Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и работы на двух фазах

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите. Цель изобретения - повышение надежности, получение необходимых защитных характеристик трехфазных электродвигателей с разными классами изоляции, уменьшение ZBOB . А В слг времени восстановления устройства для повторного включения после срабатывания. При возникновении в цепи питания электродвигателя трехфазной, двухфазной (обрыв фазы) или однофазной (асимметрия токов) перегрузки увеличивается максимальное выпрямленное напряжение на выходе выпрямителя 2 и резисторном делителе 5. Вследствие этого стабилитрон 9 открывается , появляется ток в цепи базы транзистора 12, последний открывается, а транзистор 15 закрывается, контакты геркона 18 размыкаются , после заряда накопительных конденсаторов 13 транзистор 21 закрывается, транзистор 35 открывается, а транзистор 38 и тиристор 40 закрываются, катушка 42 магнитного пускателя обесточивается и электродвигатель отключается от сети. 2 ил. сл с о N)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s Н 02 Н 7/08

-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4332149/07 (22) 23.11.87 (46) 15.01,91. Бюл. N. 2 (75) Г.С,Герасименко (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 771794, кл, Н 02 H 7/08, 1978.

ABTGpcKoe свидетельство СССР

М 1201946, кл, Н 02 Н 7/08, 1984. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 0Т ПЕРЕГРУЗКИ И РАБОТы НА ДВУХ ФАЗАХ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, Цель изобретения — повышение надежности, получение необходимых защитных характеристик трехфазных электродвигателей с разными классами изоляции, уменьшение

"ИЮЮ

Я Я fhf.„.. Ж 1621116 А1 времени восстановления устройства для повторного включения после срабатывания.

При возникновении в цепи питания электродвигателя трехфазной, двухфазной (обрыв фазы) или однофазной (асимметрия токов) перегрузки увеличивается максимальное выпрямленное напряжение на выходе выпрямителя 2 и резисторном делителе 5.

Вследствие этого стабилитрон 9 открывается, появляется ток в цепи базы транзистора

12, последний открывается, а транзистор 15 закрывается, контакты геркона 18 размыкаются, после заряда накопительных конденсаторов 13 транзистор 21 закрывается, транзистор 35 открывается, а транзистор 38 и тиристор 40 закрываются, катушка 42 магнитного пускателя обесточивается и электродвигатель отключается от сети. 2 ил. с

1621116

25

Изобретение относится к электротехнике, предназначено для защиты трехфазных электродвигателей переменного тока при аварийных режимах работы и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, Цель изобретения — повышение надежности, получение необходимых защитных характеристик трехфазных электродвигателей в широком диапазоне мощностей с разными классами изоляции, уменьшение времени восстановления устройства для повторного включения после срабатывания.

На фиг.1 представлена электрическая схема устройства; на фиг.2 — защитные характеристики устройства с учетом экспоненциального закона нагрева, которые расположены несколько ниже перегрузочных характеристик двигателей с соответствующими классами изоляции обмоток (А, Е, В, F).

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя содержит датчики 1 тока, подключенные через выпрямитель 2 к группе резисторов 3 с переключателем 4 и резисторному делителю 5 напряжения, а через дополнительный резистор 6 к сглаживающему конденсатору 7 и первому стабилитрону 8, которые включены параллельно.

Элемент, реагирующий на перегрузку и асимметрию токов, выполнен на втором стабилитроне 9, который анодом соединен с движком резисторного делителя 5 напряжения и катодом через конденсатор 10 с плюсом выпрямителя 2, через первый резистор

11 с базой первого транзистора 12 узла разряда накопительных конденсаторов 13, коллектор которого через второй резистор

14 соединен с анодом первого стабилитрона 8, а через третий резистор 15 с базой второго транзистора 16 узла разряда конденсаторов 13, коллектор которого через катушку 17 управления геркона 18 также соединен с анодом первого стабилитрона 8, эмиттеры первого 12 и второго 16 транзисторов узла разряда конденсаторов 13 соединены с плюсом выпрямителя 2, через первый зарядный резистор 19, группу включенных параллельно накопительных конденсаторов 13 и включенный последовательно с ней перемыкатель 20 с базой транзистора 21 усилителя элемента выдержки времени, параллельно группе накопительных конденсаторов 13 и перемыкателю 20 включена цепочка геркон 18 — первый разрядный резистор 22, через второй зарядный резистор 23, малоемкостный конденсатор

