Способ транспортирования углеводородного газа

 

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к транспортированию нефтяного газа от промысловых объектов до газоперерабатывающего завода. Изобретение позволяет сократить потери ценных углеводородов за счет утилизации углеводородной фракции конденсата. Газоводонефтяная смесь последовательно подается по трубопроводу 1 на первую 2 и вторую 3 ступень дегазации, а далее после дегазации поступает на установку подготовки нефти 4, а газ, выделившийся во время дегазации, направляют на компрессорную станцию 5, где его компримируют до давления 0,5-0,6 МПа, а затем подают в газопровод 6. В процессе транспорта из газа выделяется конденсат и собирается в емкости 7, а далее по длине газопровода из газа выпадает в основном углеводородный конденсат, который скапливается в емкостях 8, где от его углеводородной части отделяется вода. Очищенный конденсат пропускают через диспергатор 9, образовавшуюся тонкодисперсную систему непрерывно вводят в зоны пониженного давления. Отделение воды от углеводородного конденсата позволяет понизить точку росы транспортируемого газа, а подача конденсата в зоны пониженного давления увеличивает содержание в газе пропан-бутановых фракций за счет его испарения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (1!) (51)5 F 17 D 1/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА (57 ) Изобретение относится к труб опроводному транспорту, в частности к транспортированию нефтяного газа от промысловых объектов до газоперерабатывающего завода. Изобретение позволяет сократить потери ценных углеводородов за счет утилизации углеводородной фракции конденсата. Газоводонефтяная смесь последовательно подается по. трубопроводу ) на пер77 у 71 7Я 7!7

7 8 70 8 7? 74

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2l ) 4428248/23-29 (22) 18.05.88 (46) 30.06.90. Бюл. 24 (71 ) Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) В.П.Тронов, И.М.Амерханов, В,П .Метельков, И,И.Амерханов и М,А. Тахауов (53) 621.643(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ll 464757, кл. F 17 D 1/02, 1973, 2 вую 2 и вторую 3 ступень дегаэации, а далее посла дегаэации поступает на установку 4 подготовки нефти, а ras, выделившийся во время дегаэации, направляют на компрессорную станцию 5, где его компримируют до давления 0,50,6 МПа, а затем подают в газопровод

6. В процессе транспорта иэ газа вы" деляется конденсат и собирается в емкости 7, а далее по длине газопровода из газа выпадает в основном углеводородный конденсат, который скапливается в емкостях 8, где от его углеводородной части отделяется вода.

Очищенный конденсат пропускают через диспергатор 9, образовавшуюся тонкодисперсную систему непрерывно вводят в эоны пониженного давления, Отделение воды от углеводородного конденсата позволяет понизить точку. росы транспортируемого газа, а подача конденсата в эоны пониженного давления увеличивает содержание в газе пропаибутановых фракций эа счет его испарения, l з,п, ф"лы, 1 ил.

1574975

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к транспортированию нефтяного газа от промысловых объектов до газоперерабатывающего завода.

Цель изобретения — сокращение потерь ценных углеводородов °

Указанная цель достигается тем, что образовавшийся конденсат разделя- 10 ют на водную и углеводородную фракции, причем первую из них удаляют, а торую непрерывно вводят в зоны пониенного данления, которые создают IIo рассе газопровода в местах его 15 аибольшего скопления, при этом на г",онечном участке Га эопронода ско" ( рость газового потока снижают до величины, обеспечивающей полное осаждение неиспаригшейся части угле водороцно".о конденсата..

Отделение воды от углеводородного .конденсата, вводимого в поток газа, позволяет понизить rosily poet; тран спортируемого газа, что сокращает 75

его потери в виде копден ата, а подача конденсата в зоны пониженного давления увеличивает содержание .з газе пропан-бутановых фракций за счет его испарения, что говышает ценность такого газа для гаэопереработки. Снижение скорости газового потока на конечном участке гаэопровоца необходи|о для того, чтобы удалить из rasa еще оставшуюся (неиспарившуюся) часть углеводородного конденсата перед подачей на переработКу, На чертеже изображена принципиальная технологическая схема осущест40 вления нрецлагаемого способа.

