Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в подшипниковой промышленности. Цель изобретения - повышение качества собираемого подшипника и увеличение ресурса его работы. Зазор δ между шариком и внутренним полукольцом подшипника выбирают из следующего соотношения δ=R-D ш/2-√R-D/2) 2COS 2Α н+[2RSINβ 0-(L к @ +L к @ )-R-D ш/2SINα н] 2, где R - номиннальный радиус внутренних полуколец, D ш - диаметр шарика D н - начальный угол контакта подшипника L к @ L к @ - расстояние от диаметров подожек качения внутренних полуколец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта до узкого торца β 0 - угол контакта шарика и внутреннего полукольца под нагрузкой. Перед сборкой дополнительно измеряют под нагрузкой зазор δ между шариком 3 и внутренним полукольцом 2 и по измеренной величине зазора подкомплектовывают подшипник внутренними полукольцами, выбирая два полукольца с учетом равенства диаметров дорожек качения этих внутренних полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта и расстоянию этих диаметров до узкого торца, что повышает качество сборки.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (d1))d1 F 16 С 43/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
sist). s) Я.ЖЦ
Q.!(::ë .I!. - 1(. 1! . ; (iE)/g
Г БХ) !О =.:(h
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ вЂ” д /2 — (с — d/2) сов с(„вас sin P,-(1в, + (s ) s d/2 в(вв(и ) 1 ь) 1 (21) 4436259/25-27 (22) 25. 04. 88 (46) 07. 09. 90. Бюл. И2- 33 (7 1) Научно-производственное объединение подшипниковой промышленности (72) Л.В.Черневский, А.И. Степанов и А.Г.Мигачев (53) 621.822,6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
112 615285; кл. F 16 С 43/00, 1976. где r — номинальный радиус внутренних полуколец; d — диаметр шарика; Ф((в начальный угол контакта подшипника;
1, 1 — расстояние от диаметров
1 дорожек качения внутренних полуколец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта до узкого торца;
1" а о- угол контакта шарика и внутреннего полукольца под нагрузкой, Перед сборкой дополнительно измеряют под нагрузкой зазор () между шариком 3
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промьппленности.
Цель изобретения — повьппение точности комплектования и производительности путем выбора определенного зазора между шариком и внутренним кольцом подшипника.
На фнг.1 показан трехконтактный шарикоподшипник; на фиг.2 и 3 подшипник под осевой нагрузкой; на..SU.„1590732 А 1
2 (54) СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ТРЕХТОЧЕЧНОГО ШАРИКОПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в подшипниковой промышленности. Цель изобретения — повьппение качества собираемого подшипника и увеличение ресурса его работы. 3аэор О между шариком и внутренним полукольцом подшипника выбирают из следующего соотношения и внутренним полукольцом 2 и по измеренной величине зазора подкомплек- Е товывают подшипник внутренними. полукольцами, выбирая. два полукольца с учетом равенства диаметров дорожек ( качения этих внутренних полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек ф качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта и расстоянию этих диаметров до узкого торца, Q4 что повышает качество сборки. 6 ил. фиг.4 - подшипник с геометрическими параметрами, поясчяющими вывод алгоритмов комплектования; на фиг.5 и 6кольца подшипников с параметрами, по которым производят рассортировку, сечения.
Трехконтактный шарикоподшипник содержит наружное колъцо .1 внутреннее кольцо 2, расположенные между ними шарики 3.
1590732
4 два полукольца с учетом равенства диаметров дорожек качения этих внутренних полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек качения в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта и расстоянию этих диаметров до узкого торца по следующей зависимости:
Комплектование подшипника осуществляют следующим образом.