24 и второй разрядный резистор 25, которые включены параллельно между собой, а катод — анод первого диода 26 — с базой тран1 г зистора 21 усилителя элемента выдержки времени, а через параллельно-последовательно включенные четвертый резистор 27 терморезистор 28, пятый резистор 29 и первую группу последовательно включенных (катод — анод) диодов 30 с коллектором транзистора 21 усилителя элемента задержки времени, который через вторую группу (катод — анод) диодов 31, включенные параллельно конденсатор 32 и шестой резистор

33 соединен с плюсом выпрямителя 2 и через катод-анод диода 34 — с базой первого транзистора 35 выходного усилителя, а эмиттер транзистора 21 усилителя элемента выдержки времени соединен с плюсом выпрямителя 2, Коллектор первого транзистора 35 выходного усилителя через седьмой резистор 36 соединен с анодом первого стабилитрона 8, а через восьмой резистор 37— с базой второго транзистора 38 выходного усилителя, коллектор которого через девятый резистор 39 соединен с управляющим электродом тиристора 40 исполнительного органа, эмиттеры первого 35 и второго 38 транзисторов выходного усилителя соединены с плюсом выпрямителя 2. Катод тиристора 40 исполнительного органа соединен с анодом первого стабилитрона 8 и минусом моста выпрямителя 41 цепи управления магнитным пускателем, а анод тиристора 40 исполнительного органа соединен с плюсом моста выпрямителя 41 управления магнитным пускателем. Один конец входа моста выпрямителя 41 соединен с клеммой кнопки

"Пуск" и через катушку 42 магнитного пускателя исполнительного органа с нейтральным проводом или фазой А сети (зависит от напряжения катушки). Второй конец входа моста выпрямителя 41 соединен с одной клеммой блокирующего контакта 43, вторая клемма которого соединена с второй клеммой кнопки "Пуск" 44 и клеммой кнопки

"Стоп" 45, вторая клемма которой соединена с фазой С сети. Силовые контакты 46 магнитного пускателя включены в линии фаз А, В и С сети, питающей электродвигатель.

Устройство работает следующим образом.

При нагрузке в фазах электродвигателя, не превышающей номинального значения, стабилитрон 9 закрыт, транзистор 12 также закрыт, так как в цепи его базы ток отсутствует, а транзистор 16 открыт, катушка 17 управления геркона 18 находится под током, контакты геркона 18 замкнуты накопительные конденсаторы 13 разряжаются через перемыкатель 20 и первый разрядный резистор 22. На транзистор 21 ток не поступает, он также отсутствует и а цепи базы

1621116

30

55 транзистора 35, транзистор 35 закрыт, а транзистор 38 и тиристор 40 открыты. Катушка 42 магнитного пускателя при этом находится под напряжением, контакты 46 замкнуты, электродвигатель подключен к сети.

При возникновении в цепи питания электродвигателя трехфазной, двухфазной (обрыв фазы) или однофазной (асимметрия токов) перегрузки увеличивается максимальное выпрямленное напряжение на выходе выпрямителя 2 и резисторном делителе 5. Вследствие этого второй стабилитрон 9 открывается (открывается максимальным выпрямленным напряжением, которое при одном и том же токе перегрузки двигателя, при разных режимах работы, больше при двухфазной или однофазной перегрузке. следовательно, устройство реагирует не только на трехфазную перегрузку, но и двухфазную или однофазную), появляется ток в цепи базы транзистора 12, он открывается, а транзистор 16 закрывается и катушка 17 геркона 18 обесточивается, контакты геркона 18 размыкаются, в цепи резистор 19 — накопительные конденсаторы 13— перемыкатель 20 — база транзистора 21 появляется зарядный ток, транзистор 21 открывается, шунтируя эмиттер-коллектором эмиттер — базу транзистора 35, поале заряда накопительных конденсаторов 13 транзистор 21 закрывается, В цепи базы транзистора 35 появляется ток, транзистор 35 открывается, а транзистор 38 и тиристор 40 закрываются, катушка 42 магнитного пускателя обесточивается, контакты 46 размыкаются, отключая электродвигатель от сети.

Время срабатывания устройства защиты зависит в основном от величины напряжения на элементе выдержки времени, сопротивления зарядного резистора 19 и емкости накопительных конденсаторов 13, коэффициента усиления транзистора 21, а также сопротивления группы диодов 30, включенных в цепи коллектора транзистора

21, выполняющих роль нелинейного элемента.