Схема содержит подв од ящий т р убопровод 1, сепаратор 2 первой ступени, сепаратор 3 второй ступени, установку 4 подготовки нефти, компрессорную станцию 5, "àçîïðîâîä 6, емкость 7 для сбора жидкости„емкости 8 для сбора жидкости и отделения углеводородного конденсата, диспергатор 9, задники 10, водопроноды

11, емкость 12 для сбора углеводород50 ного конденсата, конденсатоотборник

13, конденсатопровод 14, фазовый разделитель 1 5, га зоперерабатынающий завод 16, Способ осуществляется следующим

55 образом, Гаэоиодонефтяная смесь по трубопроводу 1 подается на первую ступень 2 сепарации и частично дегаэируется, затем направляется на вторую ступень 3 сепарации, окончательно дегаэируется. Далее нопонефтяная смесь поступает на установку 4 подготовки нефти„где обеэноживается, обессоливается и стабилизируется.

1 аэ, выделившийся на ступенях 2 и 3 сепарации, направляют на компрессорную станцию 5, где его компримируют до давления 0,5-0,6 МПа, а затем подают в газопровод 6.

В процессе движения газа, вследствие снижения температуры, иэ него начинает выделяться конденсат, в котором на начальном участке газопровода 6 в основном содержится вода (95-96 %). Этот конденсат собирается в емкости 7, При дальнейшем движении газа из него выпадает в основном углеводородный конденсат, который скапливается в емкостях 8, где от его углеводородной части отделяется оставшаяся вода, Очищенный в емкостях 8 от воды копденсат пропускают через диспергатор 9 и образовавшуюся тонкодисперсную систему непрерывно вводят в зоны пониженного давления, которые создают по трассе газопровода задвижками

10 в местах наибольшего скопления конденсата. Задвижки )О устанавлигают по трассе газопровода после ем— костей 8, где скапливается конденсат и, с их помощью создают необхо,цимый перепад давления, причем зона пониженного давления находится после задвижек 10. За счет перепада давления н зонах пониженного давления создается повьппенный скоростной напор газового потока, который способствует мгновенному распространению полученных диспергаторами 9 мельчайших капелек углеводородного конденсата в объеме газового потока по длине газопровода.

На конечном участке газопровода газовый поток подается в фазовый разделитель 15, в котором его скорость снижается до величины, обеспечивающей полное осаждение остатков находящейся в газе части углеводородного конденсата, которая по конденсатопроводу 14 отводится в емкость 12, откуда конденсатоотборником 13 подается потребителю. После отделения конденсата газ подается на гаэопере- рабатывающий завод 16 В первую оче15 редь в газе конденсируются пары воды, затем — углеводороды, имеющие высокие критические температуры. т.е, наиболее тяжелые. Поэтому на начальном участке газопровода конденсат в основном состоит иэ воды (95-96 %).

На последующих участках газопровода выделяется конденсат, состоящий в основном из ценных углеводородов

С 4,в (до 60-65%), Подача этого кондейсата после отделения воды в дисперсном состоянии в зоны низкого давления и повышенного скоростного напора газового потока вызывает его испарение, что обогащает газ ценными углеводородами (до 8-10 %) и вызывает мгновенное распространение в объеме газового потока по длине газопровода. Давление в зонах пониженного давления и повышенного скоростного напора газового потока поддерживают равным 0,8-0,85 от давления перекачки. Это давление подбирается в зависимости от начального давления газопровода, режима перекачки и компонентного состава нефтяного газа, Пример, Гаэоводонефтяная смесь с плотностью 863 кг/м, вязкостью 0,016 Па ° с, обводненнастью

27% и газосодержанием 37,5 м /т по

3 трубопроводу 1 поступает на первую ступень 2 сепарации и частично дегаэируется при давлении 0,35 МПа, затем направляется на вторую ступень

3 сепарации, окончательна дегаэируется при давлении 0,105 МПа и подается на установку 4 подготовки нефти, где обезвоживается, обессоливается, стабилизируется. Газ, выделившийся на ступенях 2 и 3 сепарации, направляется на компрессорную станцию 5, где его компримируют да давления 0,5 МПа и падают в газопровод 6 длиной 17 километров при 56 С, В процессе двюкения, вследствие снижения температуры да температуры окружающей среды (10 + 15 С)., иэ газа начинает выделяться конденсат, который скапливается в емкости 7 для сбора жидкости., При дальнейшем движении газа из него выпадает в основном углеводородный конденсат (60-70%), который скапливается в первой иэ двух емкостей 8 па ходу.

