Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в подшипниковой промышленности. Цель изобретения - повышение качества собираемого подшипника и увеличение ресурса его работы. Зазор δ между шариком и внутренним полукольцом подшипника выбирают из следующего соотношения δ=R-D ш/2-√R-D/2) 2COS 2Α н+[2RSINβ 0-(L к @ +L к @ )-R-D ш/2SINα н] 2, где R - номиннальный радиус внутренних полуколец, D ш - диаметр шарика

D н - начальный угол контакта подшипника

L к @

L к @ - расстояние от диаметров подожек качения внутренних полуколец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта до узкого торца

β 0 - угол контакта шарика и внутреннего полукольца под нагрузкой. Перед сборкой дополнительно измеряют под нагрузкой зазор δ между шариком 3 и внутренним полукольцом 2 и по измеренной величине зазора подкомплектовывают подшипник внутренними полукольцами, выбирая два полукольца с учетом равенства диаметров дорожек качения этих внутренних полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта и расстоянию этих диаметров до узкого торца, что повышает качество сборки.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (d1))d1 F 16 С 43/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

sist). s) Я.ЖЦ

Q.!(::ë .I!. - 1(. 1! . ; (iE)/g

Г БХ) !О =.:(h

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ вЂ” д /2 — (с — d/2) сов с(„вас sin P,-(1в, + (s ) s d/2 в(вв(и ) 1 ь) 1 (21) 4436259/25-27 (22) 25. 04. 88 (46) 07. 09. 90. Бюл. И2- 33 (7 1) Научно-производственное объединение подшипниковой промышленности (72) Л.В.Черневский, А.И. Степанов и А.Г.Мигачев (53) 621.822,6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

112 615285; кл. F 16 С 43/00, 1976. где r — номинальный радиус внутренних полуколец; d — диаметр шарика; Ф((в начальный угол контакта подшипника;

1, 1 — расстояние от диаметров

1 дорожек качения внутренних полуколец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта до узкого торца;

1" а о- угол контакта шарика и внутреннего полукольца под нагрузкой, Перед сборкой дополнительно измеряют под нагрузкой зазор () между шариком 3

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промьппленности.

Цель изобретения — повьппение точности комплектования и производительности путем выбора определенного зазора между шариком и внутренним кольцом подшипника.

На фнг.1 показан трехконтактный шарикоподшипник; на фиг.2 и 3 подшипник под осевой нагрузкой; на..SU.„1590732 А 1

2 (54) СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ТРЕХТОЧЕЧНОГО ШАРИКОПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в подшипниковой промышленности. Цель изобретения — повьппение качества собираемого подшипника и увеличение ресурса его работы. 3аэор О между шариком и внутренним полукольцом подшипника выбирают из следующего соотношения и внутренним полукольцом 2 и по измеренной величине зазора подкомплек- Е товывают подшипник внутренними. полукольцами, выбирая. два полукольца с учетом равенства диаметров дорожек ( качения этих внутренних полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек ф качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта и расстоянию этих диаметров до узкого торца, Q4 что повышает качество сборки. 6 ил. фиг.4 - подшипник с геометрическими параметрами, поясчяющими вывод алгоритмов комплектования; на фиг.5 и 6кольца подшипников с параметрами, по которым производят рассортировку, сечения.

Трехконтактный шарикоподшипник содержит наружное колъцо .1 внутреннее кольцо 2, расположенные между ними шарики 3.

1590732

4 два полукольца с учетом равенства диаметров дорожек качения этих внутренних полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта и расстоянию этих диаметров до узкого торца по следующей зависимости:

Комплектование подшипника осуществляют следующим образом.

Перед комплектовкой деталей дополнительно измеряют под нагрузкой зазор между шариком и внутренним полукольцом и по измеренной величине зазора О подкомплектовывают подшипник внутренними полукольцами, выбирая ош 2 ы 2 (Я- r- — ---4 — (г — ---). cos cE

J 2 Н

1к + 1„ 2r sin o (» —, ) з1пс(н с1ш

Г Б1п с 1к 1 (1,,+1 ); (r — -- ) sino, 2 Н

К0

Ко,=

002- 02К = 2 r sinful () ê +1к ) к к2

) я

dg (r — ---) cos5

2 и1

ОК

1 г г, (I ) COSВ + (7T 61tl

d . 1 (1 + 1к ) — (г — --+) s in К к! 2 сl и .,1.