Перед комплектовкой деталей дополнительно измеряют под нагрузкой зазор между шариком и внутренним полукольцом и по измеренной величине зазора О подкомплектовывают подшипник внутренними полукольцами, выбирая ош 2 ы 2 (Я- r- — ---4 — (г — ---). cos cE
J 2 Н
1к + 1„ 2r sin o (» —, ) з1пс(н с1ш
Г Б1п с 1к 1 (1,,+1 ); (r — -- ) sino, 2 Н
К0
Ко,=
002- 02К = 2 r sinful () ê +1к ) к к2
) я
dg (r — ---) cos5
2 и1
ОК
1 г г, (I ) COSВ + (7T 61tl
d . 1 (1 + 1к ) — (г — --+) s in К к! 2 сl и .,1.
2 ) sinqк
00 =
1 с1 ш — 00
Р
1- dg d 2 2
2 — (r — -- ) cos с я + 2r sin — (1 + 1 ) — (» — — — ) sino(„°
2 н 1 о К, к2 2.Расчет размерной цепи заключается в определении случайных отклонений размеров деталей в пределах, установленных допусков, моделировании сортировки деталей на размерные группы, подборке комплектов по номинальным размерам сортировочных групп и расчета выходных параметров.
Алгоритм расчета размерной цепи построек, исходя из наличия на сборке шариков, в пределах установленного допуска. На первом этапе определя" ется случайный диаметр шарика d> в пределах отклонений по нормальному закону распределения. В соответствии с действующей технологией сборки примем, что шарики аттестовываются с заданной точностью по результатам измерения определенного количества шариков от данной партии, полученной
Пусть номинальные размеры деталей подшипника рассчитаны исходя из условий эксплуатации так, что обеспе- 15 чиваются оптимальные углы контакта и зазор между шариком и полукольцом на рабочих режимах. При этом номинальные координаты центра дорожек качения полуколец задаются величинами Х и Y 2p в соответствии со схемой, показанной на фиг.l и 4. Номинальный угол контакта Н шарика с внутренними полукольцами определяется из соотношения (фиг.l) 25 ь 2
Кн
2 Х я
san gН и
"12 dg 2 r«вЂ” .2 2 а начальный угол контакта с я под осевой нагрузкой Р = 0 определяется из соотношения (фиг.4)
D ун- (— -- )
cos ф
R + r d н
Номинальные радиусы дорожек качения наружного и внутреннего колец, З5 диаметр шарика и диаметр дорожки качения наружного кольца, измеренного по дну желоба, обозначены соответственно К, r, d<, D (фиг. 4) °
Метод комплектования, обеспечивающий достаточно высокую точность начального угла контакта C(Í и зазора между шариком и вторым полукольцом 3 собранного подшипника, заключается в следующем.
Внутренние кольца сортируются на размерные группы по двум параметраь дйаметру дорожки качения в зоне контакта d < и расстоянию от диаметров догожек качения внутренних колец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта до узкого торца 1к.
Номинальный зазор между шариком и внутренним полукольцом о (фиг,4)
0(0z.= Г я1п(3„- 1к, + Г я1n)o- 1„
К0 р = г s in P р 1 к
5 ) 5907 методом бечэлеваториой доводки с одной,,орожки доводочного диска. Соответственно, случайный диаметр шарика округляется до заданной точности и это значение(d I„ является аналогом но»
5 минального размера сортировочной группы для дальнейших расчетов. Далее примем, что на сборку поступают наружные кольца с отклонениями диаметра дорожки качения на интервале по нормальному закону, которые сортируются на размерные группы с групповым допуском. Соответственно определяется случайный диаметр дорожки качения наружного кольца D, измеренный по дну желоба (фиг ° 6) на интервале по нормальному закону и рассчитывается номинальный размер сортировочной группы. 20
Для наружного кольца определяется случайный радиус R дорожки качения в осевой плоскости в интервале по нормальному закону распределения.