Очищенный от воды (до 96-98 %) в емкости 8 углеводородный конден74975 б сат под давлением 0,28 MIla, котороеустанавливается задвижкой 10 в зоне емкости 8, через циспергатор 9 в тонкодисперсном состоянии непрерывно вводится в зону пониженного давления, которое составляет 0,24 Mila при скорости газового потока 4,2 м/с, тогда как на участке газопровода !

О до задвижки 10 скорость была

3,5 м/с. Далее, во второй из двух емкостей 8 па ходу скапливается неиспарившаяся часть конденсата, которая дополнительно очищается от остатков воды (до 98-99,5%) и через диспергатор 9 также вводится в зону па,тттх<енного цавления, В зоне второй емкости 8 поддерживается давление

2,4 !Па, в эане пониженного давле- .

70 нчя после задвижки 10 поддерживается P = 2,2 ИПа. Затем газ, насыщенный коттденсатом (до 8-10 г/и ), падается в фазовый разделитель 15, в котором скорость газового потока

25 снижается до 0,5 м/с, благодаря чему из газа выпадают остатки неиспарившегося . и находящегося во взвешенном сocToHHHH конденсата, который отводится в емкость 12 для сбора конденсата. Последний из емкости 12 конденсатоотбарпикам !3 отводится патребитетпо. После отделения кон-денсата raý подается нл Г батывающий завод 16, 35 Ф а р м у л а и э а б р е т е и и я

1, Способ транспортправатптя угле.водородного газа, включаттт>т тт" «га ко. а примирсвание,перекач:;у тта т",::з,т;т и сбор конденсата, о т л тт ч а т<т шийся тем, что, с целью сокращения потерь ценных углеводородов, образававптийся конденсат разделяют

45 на водную и углеводородную фракit .ти причем первую из них удаляют, а .:арую непрерывно вводят в зоны пониженного давления, которое создают по трассе газапровода в местах наибольшего скопления конденсата.

2. Способ па и, 1, о т л и ч а ю шийся тем, чта на конечцам участке т Йзоправада с.<ат- Ость r;: з вага потока снттжяют да величitHi. обеспечивающей полное oñaæäeêttå веиспарившейся части углеводородного конденсата.

Способ транспортирования углеводородного газа Способ транспортирования углеводородного газа Способ транспортирования углеводородного газа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам для транспорта нефтяного и природного газов и может быть использовано в нефтяной и газовой промышленности для дальнего и внутрипромыслового транспорта газожидкостных потоков

Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа и может быть использовано для предотвращения образования конденсатных пробок и утилизации конденсата

Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа, преимущественно из газоконденсатных месторождений

Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа и может быть использовано в условиях северных районов

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта газожидкостных смесей

Изобретение относится к энергосберегающим технологиям транспорта газа и может быть использовано при создании автоматизированной системы управления технологическим процессом магистрального газопровода

Изобретение относится к газовым сетям, а также к холодильной технике и может быть использовано в системах комбинированного использования сжиженного (например, нефтяного, под давлением) углеводородного газа (пропана, пропан-бутановой смеси), который служит одновременно топливом для двигателя автомашины и хладагентом для холодильной установки, предназначенной для охлаждения изотермического кузова авторефрижератора, кабины водителя, отдельных отсеков автомашины, транспортных систем кондиционирования

Изобретение относится к газовым сетям, а также к области холодильной техники и может быть использовано в системах охлаждения, где сжиженная смесь углеводородов (например, пропан-бутан) находится под давлением, служит одновременно топливом для автомобильного двигателя и холодильным агентом для холодильной установки с целью охлаждения теплоизолированного кузова авторефрижератора

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано для уничтожения донных отложений мазутохранилищ путем введения в топливо, подаваемое на сжигание

Изобретение относится к газовой промышленности, в частности к способу транспортировки газообразных продуктов на длительные расстояния от источника к потребителю

Изобретение относится к области насосо- и компрессоростроения и может быть использовано в нефтяной, газовой и других отраслях промышленности для перекачки жидкостей и газов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к магистральным трубопроводам для транспортирования криогенных сред

Изобретение относится к энергосберегающим и экологически безопасным технологиям трубопроводного транспорта газа, нефти, нефтепродуктов и может быть использовано при сооружении новых и модернизации действующих магистральных трубопроводов

Изобретение относится к технологии подготовки углеводородных газов к приему на компрессорные станции или газораспределительные станции

Изобретение относится к энергосберегающим и экологически безопасным технологиям трубопроводного транспорта газа и может быть использовано при сооружении новых и модернизации действующих магистральных газопроводов
Наверх