2 ) sinqк

00 =

1 с1 ш — 00

Р

1- dg d 2 2

2 — (r — -- ) cos с я + 2r sin — (1 + 1 ) — (» — — — ) sino(„°

2 н 1 о К, к2 2.Расчет размерной цепи заключается в определении случайных отклонений размеров деталей в пределах, установленных допусков, моделировании сортировки деталей на размерные группы, подборке комплектов по номинальным размерам сортировочных групп и расчета выходных параметров.

Алгоритм расчета размерной цепи построек, исходя из наличия на сборке шариков, в пределах установленного допуска. На первом этапе определя" ется случайный диаметр шарика d> в пределах отклонений по нормальному закону распределения. В соответствии с действующей технологией сборки примем, что шарики аттестовываются с заданной точностью по результатам измерения определенного количества шариков от данной партии, полученной

Пусть номинальные размеры деталей подшипника рассчитаны исходя из условий эксплуатации так, что обеспе- 15 чиваются оптимальные углы контакта и зазор между шариком и полукольцом на рабочих режимах. При этом номинальные координаты центра дорожек качения полуколец задаются величинами Х и Y 2p в соответствии со схемой, показанной на фиг.l и 4. Номинальный угол контакта Н шарика с внутренними полукольцами определяется из соотношения (фиг.l) 25 ь 2

Кн

2 Х я

san gН и

"12 dg 2 r«вЂ” .2 2 а начальный угол контакта с я под осевой нагрузкой Р = 0 определяется из соотношения (фиг.4)

D ун- (— -- )

cos ф

R + r d н

Номинальные радиусы дорожек качения наружного и внутреннего колец, З5 диаметр шарика и диаметр дорожки качения наружного кольца, измеренного по дну желоба, обозначены соответственно К, r, d<, D (фиг. 4) °

Метод комплектования, обеспечивающий достаточно высокую точность начального угла контакта C(Í и зазора между шариком и вторым полукольцом 3 собранного подшипника, заключается в следующем.

Внутренние кольца сортируются на размерные группы по двум параметраь дйаметру дорожки качения в зоне контакта d < и расстоянию от диаметров догожек качения внутренних колец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта до узкого торца 1к.

Номинальный зазор между шариком и внутренним полукольцом о (фиг,4)

0(0z.= Г я1п(3„- 1к, + Г я1n)o- 1„

К0 р = г s in P р 1 к

5 ) 5907 методом бечэлеваториой доводки с одной,,орожки доводочного диска. Соответственно, случайный диаметр шарика округляется до заданной точности и это значение(d I„ является аналогом но»

5 минального размера сортировочной группы для дальнейших расчетов. Далее примем, что на сборку поступают наружные кольца с отклонениями диаметра дорожки качения на интервале по нормальному закону, которые сортируются на размерные группы с групповым допуском. Соответственно определяется случайный диаметр дорожки качения наружного кольца D, измеренный по дну желоба (фиг ° 6) на интервале по нормальному закону и рассчитывается номинальный размер сортировочной группы. 20

Для наружного кольца определяется случайный радиус R дорожки качения в осевой плоскости в интервале по нормальному закону распределения.

Определяются радиусы дорожек ка- 25 чения первого и второго внутренних.dII a d(II (- -" - r + y) = (r — — — ) cosa(+ 2r s

d)sI 2 2 — — — ) cos4 = 2r

2 в

1 + 1 = 2r sinA — (r — -- ) sinO(—

К )() 2 в

При определении 1М + 1М принимают

1 г, Й ) и О - номинальное значения радиуса внутреннего диаметра шарика и зазора между шариком и внутренним полукольцом и случайные р;.вновероятные значения параметров и К, d

1к и 1К в пределах групповых до< пусков.

