Устройство для измерения радиального зазора между лопатками и корпусом турбомашины

 

Изобретение относится к измерению зазоров и может быть использовано при проведении испытаний турбомашины. Цель - повышение точности измерения зазора при неподвижном роторе за счет преобразования емкости, зависящей от величины зазора, в амплитуду напряжения. В устройстве использован емкостный датчик 1 в виде пластины, изолированной от корпуса турбомашины, устанавливаемый перпендикулярно радиусу зазора, который образует емкость с торцом лопатки 9. Эта емкость заряжается от источника 2 напряжения через ключ 4 и подключается через ключ 5 к входу интегратора 6, который преобразует заряд на емкости датчика 1 в выходное напряжение, пропорциональное величине зазора. 3 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

В 7 14 (51) 5

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИД

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 ! !

1 ! Выход

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4316246/24-28 (22) 15.10.87 (46) 15.08.90. Бюл. № 30 (72) В. И. Глухарев (53) 621.317.39:531.717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 800616, кл. G 01 В 7/14, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 667800, кл. G 01 В 7/14, 1977.

ÄÄSUÄÄ 1585659 А 1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИ Я

РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА МЕЖДУ ЛОПАТКАМИ И КОРПУСОМ ТУРБОМАШИНЫ (57) Изобретение относится к измерению зазоров и может быть использовано при проведении испытаний турбомашины

Цель — повышение точности измерения зазора при неподвижном роторе за счет преобразования емкости, зависящей от величины зазора, в амплитуду напряжения. В устройстве использован емкостный датчик 1 в виде пластины, изолированный от корпуса турбомашины, устанавливаемый перпендикулярно радиусу зазора, который образует емкость с торцом лопатки 9. Эта емкость заряжается от источника 2 напряжения через ключ 4 и подключается через ключ 5 к входу интегратора 6, который преобразует заряд на емкости датчика 1 в выходное напряжение, пропорциональное величине зазора. 3 ил.

1585659

Изобретение относится к измерению зазоров и может быть использовано при проведении испытаний турбомашин, Цель изобретения — повышение тбчности измерения зазора при неподвижном роторе за счет преобразования емкости, зависящей от величины зазора, в амплитуду напряжения.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства; на фиг. 2 и 3 — временные диаграммы

его работы.

Устройство содержит датчик 1, источник

2 напряжения, генератор 3, ключи 4 и 5, интегратор 6, инвертор 7 и шину 8 нулевого потенциала. На фиг. 1 показана также лопатка 9. Выход датчика 1 через ключ

4 подключен к источнику 2 напряжения„ а через ключ 5 — к входу интегратора 6.

Генератор 3 управляет ключом 4 и интегратором непосредственно, а ключом 5 — через инвертор 7.

Устройство работает следующим образом.

Датчик 1, представляющий собой изолированную от корпуса турбомашины пластину, образует с торцом лопатки 9 конденсатор, емкость которого пропорциональна величине радиального зазора о. По сигналу с выхода генератора 3 открывается ключ 4, емкость С, образованная электродом датчика 1 и концом лопатки 9 через ключ 4 заряжается от источника 2 напряжения до максимальной величины, а интегратор 6 устанавливается в начальное нулевое состояние. По сигналу генератора 3 ключ 4 размыкается, а ключ 5 открывается. Через ключ

5 заряд емкости С (датчик 1 — лопатка 9) преобразуется интегратором 6 в напряжение, прямо пропорциональное его величине. На этом цикл измерения заканчивается. Далее процесс заряда емкости Сд и установка интегратора 6 в нулевое состояние повторяется аналогичным образом и носит периодический характер.

Поскольку напряжение источника 2 — величина постоянная, то величина выходного сигнала зависит только от емкости С (датчик 1 — лопатка 9).

Таким образом, амплитуда U выходного сигнала связана с велисиной о радиального зазора зависимостью

U „=К вЂ”, 1 где К вЂ” определяемый экспериментально коэффициент пропорциональности.

Формула изобретения

Устройство для измерения радиального зазора между лопатками и корпусом турбомашины, содержащее емкостный датчик зазора, генератор, блок обработки и шину нулевого потенциала, подключенную к лопаткам и первому входу блока обработки, 20 к второму входу которого подключен выход генератора, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения зазора при неподвижном роторе, емкостный датчик выполнен в виде пластины, изолированной

25 от корпуса турбомашины и устанавливаемой перпендикулярно радиусу измеряемого зазора, генератор выполнен в виде генератора импульсов, а блок обработки выполнен в виде источника напряжения, интегратора, инвертора, первого и второго

Ç0 ключей, сигнальные входы которых являются третьим входом блока обработки и подключены к пластине емкостного датчика выход первого ключа через источник напряже ния подключен к первому входу блока обработки, выход второго ключа подключен к ин35 вертирующему сигнальному входу интегратора, прямой сигнальный вход которого является первым входом блока обработки, вход управления первого ключа подключен к входу сброса интегратора, входу инвертора

40 и является вторым входом блока обработки, выход инвертора подключен к входу управления второго ключа, а выход интегратора является выходом блока обработки.

1585559

Составитель В Г1одолян

Редактор Л. Пчолинская Техред А. Кравчук Корректор Т. Палий

Заказ 2320 Тираж 501 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина. 101

Устройство для измерения радиального зазора между лопатками и корпусом турбомашины Устройство для измерения радиального зазора между лопатками и корпусом турбомашины Устройство для измерения радиального зазора между лопатками и корпусом турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью расширение функциональных возможностей бесконтактного датчика расстояния до объекта контроля, выполненного из ферромагнитного материала, путем измерения также частоты и амплитуды вибраций

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для калибровки различных датчиков, например токовихревых

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля измерения зазоров между феррорельсом и поверхностью полюсного наконечника электромагнита подвеса для транспорта с магнитным подвешиванием

Изобретение относится к средствам измерения деформаций материалов и может быть использовано для регистрации процесса накопления деформаций в затвердевающих средствах типа бетонной смеси

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещений объектов различного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля технического состояния зазоров в подшипниках качения электрической машины

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для дистанционного измерения воздушного зазора на работающей и остановленной электрической машине

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к способам бесконтактного измерения в динамическом режиме смещения проводящего тела по отношению к емкостному датчику, образованному двумя параллельными перекрывающимися проводящими пластинами, электрически изолированными одна от другой, на которые подается высокочастотный сигнал заданного напряжения, а емкостный датчик подключен к прибору для измерения величины тока

Изобретение относится к датчикам перемещения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для осуществления манипуляторов промышленных роботов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного автоматического контроля параметров движения лопаток ротора турбомашины в процессе испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано, в частности, в измерительной аппаратуре, применяемой при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути в системах управления рабочими органами путевых машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещения измерительного центра инерционной массы чувствительного элемента приборов, в которых используется магнитный или электростатический подвес тела

Изобретение относится к измерительной технике и представляет собой устройство для измерения линейных перемещений с помощью датчиков Холла
Наверх