При малых перегрузках электродвигателя, а значит, и малом напряжении на элементе выдержки времени транзистор 21 работает в режиме насыщения, так как группа диодов 30 в цепи коллектора создает большое сопротивление, вследствие чего выдержка времени получается большой. С увеличением перегрузки растет напряжение на элементе выдержки времени, а значит, уменьшается сопротивление группы диодов 30 в цепи коллектора транзистора

21, он переходит из режима насыщения в нормальный (активный) режим работы, вследствие чего выдержка времени уменьшается т,е. с увеличением перегрузки (1,156,0) tH резко уменьшается выдержка времени. При определенных значениях сопротивления зарядного резистора 19, емкости накопительных конденсаторов 13 (изменение емкости перемыкателем 20), коэффициента усиления транзистора .21, а также сопротивлений резисторов 27, 28 и 29 и изменяющемся сопротивлении группы диодов

30 в цепи коллектора транзистора 21 получаются защитные характеристики устройства с учетом экспоненциального закона нагрева, близкие (расположенные несколько ниже) к перегрузочным характеристикам двигателей с соответствующим классом изоляции обмоток А, Е, В и F (фиг.2). Это достигается путем включения перемыкателем 20 одного, а затем параллельно двух, трех и четырех конденсаторов группы накопительных конденсаторов 13 без изменения при этом заданной уставки устройства, которая выставляется только один раз подвижным контактом резисторного делителя

5 напряжения при настройке устройства.

Устройство с такими защитными характеристиками способно надежно защищать электродвигатель при недопустимых перегрузках, а также обеспечивает возможность наиболее полно использовать перегрузочную способность электродвигателя с учетом класса изоляции его обмоток (А, Е, В и F).

Благодаря наличию сглаживающего конденсатора 10 на входе элемента выдержки времени защитные характеристики устройства при двухфазной (обрыв фазы) перегрузке мало отличаются (совпадают, что зависит от величины емкости конденсатора 10) от защитных характеристик при трехфазной перегрузке, так как конденсатор 10 уменьшает пульсацию на элементе выдержки времени при двухфазной перегрузке и тем самым не допускает снижения напряжения на нем, сохраняя его таким, каким оно было при трехфазной перегрузке, При этом заданная уставка устройства остается почти неизменной.

Благодаря наличию вустройствезащиты электродвигателей цепочки резистор

23 — параллельно включенные конденсатор

24 и резистор 25 — диод 26, а также параллельно включенных группы диодов 31, конденсатора 32 и резистора 33 двигатель сразу можно включить в сеть после отключения его вследствие перегрузки, так как конденсаторы 24 и 32 быстро разряжаются.

Если перегрузка исчезает, двигатель после повторного включения продолжает работать так как транзистор 12 закрыт, а транзистор 16 открыт, по катушке 17 геркона 18

55 проходит ток, контакты геркона 18 замкнуты, конденсаторы 13 разряжаются на резистор 22 и через определенное время устройство готово к повторному отключению двигателя с необходимой выдержкой времени, соответствующей перегрузке двигателя и классу изоляции его обмоток; если перегрузка остается, двигатель сразу же отключается после повторного включения, так как транзистор 12 открыт, а транзистор 16 закрыт, ток по катушке 17 геркона 18 не проходит, контакты геркона 18 разомкнуты, конденсаторы 13 не разряжаются, остаются заряженными. Так повторяется до тех пор, пока остается перегрузка двигателя.

-Благодаря наличию в устройстве терморезистора 28, включенного параллельно резистору 27, группы диодов 30, включенных в цепи коллектора транзистора 21, а также диода 34, включенного в цепи база транзистора 35 — коллектор транзистора 21, заданная уставка и защитные характеристики практически не зависят от температуры окружающей среды (+40...-20 С), Включая переключателем 4 разные резисторы группы резисторов 3, подключенные на выход выпрямителя 2, а также одновременно изменяя количество витков первичных обмоток датчиков 1.тока (токоподводов к двигателю), сохраняя при этом соответствующие ампервитки при каждом положении переключателя 4, устройство обеспечивает защиту двигателей широкого диапазона мощностей (от 0,06 до 75 кВт— непосредственно, выше 75 кВт — с использованием стандартных трансформаторов тока).

Конструктивно полупроводниковая схема устройства защиты электродвигателей выполнена на одной печатной плате и помещена в герметический корпус. На верхней части корпуса имеются малогабаритные сердечники датчиков тока, на которые наматываются первичные обмотки (токоподвода к двигателю). Количество витков зависит от мощности и тока двигателя.

