Способ определения усилий затяжки в крепежном резьбовом соединении

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения усилий затяжки в не подготовленных при сборке резьбовых соединениях при регламентированных работах, а также в процессе эксплуатации машин и агрегатов, например емкостей давления. Цель изобретения - повышение достоверности определения усилий затяжки и обеспечение контроля неподготовленных соединений, расположенных в труднодоступных местах. На торец затянутой гайки 4 наклеивают индикаторную шайбу 6. Шайба выполнена из оптически чувствительного материала. Свинчивают гайку и освещают шайбу поляризованным светом. Измеряют разность хода световых лучей. По разности судят о величине затяжки. При освещении можно нагружать гайку до исчезновения оптической разности хода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН аю SU(ll)

U 1566110 (gI)g F 16 В 31/02! ЫОЯд;; м;ц,;р,, -, " " "." Ce @Д БА -/дтсОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И СКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

1 (21) 4221992/25-27 (22) 01,04,87 (46) 23 ° 05е90е Бюл, М 19 (72) В,А,Мальцев и В,И,(!латонов (53) 621,882(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР !

1- 496384, кл, F 16 В 31/02, 1974, (54) С!!ОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСИЛИИ ЗАТЯЖКИ В КРЕПЕЖНОМ РЕЗЬБОВОМ СОЕДИ1!ЕНИИ ! (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения усилий затяжки в неподготовленных при сборке резьбовых соединениях при регламентированных работах, а I àêжt . в процессе эKñïëóB тации машин и агрегатов, например емкостей давления, Цель изобретения— повышение достоверности определения усилий затяжки и обеспечение контроля неподготовленных соединений, расположенных в труднодоступных местах, На торец затянутой ганки 4 наклеивают индикаторную шайбу 6 ° Шайба выполнена.из оптически чувствительногo материала, Свинчивают гайку и освещают шаибу поляризованным светом, Измеряют разность хода световых лучей, Ilo разности судят о величине затяжки, При освещении можно нагружать гайку до исчезновения оптической разности хода, з.п, ф-лы, 3 ил.

1566110

Изобретение относится к машиностроению и может бить использовано для определения усилий затяжки в не подготовленных при сборке резьбовых

5 соединениях.при регламентированных работах, а также в процессе эксплуатации машин и агрегатов, например емкостей давления.

Цель изобретения - повышение достоверности определения усилий затя>кки и обеспечения контроля неподготов"

,ленных соединений, расположенных в труднодоступных местах.

На фиг,1 показан пример конкретной!5 реализации способа на шпилечном соединении; на фиг,2 - схема освещения шайбы на свинченной гайке поляризованным светом; на фиг,3 — то же, при нагружении гайки, 20

Способ осуществляют следующим образом, Детали 1 и 2 соединяют шпилькой 3, Гайкой 4 через штатную шайбу 5 стягивают детали, На торец затянутой 25 гайки 4 наклеивают индикаторную шайбу

6 из оптически чунстнительного материала, Свинчивают ганку 4 с индикаторной шайбой 6 и освещают поляризованным светом с помощью полярископа 7 30 (фиг,2), Наблюдая через анализатор полярископа, экспериментатор 8 оценивает и измеряет разность хода световых лучей, связанную с усилием в

Шпильке. При свинчивания гайка деформируется и деформирует индикаторную шайбу, в результате чего в шайбе возникает эффект днойного лучепреломления, который наблюдают н отраженном поляризованном свете, Визуаль- 4р но он выражается в изменении цвета шайбы вследствие интерференции, Величину двойного лучепреломления можно измерить, Для уменьшения Погрешности изме- 45 рения усилий, вызванной погрешностью определения оптической чувствительности шайбы и погрешности определения разности хода, после разборки соединения гайку устанавливают на шпильку, производят нагружение контролируемым усилием до исчезновения оптической разности хода световых лучей. Для этого гайку 4 нанинчивают. на шпильку 9, которая нагружается си" ловоэбудителем 10 (гидроцилиндром).

Усилие контролируется датчиком 1! силы, Нагружение осуществляется до тех пор, пока интерференционная картина н шайбе не исчезнет, Контроль осуществляется с помощью полярископа 7, Величина усилия, при которой исчезает разность хода, равна величине усилия затяжки в контролируемом соединении до разборки (в момент установки шайбы).

Способ проверен экспериментально на серии стандартчого крспежа И12, На гайку, собранную со шпилькой, наклеивалась измерительная шайба толщиной 2,3 мм, выполненная из оптически чувствительного материала на основе эпоксидной смолы ЭД-20. Соединение нагружалось контролируемым усилием, В процессе нагружения измерялась оптическая разноСть хода н шайбе, Получена линейная зависимость разности хода от усилия в процессе разгрузки и нагружения, погрешность определения усилия по оптической разности хода составила 4-8i!, Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Способ определения усилий затяжки н крепежном резьбовом соединении, при котором ка открытую торцовую човерхность одного из резьбовых элементов жестко закрепляют индикаторный элемент из оптически чувствительного материала, освещают его поляризованным светом и по изменению параметров света судят о вепичине усилия затяжки, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения усилий затяжки и обеспечения контроля неподготовленных соединений, расположенных н труднодоступных местах, индикаторный элемент выполняют в гиде шайбы, "-акрепляют ее на гайке собранного резьбового соединения, закрепление осуществляют непосредственно перед определением усилий затяжки, перед освещением гайку свинчивают с резьбового элемента, а в качестве контролируемых параметров света используюг оптическую разность хода световых лучей н шайбе, ?, Способ по п,l, о т л н ч а ю— шийся тем, что н процессе освещения гайку нагружают через резьбоной элемент до исчезновения оптической разности хода, 1566110

Составитель С.Никулина

Техред Л,Олийнык Корректор M.Øàðîøè

Редактор Е,Папп

Тираж 548

Заказ 1210

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, W-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 1)1

Способ определения усилий затяжки в крепежном резьбовом соединении Способ определения усилий затяжки в крепежном резьбовом соединении Способ определения усилий затяжки в крепежном резьбовом соединении 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля усилия затяжки ответственных резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению, в частности к резьбовым соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению , точнее к крепежным устройствам с контролируемым усилием затяжки

Изобретение относится к .машиностроению и может найти применение в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к устройствам для монтажа и сборки тяжело нагруженного оборудования с резьбовым соединением

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в автомобилестроении, например в двигателестроительной промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при тяжелых и динамических нагрузках

Изобретение относится к машиностроению, к резьбовым крепежным элементам, снабженным средствами индикации состояния затяжки резьбового соединения

Изобретение относится к методам диагностики фрикционных соединений металлоконструкций с высокопрочными болтами

Изобретение относится к крепежным устройствам

Изобретение относится к указателям нагрузки различных элементов, в частности элементов соединения, таких как болты, заклепки, штифты и т.п., и может быть использовано совместно с ультразвуковым преобразователем

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, преимущественно в ответственных резьбовых соединениях, требующих обеспечения расчетного усилия затяжки
Наверх