшипников качения при их производстве и при ремонте различных видов техники во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх