Зубчато-реечная передача

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно зубчато-реечным передачам, и может быть использовано в точных устройствах координатных перемещений, например, графопостроителях, и в других устройствах ввода-вывода информации. Цель изобретения - повышение точности и КПД передачи путем компенсации волнообразного характера делительной линии рейки. Для получения положительного эффекта в корпусе 1, в котором неподвижно установлена рейка 2 и по направляющей которого перемещается каретка 8 с ползуном 6, с установленным в нем валом 4 зубчатого колеса 3, взаимодействующего с рейкой 2, закреплен копир 12, выполненный в виде пластины с продольными пазами, в которых установлены с возможностью вращения эксцентрики, и установленный параллельно рейке 2, а ползун 6 снабжен роликом 15, предназначенным для взаимодействия с копиром 12, и подпружинен относительно каретки 8 в направлении, перпендикулярном оси рейки 2. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК

„,SU,„, 1597480 (51)5 F 16 H 19/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ А

40иг.7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4426796/25-28 (22) 20.05.88 (46) 07.10.90. Бюл. № 37 (71) Институт технической кибернетики

АН БССР (72) Г. Д. Тухто и В. К. Тятенков (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1262172, кл. F 16 Н 55/18, 1984. (54) ЗУБЧАТО-РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчато-реечным передачам, и может быть использовано в точных устройствах координатных перемещений, например графопостроителях, и в других устройствах ввода-вывода информации.

Цель изобретения — повышение точности и

КПД передачи путем компенсации волнообразного характера делительной линии рейки.

Для получения положительного эффекта в корпусе 1, в котором неподвижно установлена рейка 2 и по направляющей которого перемещается каретка 8 с ползуном 6, с установленным в нем валом 4 зубчатого колеса 3, взаимодействующего с рейкой 2, закреплен копир 12, выполненный в виде плас тины с продольными пазами 13, в которых установлены с возможностью вращения эксцентрики 14, и установленный параллельно рейке 2, а ползун 6 снабжен роликом 15, предназначенным для взаимодействия с копиром 12, и подпружинен относительно каретки 8 в направлении, перпендикулярном оси рейки 2. 3 ил.

1597480

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению, к области зубчато-реечных передач и может быть использовано в точных устройствах координатных перемещений, например, графопостроителях и в других устройствах ввода-вывода информации.

Цель изобретения — повышение точности и КПД передачи путем компенсации волнообразного характера делительной линии рейки.

На фиг. 1 показана зубчато-реечная передача, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — зубчато-реечная передача, вид сверху.

Зубчато-реечная передача содержит корпус 1, установленную в нем зубчатую рейку 2, взаимодействующие с рейкой зубчатое колесо 3, установленное на приводном валу 4 двигателя 5, который установлен на ползуне 6. Ползун 6 установлен в направляющих 7 каретки 8 с возможностью перемещения в направлении, перпендикуляр- 20 ном оси рейки 2, и подпружинен относительно каретки 8 с помощью пружин 9.

В каретке 8 закреплен блок с подшипниками 10, которые взаимодействуют с направляющей 11, установленной в корпусе 1 параллельно рейке 2. В корпусе 1 установлен копир 12, выполненный в виде пластины с продольными пазами 13, в которых установлены эксцентрики 14, а ползун 6 снабжен роликом 15, взаимодействующим с копиром 12.

Передача работает следующим образом.

При вращении приводного вала 4 двигателя 5 зубчатое колесо 3 откатывается по рейке 2 и перемещает каретку 8 по направляющей 11. Выборка люфта в зубчатом зацеплении осуществляется пружинами 9, которые прижимают ролик 15 к копиру 12.

Если рейка имеет большую длину или состоит из нескольких секций, то для компенсации волнообразного характера делительной линии рейки поворотами эксцентриков 14 в пазах 13 копира 12 добиваются выборки люфта между зубчатым колесом 3 и рейкой 2 по всей ее длине.

Зубчато-реечная передача, содержащая корпус, установленную в нем неподвижно зубчатую рейку, каретку, установленную с возможностью перемещения вдоль зубчатой рейки, ползун, установленный в каретке с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси рейки, и взаимодействующее с рейкой зубчатое колесо, вал которого установлен в ползуне с возможностью вращения, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и КПД передачи путем компенсации волнообразного характера делительной линии рейки, передача снабжена копиром, выполненным в виде установленной неподвижно в корпусе параллельно рейке пластины с продольными пазами, эксцентриками, установленными в соответствующих пазах пластины с возможностью вращения, и роликом, установленным на ползуне и предназначенным для взаимодействия с копиром, а ползун подпружинен относительно каретки в направлении, перпендикулярном оси рейки.

1597480

Составитель А. Николаев

Редактор О. Головач Техред А. К р а вчу к Корректор М. Пожо

Заказ 3037 Тираж 485 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Га-àðèíà,,!01

Зубчато-реечная передача Зубчато-реечная передача Зубчато-реечная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реечно-храповых механизмах

Изобретение относится к зубчато-реечным преобразователям вращательного движения в поступательное и может быть использовано в роботах и манипуляторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное и обратное ему, и может быть использовано в насосах, компрессорах, двигателях внутреннего сгорания и других машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в технологических машинах с прерывистым движением ведомого звена, где необходимо изменение скорости движения, величины шага или настройка на точную величину шага

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах с прерывистым вращением ведомого звена

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в различных устройствах для перемещения ведомых звеньев в любом направлении в плоскости их расположения

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение, например, в подъемниках для подъема крупногабаритных грузов

Изобретение относится к магаиностроенито, я именно к механизмам для преобразования пращательного движения в поступательное, используемым в различных отраслях техники

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим приводам для преобразования возвратно-поступательного движения входных звеньев в возвратно-вращательное движение выходного звена

Изобретение относится к области двигателестроения, компрессоростроения, а именно к устройству преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное (и наоборот)

Изобретение относится к двигателестроению и, в частности, к устройствам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащим зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с подвижной зубчатой рамкой

Изобретение относится к области механики, используется в качестве преобразователя движений и может быть применено в различных отраслях, в том числе и в медицине в автодистракторных системах Илизарова

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано в приводе велосипеда

Изобретение относится к машиностроению, производящему механизмы транспортировки грузов на расстоянии, вдвое большее, чем возможна подача цилиндром с ограниченным ходом

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования возвратного движения во вращательное, и может быть использовано, например, в передачах с мускульным приводом, в частности – в приводе велосипеда

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании транспортных и технологических модулей
Наверх