После этого собирают трехконтактный подшипник следующим образом, Проводят рассортировку внутренних полуколец, измеренных по параметрам

d к и 1 к на группы (фнг, 5) . Измеряют наружные кольца по дну желоба D u рассортировывают на группы (фиг.6).

После рассортировки наружных и внутренних колец производят подборку подшипников, Берут наружные кольца и шарики, а затем подбирают внутренние кольца.

Подборку внутренних колец проводят, путем выбора из рассортированных групп двух внутренних колец с одинаковыми диаметрами йК = дк, обеспечивая

I. при этом задаваемый номйнальный угол

32 6 полуколец r < и r в пределах допускэв по нормальному ".àêînó Распределения.

На следующем этапе производится расчет диаметра d к дорожки качения внутреннего полукольца в зоне контакта, обеспечивающего заданный начальный 2гол контакта фя по алгоРитмУ (фиг.4):

ds= D + 2(R(coeds-I ) — d cosC(s) s

+ 2г(сов()(н- cosP()), гце D, R, d и r принимаются номинальными.

Если угол конуса комплектовочного прибора и начальный угол контакта равны, алгоритм комплектования упро-. щается:

Йв D + 2/R(cos2(s-I) — dccosc(s).

Алгоритм комплектования по осевым размерам внутреннего кольца обеспечивает заданный зазор () между вторым полукольцом и шариком при действии на подшипник осевой нагрузки PcsQ (схема расчета приведена на фиг.4):

2 (о)) — (1 „+ („) — (z — — -) в(с В(в

sinРо (1к + 1k2) (r ) 81пМН3 дК(контакта 0(я подшипника по формуле

Й в = d„= 0 + 2IR(cossts-1) — d cosdsj, и величину постоянного зазора меж-. ду шариками и внутренним полукольцом по формуле

1 + 1 = 2т -sinP — (r — — ) sinpt—

К(Kg I o 2 Я

2 ? . что обеспечивает повышение качества сборки.

Формула изобретены я

Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника, включающий измерение диаметров дорожек качения, наружных и внутренних полуколец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта, расстояния от диамет- .

)ров внутренних полуколец до узкого торца, сортировку иа группы и подборку групп, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, 1590732 где r —l5 в Qg (нФиг. 2 комплектования и производительности из рассортированных групп колец по диаметрам дорожек качения выбирают пару внутренних полуколвц с равными диаметрами. дорожек качения, обеспечивая при этом требуемые углы контакта шарика с дорожками качения,, затем измеряют под заданной нагрузд„, г

r — — — - (r- — )cos3. + 2г s г г номинальный радиус внутреннегоо кольца; диаметр шарика; начальный угол взаимодействия наружного и внутреннего полуколец и шарика;

1 кой, зазор о между шариком и внутренним кольцом и по измеренной величине (подбирают внутренние полукольца с учетом ранее п. добранных групп диаметров дорожек качения полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек качения до узкого торца, при этом

1п13,(1к + 1м ) .— r — — —. sing„J, I,- угол взаимодействия шарика и внутреннего полукольца под заданной нагрузкой;

1 1 — расстояние от диаметров док, к рожек качения внутренних полуколец до узкого торца.

1590732

1590732

Составитель И. Теравская

Техред Л. Серд|окова Корректор Т. Малец

Редактор М.Бланар

Заказ 2625 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для сборки подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и може.т быть использовано в автоматах для сборки подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть, преимущественно, использовано при сборке подшипников

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способу сборки гибких шарикоподшипников, и может быть использовано при производстве последних

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, в частности к автоматам для комплектования и сборки подшипников

Изобретение относится к машиностроению, а именно к операциям комплектования изделий типа подшипников качения перед их сборкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям комплектования подшипников кольцами и телами качения перед операцией сборки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам селективной сборки подшипников качения, например радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству радиально-упорных шарикоподшипников

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству радиально-упорных подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте роликовых подшипников

Изобретение относится к области производства радиально-упорных шарикоподшипников, в частности к определению диаметров шариков по результатам измерения дорожек качения наружных и внутренних колец перед сборкой подшипника
Наверх