Определяются радиусы дорожек ка- 25 чения первого и второго внутренних.dII a d(II (- -" - r + y) = (r — — — ) cosa(+ 2r s
d)sI 2 2 — — — ) cos4 = 2r
2 в
1 + 1 = 2r sinA — (r — -- ) sinO(—
К )() 2 в
При определении 1М + 1М принимают
1 г, Й ) и О - номинальное значения радиуса внутреннего диаметра шарика и зазора между шариком и внутренним полукольцом и случайные р;.вновероятные значения параметров и К, d
1к и 1К в пределах групповых до< пусков.
После этого собирают трехконтактный подшипник следующим образом, Проводят рассортировку внутренних полуколец, измеренных по параметрам
d к и 1 к на группы (фнг, 5) . Измеряют наружные кольца по дну желоба D u рассортировывают на группы (фиг.6).
После рассортировки наружных и внутренних колец производят подборку подшипников, Берут наружные кольца и шарики, а затем подбирают внутренние кольца.
Подборку внутренних колец проводят, путем выбора из рассортированных групп двух внутренних колец с одинаковыми диаметрами йК = дк, обеспечивая
I. при этом задаваемый номйнальный угол
32 6 полуколец r < и r в пределах допускэв по нормальному ".àêînó Распределения.
На следующем этапе производится расчет диаметра d к дорожки качения внутреннего полукольца в зоне контакта, обеспечивающего заданный начальный 2гол контакта фя по алгоРитмУ (фиг.4):
ds= D + 2(R(coeds-I ) — d cosC(s) s
+ 2г(сов()(н- cosP()), гце D, R, d и r принимаются номинальными.
Если угол конуса комплектовочного прибора и начальный угол контакта равны, алгоритм комплектования упро-. щается:
Йв D + 2/R(cos2(s-I) — dccosc(s).
Алгоритм комплектования по осевым размерам внутреннего кольца обеспечивает заданный зазор () между вторым полукольцом и шариком при действии на подшипник осевой нагрузки PcsQ (схема расчета приведена на фиг.4):
2 (о)) — (1 „+ („) — (z — — -) в(с В(в
sinРо (1к + 1k2) (r ) 81пМН3 дК(контакта 0(я подшипника по формуле
Й в = d„= 0 + 2IR(cossts-1) — d cosdsj, и величину постоянного зазора меж-. ду шариками и внутренним полукольцом по формуле
1 + 1 = 2т -sinP — (r — — ) sinpt—
К(Kg I o 2 Я
2 ? . что обеспечивает повышение качества сборки.
Формула изобретены я
Способ комплектования трехточечного шарикоподшипника, включающий измерение диаметров дорожек качения, наружных и внутренних полуколец в сечениях, соответствующих номинальному углу контакта, расстояния от диамет- .
)ров внутренних полуколец до узкого торца, сортировку иа группы и подборку групп, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, 1590732 где r —l5 в Qg (нФиг. 2 комплектования и производительности из рассортированных групп колец по диаметрам дорожек качения выбирают пару внутренних полуколвц с равными диаметрами. дорожек качения, обеспечивая при этом требуемые углы контакта шарика с дорожками качения,, затем измеряют под заданной нагрузд„, г
r — — — - (r- — )cos3. + 2г s г г номинальный радиус внутреннегоо кольца; диаметр шарика; начальный угол взаимодействия наружного и внутреннего полуколец и шарика;
1 кой, зазор о между шариком и внутренним кольцом и по измеренной величине (подбирают внутренние полукольца с учетом ранее п. добранных групп диаметров дорожек качения полуколец и суммы расстояний от диаметров дорожек качения до узкого торца, при этом
1п13,(1к + 1м ) .— r — — —. sing„J, I,- угол взаимодействия шарика и внутреннего полукольца под заданной нагрузкой;
1 1 — расстояние от диаметров док, к рожек качения внутренних полуколец до узкого торца.
1590732
1590732
Составитель И. Теравская
Техред Л. Серд|окова Корректор Т. Малец
Редактор М.Бланар
Заказ 2625 Тираж 528 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101