Применение изобретения обеспечивает повышение срока службы и эффективности использования электродвигателей, получение при максимальной надежности и неизменной заданной уставке необходимых защитных характеристик, близких к перегрузочным характеристикам двигателей с разными классами изоляции обмоток (А, Е, В, F), дающих возможность наиболее полно использовать перегрузочную способность двигателей, быстрое восстановление работы двигателя при повторном включении в случае исчезновения перегрузки и отключения двигателя повторно, если перегрузка продолжает оставаться, а также расширение возможности использования устройства для двигателей широкого диапазона мощности.

Формула изобретения

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и работы на двух фазах, содержащее датчик тока с выводами первичных обмоток для включения последовательно с силовыми контактами магнитного пускателя в каждый фазовый провод, питающий электродвигатель, выпрямительный мост, входом соединенный с вторичными обмотками датчиков тока, резисторный делитель, подключенный к выходу выпрямителя, минусовый вывод которого через дополнительный резистор соединен с первыми выводами первого сглаживающего конденсатора и первого стабилитрона, включенных между собой параллельно, блок выдержки времени, второй сглаживающий конденсатор, подключенный одним выводом через второй стабилитрон к реэисторному делителю, другим выводом— к плюсовому выводу выпрямителя и вторым выводам первого стабилитрона и первого сглаживающего конденсатора, выходной усилитель, к выходу которого подклачен вход исполнительного органа, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, получения необходимых защитных характеристик трехфазных электродвигателей в широком диапазоне мощностей с разными классами изоляции, уменьшения времени восстановления устройства для повторного включения после срабатывания, оно дополнительно снабжено группой резисторов с переключателем, а блок выдержки времени выполнен в виде узла разряда накопительных конденсаторов, группы накопительных конденсаторов с перемыкателем, усилителя выдержки времени, первой цепочки из последовательно включенных первого разрядного резистора и контактов геркона, второй цепочки, состоящей иэ последовательно включенных первого диода, малоемкостного конденсатора и второго разрядного резистора, параллельно включенного малоемкостному конденсатору, при этом база транзистора усилителя выдержки времени через перемыкатель, группу параллельно включенных накопительных конделсаторов и первый зарядный резистор подключена к катоду второго стабилитрона, параллельно перемыкателю и группе накопительных конденсаторов включена цепочка из последовательно включенных первого разрядного резистора и

1621116

ЛЮ . t

1Л)

Уд бО

1

Ю

Ю

I Ф

У Ф Ю 7ЮУ1Р 15

Фиг.8

Составитель В. Орлов

Редактор Л. Веселовская Техред М.Моргентал

Корректор H. Король

Заказ 4252 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 контактов геркона, а общая точка перемыкателя и первого разрядного резистора через анод- катод первого диода, малоемкостный конденсатор зашунтированный вторым разрядным резистором, и,второй зарядный резистор подключен к катоду второго стабилитрона, который через четвертый резистор, зашунтированный термореэистором, пятый резистор, группу последовательно включенных диодов подключен к коллектору транзистора усилителя выдержки времени, котооый через катод— анод второго диода подключен к входу выходного усилителя, параллельно змиттерноколлекторному переходу транзистора усилителя выдержки времени подключены вторая группа последовательно включенных диодов, конденсатор и шестой резистор, а змиттер транзистора соединен с плюсовым выводом выпрямителя и эмитте5 рами транзистора выходного усилителя и узла разряда конденсаторов, выполненного в виде двухтранэисторного усилителя, база первого транзистора которого через первый резистор соединена с катодом второго ста10 билитрона, а коллектор через второй резистор соединен с анодом первого стабилитрона и через третий резистор с базой второго транзистора узла разряда конденсаторов, коллектор которого через

15 обмотку управления геркона также соединен с анодом первого стабилитрона,

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и работы на двух фазах Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и работы на двух фазах Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и работы на двух фазах Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и работы на двух фазах Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки и работы на двух фазах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приборах электроавтоматики

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам с синхронными двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты от несимметричных режимов работы потребителей электроэнергии

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам релейной защиты

Изобретение относится к нефтяной промышленности и касается защиты погружного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в автоматизированном электроприводе переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты обмоток электродвигателей от конденсации влаги

Изобретение относится к электротехнике, а именно к средствам защиты машин постоянного тока от перегрева, и может найти применение в системах электропривода общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх